Файл: Понятие и виды источников права (Классификация источников права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С одной стороны, с кодификацией тесно связана, а с другой отличается от неё консолидация источников права. Под консолидацией принято понимать особый приём, способ кодифицирования и выражает специальную задачу проводимой систематизации нормативного материала. Консолидирование означает объединение имеющегося нормативного материала при помощи устранения многочисленности норм права, сведением их в один нормативно-правовой акт. Это является средством унификации множественности источников права.

Таким образом, каждая форма систематизации правовых норм базируется на общих и своих собственных приемах и способов законодательной техники. Очевидно также, что отдельные виды источников права нуждаются в особых формах систематизации, которая определяются спецификой их текстуального выражения.[19]

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Нормативно-правовой акт

Нормативные акты, издаваемые государственными органами, а также должностными лицами относятся к источникам права. Они создают очень сложную многоуровневую систему источников права Российской Федерации, которые имеют горизонтальную и вертикальную структуры. Первая выражается в расположении нормативно-правовых актов по институт и отраслям права.[20] Вертикальная структура определяется федеративной природой Российского государства, наличием федеральных источников права, а также источников, издаваемых субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Главным элементом данной системы выступает нормативно-правовой акт.

Нормативный акт является актом правотворчества, который содержит в себе правовые нормы.[21] Он обладает всеми основными признаками источника права:

  1. имеет правотворческую структуру;
  2. издается исключительно органами государственной власти;
  3. обладает государственной обязательностью;
  4. содержит в себе нормы права;
  5. имеет четко определенную законом форму;
  6. своё действие распространяет на широкий круг общественных отношений, а также имеет многоразовый характер.

Из вышеперечисленных признаков можно выделить два, которые отличают нормативно-правовые акты от других источников права. Это формальная определенность и общеобязательность. Нормативные акты отличаются от нормативно-правовых договоров, правовых обычаев и других источников права тем, что являются конкретным выражением воли государства по одним из важных вопросов правового регулирования. К тому же данный источник права имеет самую совершенную форму в виде постановлений, указов, законов и т.п.


Система нормативно-правовых актов делится по юридической силе на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый парламентом или референдумом в особом порядке, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни. Законотворчество составляет важную прерогативу представительных органов. Если мы обратимся к статьям Конституции Российской Федерации (ст. 76, 104, 105, 108), то убедимся, что законы в России принимаются Государственной Думой, а также представительными органами субъектов страны, а именно законодательными собраниями и областными думами.

Законы обладают очень сложной процедурой создания, включая ряд последовательных этапов разработки, обсуждения и изменений. Только этот источник права имеет такую формализованную процедуру создания и введения в действие.

Законы довольно разнообразны и их можно классифицировать по разным основаниям. Например, по сфере действия, по времени действия и т.п. Самой важной классификацией законов является деление на конституционные и текущие, федеральные и законы субъектов Российской Федерации. Конституционные законы составляют правовую основу все системы форм права, которые конкретизируют и детализирует конституционное законодательство. К данному виду законов относится непосредственно Конституция, дополнения и поправки к ней, акты референдумов, а также союзные договоры.

Текущие, или как их ещё называют федеральные, законы издаются Государственной Думой. Законы принимаются простым арифметическим большинством, которое выражается в формуле 50% + 1 голос. После этого они направляются в течение пяти дней для рассмотрения одобрения в Совете Федерации. Федеральный закон является одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половины членов данной палаты или если в течение двух недель он не был рассмотрен в этом органе. Приоритетную роль Государственной Думы в принятии федеральных законов закрепляет Конституция Российской Федерации в п.5 ст. 105. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2⁄3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Законодательная власть Федерального собрания Российской Федерации составляет предмет науки конституционного права, а также выражается в понятии законодательного процесса.

Подзаконные нормативные акты образуют сложную внутреннюю слаженную и построенную на принципах иерархии т.е. соподчиненности систему источников права, которые издаются разными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции.[22] Во главе подзаконных нормативных актов России стоят нормативные указы Президента. Основное значение нормативных указов Президента Российской Федерации состоит в том, что они возглавляют систему подзаконных актов органов исполнительной власти. Право Президента РФ как гаранта Конституции и главы государства издавать нормативно-правовые акты относится к числу его исключительных полномочий и это должно рассматриваться в качестве элемента системы сдержек и противовесов в взаимоотношениях между исполнительной и законодательной властями.


На следующей ступени иерархии подзаконных нормативных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации. Данные постановления издаются согласно с ст.115 Конституции РФ во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства РФ. Самыми объемными и значимыми в системы подзаконных нормативных актов являются приказы и инструкции министерств, государственных комитетов, федеральных агентов и служб.

