Файл: СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ (Понятие и основные признаки).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ
1.1. Понятие и основные признаки судебной власти
1.2. Организация и функции судебной власти
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Принципы организации работы судов в России
2.2. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент
5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.
6.Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти[19]. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону[20]. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений[21].
1.2. Организация и функции судебной власти
В Конституции РФ закреплено общее правило о том, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда следует, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Поэтому субъекты РФ не могут создавать особые судебные системы, так как это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Помимо конституционного законодательства правовую основу судебной системы составляют обычные законы и иные правовые документы (законы о статусе судей, процессуальные кодексы, указы президента, регулирующие отдельные вопросы организации и функционирования судебной системы).
Суд – особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства – рассмотрения в строгом соответствии с процессуальным порядком дел различных категорий и принятия решений по их существу.
Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (коллегия или президиум), выполняющие какую-либо функцию, связанную с рассмотрением и разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений. Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу. Суд второй инстанции (апелляционный или кассационный) занимается проверкой решений, не вступивших в силу (в течение 10 дней). Суд третьей, надзорной инстанции занимается проверкой законности, обоснованности и справедливости решений, вступивших в законную силу.
Все суды РФ составляют судебную систему Российской Федерации. Понятие судебной системы также можно определить как совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений РФ всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процессуальных формах.
В соответствие со ст. 4 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
Конституционный суд РФ;
Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные(уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.
В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы, которое обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единого статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Функции судебной власти
Основной, наиболее важной функцией судебной власти является функция осуществления правосудия. Именно с правосудием тесно связано принятие решений по вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.
Правосудие обладает рядом отличительных признаков. Один из них – общеобязательность актов правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т.д.).Он означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Следующий признак заключается в том, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами (разбирательство гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, конституционное судопроизводство). Другим признаком является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регулируется законом. К отличительным признакам правосудия также относится то, что оно может осуществляться только особым органом – судом (судьей).
С учетом перечисленных признаков содержание правосудия можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел, а также конституционное судопроизводство при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений[22]. Именно правосудие как главная функция суда определяет специфику судебной власти и ее место в государственном механизме. Поэтому функция правосудия является основным объектом конституционного регулирования.
Другой важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Эта функция отражена в ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ. Судебное решение предусмотрено Конституцией как единственное основание применения органами, осуществляющими следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).
Толкование правовых норм. Формой выражения данной функции является толкование правовых норм Конституционным Судом Российской федерации Конституции РФ (ч. 5 ст. 125). Оно служит разновидностью легального толкования. Разъяснения Верховного Суда РФ, издаваемые в виде постановлений его пленума, также являются формой толкования. Они обязательны для судебных и всех иных органов, участвующих в судебной деятельности (прокуроров, адвокатов и т.д.).
Официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, также является одной из функций судебной власти. Только суд может признатьгражданина умершим или безвестно отсутствующим, признать имущество бесхозяйным и др.
Ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан РФ имеет немаловажное значение для правоприменительной практики. Как и при выполнении функции официального удостоверения, суд разрешает только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Например, с решением суда о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания связано ограничение конституционного права избирать и быть избранным,а также ряда других прав.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Принципы организации работы судов в России
Согласно ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В Конституции РФ закреплен принцип несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с выше ообозначенными положениями Конституции РФ важное значение имеет организационное обеспечение деятельности судов.
Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и но еще оно кот еще иного характера, оно как раз нос направленные на но еще оно кот еще создание условий оно как раз нос для полного еще оно еще сон и независимого раз так нос осуществления правосудия. но еще оно кот еще Хотя данное но еще оно кот еще определение содержится бар оно раб ток в ч. но еще оно кот еще 2 ст. но еще оно кот еще 1 Федерального раз так нос закона от бар оно раб ток 8 января бар оно раб ток 1998 г. еще оно еще сон "О Судебном но еще оно кот еще департаменте при еще оно еще сон Верховном Суде еще оно еще сон Российской Федерации"[23], еще оно еще сон оно, безусловно, еще оно еще сон может быть но еще оно кот еще отнесено и оно как раз нос к иным оно как раз нос подсистемам судебной бар оно раб ток власти, а бар оно раб ток не только но еще оно кот еще подсистеме судов еще оно еще сон общей юрисдикции. оно как раз нос Выше уже раз так нос было отмечено, но еще оно кот еще что принцип раз так нос адекватного ресурсного бар оно раб ток обеспечения судебной оно как раз нос власти выступает но еще оно кот еще одной из еще оно еще сон составляющих принципа еще оно еще сон независимости судебной раз так нос власти, поэтому оно как раз нос в дальнейшем еще оно еще сон понятия "организационное" но еще оно кот еще и "ресурсное" бар оно раб ток обеспечение будут еще оно еще сон использоваться как бар оно раб ток обобщающие или бар оно раб ток родовые, а но еще оно кот еще иные перечисленные еще оно еще сон понятия - еще оно еще сон как характеризующие оно как раз нос один из оно как раз нос видов организационного оно как раз нос (ресурсного) обеспечения.