Файл: Понятие и виды источников права (Классификация источников права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Восприятие источника права в материальном смысле происходит сложнее и более емко. Как источник здесь выступает материальная сила, способная создать право, система экономических отношений общества и его материальные условия жизни.[13] Но при таком подходе имеют место быть противоречия, возникающие между материальными условиями жизни общества и правотворческой деятельностью государственных органов как политической силой правотворчества.

Несмотря на то, что органы государственной власти являются решающим источником формирования и формулирования права, они далеко не всегда базируют свою правотворческую деятельность, учитывая назревшие экономические потребности. Граждане могли бы только мечтать о том, чтобы учитывались материальные условия жизни общества, но это, к сожалению, не является повседневной практикой. Если бы учет был, то не было бы несовершенных и неэффективных актов. Но, на мой взгляд, термин «источники права в материальном смысле» является уязвимым при своей абстрактности. Вся суть в том, что в материальных условиях жизни общества человеческие потребности и интересы, которые представляют собой совокупность экономической, политической, национальной, идеологической и прочей заинтересованности людей. И выделить среди всего этого многообразия только материальные отношения не всегда бывает возможным. Из этого можно сделать вывод, что понятие «источники права в материальном смысле» есть совокупность социальных источников права.

Под источником права в идеологическом смысле[14] следует понимать правосознание как идейную почву для формирования знаний о праве и о закономерностях правотворческой деятельности. В истории были такие случаи, когда в те периоды общественной жизни отдельных государств, когда правосознание становилось юридическим источником права (например, первые годы советской власти в России). Поэтому правосознание в области правотворчества обычно выполняет вспомогательную функцию.

Под источником права в познавательном смысле обычно принято понимать различные документы и материалы подготовки проектов конкретных форм права, которые способны объяснить причины и условия, в которых разрабатывался и вводился в действие тот или иной источник права. Поэтому подобного рода материалы становятся средством толкования правовых норм.

Таким образом, выделение источников права в материальном, идеологическом и познавательном смыслах имеет определенную ценность, но в то же время является слишком условным и достаточно неточным. Оно может с легкостью быть заменено более логичным и строгим делением всех источников права на формальные, или юридические, и социальные. Данное деление основывается на двух различных факторах:


1) Целенаправленное, формально определённое формирование норм права как результат деятельность компетентных, уполномоченных органов государственной власти.

2) Незапланированное возникновение норм права под влиянием факторов и явлений общественной жизни, которые не поддаются контролю. Момент введения в действие отсутствие и само действие тоже не ощутимо.

Но не будем забывать о том, что деятельность субъектов формально и юридически урегулирована, упорядочена, протекает в особых границах, а также, несомненно, имеет профессиональный характер. Но несмотря на это, действие истоков права спонтанно, практически незаметно и подчиняется влиянию законов общественного развития.

Субъекты и способы издания источников права являются критерием первичного их деления на легальные и социальные. Как уже ранее говорилось, что социальные источники это сложившиеся в определенном обществе, в данный момент времени, в различных сферах жизни факторы, которые обуславливают правотворческую деятельность субъектов, воплощая в содержание норм права политические, экономические и другие общественные интересы.

Для более наглядного рассмотрения основных черт источников права, нам предлагается понятие легальных источников права как субъектов, правомочных их устанавливать. Данное понятие означает некую силу, которая творит, создает права, её также в литературе некорректно называют источником права в материальном смысле. Тем временем, материальный смысл в содержание права привносится материальными общественными интересами. В России легальными и уполномоченными органами, разрабатывающие и вводящие в действие нормы права является народ, посредством референдума, государственные органы и должностные лица, а также некоторые общественные объединения. Принято считать, что легализм – одно из важнейших свойств источников права. Легальные источники права – это действующие в пределах правотворческой компетенции субъекты, разрабатывающие и вводящие в действие юридические источники или формы права.[15]

Из этого следует, что от легальных источников права можно перейти к юридическим, которые в отечественной юриспруденции обычно именуются формами права.

Под юридическими источниками права принято понимать официально закрепленные в виде определенных документов формы выражения и закрепления норм права. Это результаты правотворческой работы, уполномоченных на это государственных органов, признаваемые в определенном государстве нормоустанавливающими и обязательными для регулирования общественных отношений. К ним можно отнести: нормативные договоры, акты общественных объединений, правовые обычаи, юридическую практику, религиозные нормы, а также правовую доктрину. Разумеется, что в разных странах практическая роль источников права может отличаться из-за особенностей государственного строя и правовой системы.


Все юридические источники права делятся на санкционированные государством и установленные им. Данный способ деления источников права имеет важное познавательное значение. Оно позволяет не только привести в единую систему многочисленные источники права, но и предрекать их юридическую силу в зависимости от их близости к государственным органам, которые их создали. Понятие «форма права, установленная государством» означает, что источники права исходят непосредственно от государства, устанавливаются подвластными структурами и выражают волю государства. Основными источниками права в России являются нормативные акты, представленные законами и подзаконными актами. Это ведущие источники права, что подтверждает принадлежность России к романо-германской правовой системе.

Понятие «формы государства, санкционированные государством» означают систему источников, которые юридическую силу приобрели только с согласия государственных органов. Основные виды форм, которые санкционированы государством: нормативные договоры, акты общественных объединений, правовые обычаи, юридическая практика, религиозные нормы, а также правовая доктрина. Санкционированные источники права существуют и действуют только под руководства органов государства.