Таким образом, система источников права включает в себя законы и подзаконные нормативные акты. Последние конкретизируют и развивают законы, показывая, таким образом, производный характер исполнительной власти от законодательной. Можно сказать, что органы исполнительной власти как будто подхватывают от законодательной власти эстафету конкретизации, которая выражена в законах, государственной воли, реализуя её в подзаконном правотворчестве.

2.3 Нормативный договор, доктрина, религиозные тексты общие принципы права и их роль в правоприменении

В последнее время наблюдается быстрое расширение сферы действия договорных отношений. Соглашение становится регулятором не только в экономической сфере, но и приобретает значение универсального регулятора всех отношений в обществе. В этой связи роль такого источника права, как нормативный договор, возрастает. Поскольку нормативное соглашение является одним из источников права, оно также имеет ряд конкретных юридических особенностей:

- предназначен для регулирования наиболее стабильных и типичных типов социальных отношений;

- заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;

- охватывающие широкий спектр общественных отношений, они сложны и могут выступать в качестве независимых источников права;

- распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

- предназначен для многократного использования;

- как правило, у них нет определенного срока действия (в случае временной передачи полномочий нормативный договор носит временный характер, установленный в определенных рамках);


- содержащиеся в нем требования являются обязательными;

- продолжают свое общее действие независимо от наличия или прекращения определенных правовых отношений, предоставляемых ими;

- содержат правила поведения, которые имеют юридическое значение не только для прямых участников договорных отношений (внутреннего юридического воздействия), но и для других лиц (внешнее юридическое воздействие);

- в случае возникновения споров, связанных с их исполнением, предоставляется специальная процедура разрешения правового конфликта, связанного с определением уполномоченных лиц[23].

Значение нормативного договора как источника права определяется тем, что оно является свободной формой права, поскольку оно основано на добровольном принятии правил сторонами, участвующими в законотворческой деятельности.

Основываясь на признаках, можно сделать определение нормативного договора. Нормативный договор - соглашение между двумя или более сторонами, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы в пределах своей компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принятых международными организациями различных типов: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных[24].

Доктрина как источник права понимается как наука (теория, концепция или идея), которая во всех случаях используется в правотворческом и правореализующем процессах. Правовая доктрина как наука или доминирующая в обществе идея о законе имеет следующие особенности источника права:

- это теория или набор знаний, идеи о праве общества, содержание отдельных правовых норм, конкретные способы разрешения правовых прецедентов;

- необходимость существования правовой доктрины определяется социальными потребностями стабильности и порядка отношений между людьми. Способность правовой доктрины удовлетворять человеческие потребности в правовом регулировании общественных отношений показывает ее социальную ценность;

-  правовая доктрина объективировала форму письменных комментариев, учебников, руководств и т. д. или словесных мнений, выраженных учеными в суде. Юридическая доктрина - неписаный источник права, который оказывается в прямом действии закона - в формировании регулирующего органа и его осуществлении.

- правовая доктрина создается юристами[25];


- правовая доктрина включает в себя не только научно доказанное и достоверное знание закона, но и вероятностные суждения, которые не обладают свойствами истины и действительности. Иными словами, правовая доктрина, являющаяся результатом человеческой психической деятельности, носит идеологический характер и часто выражает определенные идеалы, ценности[26].

Сегодня правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачных и семейных споров. Мнения мусульманских юристов о толковании положений Священных мусульманских книг - Корана и Сунны - признаны в мусульманской правовой системе как источники права. Часто цитируется, чтобы оправдать свои решения ссылками на писания ученых английских судей.

Таким образом, по своей природе правовая доктрина (идеология) имеет регулирующие возможности - нормативное, идеологическое, образовательное воздействие на волю и сознание субъектов права, чтобы убедить их в необходимости определенных видов законного поведения. По нашему мнению, одним из вариантов регулирующей функции правовой доктрины является то, что последнее является источником права, то есть выступает в качестве формы выражения и закрепления правовых норм.

Религиозные тексты. Священные книги как источник права в первую очередь распространены в мусульманских странах, многие из которых являются теократическими государствами. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна. Коран - священная книга ислама. В мусульманских культурах считается, что Коран — это речь Аллаха (Бога), адресованная пророку Мухаммеду на арабском языке. Сунна - собрание легенд (хадисов) о жизни пророка Мухаммеда. Если предписания Корана или Сунны являются слишком общими или существует пробел в правилах поведения в данной ситуации, то поиск таких правил осуществляется посредством толкований Корана или Сунны. Только специальные мусульманские юристы имеют право дать такое толкование. Как и мнения ученых-юристов, религиозные тексты в российской правовой системе не являются источниками права.

2.3 Роль правового обычая и юридического прецедента как источников права