Файл: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ (Понятие и основные признаки).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ
1.1. Понятие и основные признаки судебной власти
1.2. Организация и функции судебной власти
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Принципы организации работы судов в России
2.2. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент
Иными словами, оно как раз нос дефекты конструкций еще оно еще сон обеспечения судов, еще оно еще сон использовавшихся до но еще оно кот еще 1991 г., еще оно еще сон состоят не оно как раз нос только и оно как раз нос не столько но еще оно кот еще в очевидной еще оно еще сон административной зависимости оно как раз нос нижестоящих судов но еще оно кот еще от вышестоящих оно как раз нос или от раз так нос органов юстиции[32], бар оно раб ток сколько в но еще оно кот еще отсутствии задачи еще оно еще сон по обеспечению бар оно раб ток независимости судей еще оно еще сон и судов бар оно раб ток вообще. Не но еще оно кот еще случайно функция, но еще оно кот еще известная сегодня раз так нос как организационное бар оно раб ток обеспечение судов, раз так нос ранее формулировалась бар оно раб ток как организационное но еще оно кот еще руководство ими бар оно раб ток (п. 1 оно как раз нос упомянутого Положения раз так нос о Министерстве бар оно раб ток юстиции СССР). бар оно раб ток Именно поэтому оно как раз нос решение вопроса раз так нос об освобождении еще оно еще сон судебной власти раз так нос из недр раз так нос советской власти, раз так нос обретение ею еще оно еще сон независимости как оно как раз нос от законодательной, бар оно раб ток так и раз так нос от исполнительной но еще оно кот еще ветвей государственной но еще оно кот еще власти одновременно раз так нос означало решение еще оно еще сон вопроса о еще оно еще сон максимально эффективном оно как раз нос способе ее оно как раз нос обеспечения за раз так нос пределами этих оно как раз нос двух ветвей оно как раз нос государственной власти.
Как совершенно оно как раз нос обоснованно отмечает раз так нос А.Ф. Изварина, бар оно раб ток «Для нормальной еще оно еще сон работы любого еще оно еще сон суда в еще оно еще сон «иерархии» судов раз так нос требуется от но еще оно кот еще его работников еще оно еще сон верное исполнение оно как раз нос законов, инструктивных но еще оно кот еще предписаний, отказ оно как раз нос от формализма еще оно еще сон в работе, еще оно еще сон грубости, волокиты, раз так нос невежества, нарушения еще оно еще сон прав. Аппарат оно как раз нос судов, устоявшийся оно как раз нос за долгие оно как раз нос годы, не раз так нос требует «радикального еще оно еще сон реформирования». Он но еще оно кот еще должен действовать бар оно раб ток продуманно, целенаправленно, оно как раз нос осознавая, что бар оно раб ток от него раз так нос тоже зависит оно как раз нос авторитет суда, оно как раз нос и по еще оно еще сон действиям аппарата, раз так нос по степени еще оно еще сон его организованности, еще оно еще сон четкости в оно как раз нос работе, ответственности раз так нос судят о раз так нос судебной власти. раз так нос Аппарат суда бар оно раб ток должен работать но еще оно кот еще слаженно, как но еще оно кот еще хорошо отрегулированный но еще оно кот еще механизм. Судебный но еще оно кот еще аппарат -особый еще оно еще сон аппарат: он раз так нос помогает выполнять еще оно еще сон и проявлять раз так нос (являть народу) бар оно раб ток саму судебную раз так нос власть.»[33]
Практика работы оно как раз нос различных учреждений, раз так нос организаций, ведомств бар оно раб ток и т.п. но еще оно кот еще свидетельствует о но еще оно кот еще том, что еще оно еще сон результаты их еще оно еще сон деятельности во бар оно раб ток многом зависят но еще оно кот еще оттого, кто бар оно раб ток их возглавляет. еще оно еще сон Это положение еще оно еще сон полностью распространяется бар оно раб ток и на оно как раз нос работу судов. оно как раз нос Значимость этого еще оно еще сон фактора возрастает раз так нос в условиях раз так нос отсутствия экономической еще оно еще сон стабильности, снижения бар оно раб ток уровня жизни бар оно раб ток населения, роста бар оно раб ток преступности, хронического но еще оно кот еще недофинансирования судебной раз так нос системы, существенного оно как раз нос увеличения количества но еще оно кот еще уголовных, гражданских но еще оно кот еще и административных раз так нос дел, когда бар оно раб ток фактическая нагрузка еще оно еще сон па судей оно как раз нос и работников раз так нос аппаратов судов но еще оно кот еще превышает установленные но еще оно кот еще нормы более бар оно раб ток чем в еще оно еще сон Зраза[34].
Каждую структурную еще оно еще сон единицу (суд) еще оно еще сон судебной системы, еще оно еще сон кроме мировой но еще оно кот еще юстиции, в бар оно раб ток Российской Федерации бар оно раб ток возглавляет председатель еще оно еще сон суда.
Председатель районного бар оно раб ток суда выполняет оно как раз нос те же еще оно еще сон функции, что оно как раз нос и судья. бар оно раб ток Он не раз так нос освобождается от бар оно раб ток обязанностей рассматривать бар оно раб ток и разрешать бар оно раб ток судебные дача; но еще оно кот еще уголовные, гражданские, бар оно раб ток административные. Имея раз так нос обязанности, председатель еще оно еще сон не утрачивает, раз так нос соответственно, и оно как раз нос своих прав, бар оно раб ток предоставленных ему бар оно раб ток законом.