Все источники права делят на основные и вспомогательные в зависимости от юридической силы. Именно А.Ф. Шебанов[16] предложил такое деление и считал, что основные содержат в себе источники права, а вспомогательные, являясь нормативными по своему характеру, правовых норм не содержат. Ко вторым он относит юридические доктрины, которые разъясняют содержание основных. Но, к сожалению, данная классификация не устоялось из-за нечеткости вспомогательных форм права. Особенность вспомогательных источников права состоит в том, что они не создают новых правил, а дополняют, уточняют и конкретизируют уже существующие нормы права.

Все источники права кроме деления на основные и вспомогательные, легальные и юридические, можно также классифицировать по сфере действия, юридической силе, времени действия и кругу лиц. Данная классификация осуществляется не только в науке конституционного права, но и в других юридических науках. Самым значимым делением является классификация источников права на легальные и юридические.

1.3. Систематизация источников права


Проблема систематизации источников права в учебной и научной литературе часто рассматривается только относительно к системе нормативных актов. На самом деле, систематизация необходима всем формам выражения и закрепления норм права, то есть всем источникам права. И в юридической практике именно подобная систематизация реально и осуществляется. Систематизация действующих норм права не есть самоцель, а средство приведения их в определенный порядок, который обеспечивает удобство и эффективность их использования.

Систематизация – это упорядочивания источников права и содержащегося в них нормативного материала путём сбора, объединения и расположения в определенной последовательности, способствующей их правильной и эффективной реализации. Осуществлять систематизация источники права могут все заинтересованные в этом субъекты: должностные лица, граждане, юристы, государственные органы и др. Принято выделять три основные формы систематизации:

  1. Инкорпорация;
  2. Кодификация;
  3. Консолидация.[17]

Первая форма является такой систематизацией источников права, при которой осуществляется внешняя переработка нормативного материала, расположение и объединение его в определенной последовательности без изменения норм права. При инкорпорировании систематизируются внешние связи между нормами и актами их содержащими, акцентируется внимание на их общности, времени издания, имеющихся поправках и дополнениях.

Итогом этого является хронологическая или предметная инкорпорация. В хронологическом – нормативный материал выстраивается в зависимости от времени принятия, введения в действие различных правовых актов. В предметном – источники права объединяются в систему в зависимости от их отрасли (административное, уголовное и т.д. отрасли права). Особый акцент делается на изменениях, которые внесены в тексты законов, указов, постановлений и т.д. в последнее время. Также следует обратить внимание на то, что инкорпорация не ставит своей задачей внести изменения в систему правового регулирования. Её цель – напомнить всем заинтересованным субъектам о существовании каких-либо источников права и показать системные связи между ними. Неудивительно, что разнообразие инкорпорирования достаточно велико: от официальных сборников действующего законодательства до различных сборников нормативных актов, которые были изданы с коммерческими целями.

Также в юридической науке выделяет такие виды инкорпорации как официальная, официозная и неофициальная. В первом случае могут издаваться сборники законов, постановлений правительства, инструкции и т.д. по поручению и под контролем органов государственной власти. Слова-маркеры, которые являются показателем официальности опубликования текстов источников права являются грифы на титульном листе сборников: «официальное издание», «утверждаю», «согласен». Вторым признаком официального характера актов инкорпорации является участие в их редактировании и опубликовании руководителей органов, ранее принявших издаваемые источники.


Второй вид инкорпорации – официозная выглядит как подготовка и опубликование текстов источников права с согласия государственных органов, с учётом советов авторитетных учёных и руководителей властных структур. Официозность определяется авторитетным мнением специалистов, которые работают в данных органах и приняли участие в инкорпорации нормативного материала. Например, в практике Верховного Суда Российской Федерации имеется традиция периодически готовить и публиковать Сборники постановлений Пленума Верховного Суда за специально отведенные периоды времени. Они подготавливаются членами Научно-консультативного Совета, работниками Верховного Суда и авторитетными учеными-юристами.

Неофициальная инкорпорация представляет собой разнообразный слой систематизированного изложения текстов источников права, которое используют абсолютно все заинтересованные в этом субъекты. это может быть коммерческое опубликование текстом нормативных актов различными издательствами, создание компьютерных программ для поиска нормативного материала (небезызвестный нам Консультант Плюс), упорядочивание материала учеными-юристами и т.д.

Считается, что каждый уважающий себя и свою специальность юрист всегда имеет у себя дома или на работе различные журналы, вырезки из газет, распечатки текста законодательства, собирает, вклеивая изменения и дополнения к текстам источников права.

Под кодификацией принято понимать правотворческую по своему содержанию форму систематизации источников права, при которой происходит внутренняя и внешняя переработка нормативного материала за счёт внесения изменений, исправлений и дополнений в тексты уже имеющегося законодательства, в результате чего создаются практически новые или обновленные источники права.

Итак, кодификация – это официальная деятельность правотворческих органов по обновлению действующего законодательства, результатом которой являются новые источники права. как раз это и является её главным отличием от инкорпорации, которая, в свою очередь, не имеет конкретной цели и её может осуществлять любое заинтересованное в этом лицо. В юридической науке различают следующие виды кодификации:

  1. Всеобщая;
  2. Отраслевая;
  3. Специальная. [18]

В качестве примера всеобщей кодификации можно привести разработку и действие в революционное время «Свода законов Российской Империи». Отраслевая кодификация представлена Гражданским кодексом Российской Федерации. Последний вид кодификации выражается в правовом регулировании сравнительно узких сфер жизни общества (Лесной кодекс Российской Федерации).