Председатель районного суда и его заместитель назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей края или области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и согласованному в порядке, установленном и.6 ст.13 Закона «О судебной системе РФ». Пункт 6 ст. 13 Закона «О статусе судей в РФ» предусматривает обязательное согласование с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В односоставном суде судья одновременно является председателем суда. В многосоставных судах председателем суда является один из судей.
Районный суд, которым приходится руководить председателю, является основным звеном в судебной системе. Традиционно, как и ранее, он является судом первой инстанции, но одновременно становится и судом второй инстанции, т.е. наделяется контрольными функциями по отношению к нижестоящему суду, с учетом сегодняшних реалийпо отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района[35].
За исключением дел, отнесенных к компетенции мировых судей, Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подсудность которых, как правило, определяется местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица, местом нахождения имущества в виде строения. Основные категории дел, рассматриваемых районными судами, - это дела, связанные со спорами, вытекающими из гражданских, семейных, трудовых, земельных отношений. Районный суд рассматривает все уголовные дела, кроме дел, отнесенных к подсудности вышестоящих судов и военных судов, т.е. за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими. Этому суду подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства.
Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.
При единоличном рассмотрении судья действует от имени суда. Коллегиальное рассмотрение гражданских дел в суде первой инстанции - исключение из общего правила (ст. 7 ГПК РФ). Коллегиальное рассмотрение в составе трех профессиональных судей предусмотрено, например, по делам о расформировании избирательной комиссии (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ),
Уголовные дела суд первой инстанции рассматривает в следующем составе:
- судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы[36];
- судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого — уголовные дела о преступлениях, указанных в части 3 ст. 31 УПК РФ[37].
- коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции-уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в части 3 статьи 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 2 части 2 статьи 30 УПК РФ;
- мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда в настоящее время установлены Законом «О судоустройстве РСФСР». Принятый в 1981 году, он в значительной мере устарел. Несмотря на изменения, внесенные в последние годы, почти все статьи нуждаются в полном изменении (например, ст. 21— 24, 27 и 28).
Часть 3 ст. 21 Закона о судебной системе РФ определяет, что полномочия, порядок образования и деятельности суда должны устанавливаться федеральным конституционным законом. Возможно, таковыми будут законы «О судоустройстве РФ» либо «О районном и приравненном к нему суду» или «О судах общей юрисдикции»[38].
Описанный объем работы районного суда обслуживает вместе с судьями канцелярия суда. Председатель районного суда будучи старшим среди равных судей, обеспечивает организацию работы суда и его нормальное функционирование.
В процессе осуществления правосудия председатель федерального районного суда по сравнению с другими судьями не обладает большими правами, и в нормах процессуального законодательства невозможно найти также различий между судьями, которые председательствуют в судебных заседаниях (председатель суда и председательствующий в судебном заседании - разные понятия). При рассмотрении дел в коллегиальном составе председатель как судья и председательствующий судья имеют равное процессуально-правовое положение.
Однако председателю приходится заниматься решением организационных вопросов, которые он правомочен рассматривать.
Председатель организует работу по рассмотрению судебных дел в соответствии с нормами материального и процессуального права, распределяет дела между судьями, заменяет судей в случае их болезни, чтобы не допускать срыва судебного заседания, устанавливает график приема граждан судьями, обеспечивает своевременное распределение и рассмотрение входящей корреспонденции, направление в предусмотренные законом сроки сторонам и другим участникам процесса исполнительных листов, необходимых копий решений и иных документов, т.е. производит действия, направленные на реализацию судебного заседания осуществляет другие мероприятия по суду и представляет суд.
2.2. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент
Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется в трех организационных формах[39]. Первую составляет деятельность аппарата Верховного Суда РФ по обеспечению деятельности этого Суда (аналогично с моделями обеспечения Конституционного и Высшего Арбитражного судов РФ). Вторая охватывает деятельность Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, на который возложена функция обеспечения всех иных федеральных судов общей юрисдикции и отчасти мировых судей (судей субъектов Федерации). И третья форма реализуется в отношении мировых судей.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" деятельность Верховного Суда РФ, так же как и Конституционного и Высшего Арбитражного судов, обеспечивается его аппаратом. В настоящий момент отсутствует акт законодательного уровня, определяющий порядок и формы реализации такой деятельности, и она осуществляется на основании внутренних документов (положений и инструкций) Верховного Суда РФ, утверждаемых его руководителями. В составе этого Суда действуют секретариаты Пленума и Президиума, секретариаты судебных коллегий по гражданским и по уголовным делам, а также Военной коллегии (каждый из которых включает в себя канцелярии судебных составов - от 3 до 8), отделы обобщения судебной практики, работы с законодательством, проверки судебных решений в порядке надзора, контроля и исполнения решений, приема граждан, международно-правовой отдел, управление делами и др. Все эти подразделения осуществляют как организационное, так и информационное и отчасти материально-техническое обеспечение. Отдел кадров Верховного Суда РФ реализует функцию подбора и расстановки кадров аппарата Верховного Суда РФ, оказывает помощь в осуществлении кадрового обеспечения иных федеральных судов Председателю Верховного Суда РФ, сотрудничая в этом процессе с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Высшей квалификационной коллегией судей. На планово-финансовое и хозяйственное управления возложено финансовое и материально-техническое обеспечение этого Суда.