Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
Именно правоспособность является основой, исходя из наличия которой может возникнуть субъективное право. Правоспособность – это основа, а не причина возникновения субъективного права. Оно возникает из юридических фактов, а не из правоспособности[40].
В состав категории правосубъектности, помимо правоспособности, входит дееспособность.
Дееспособность лица - это его способность определенными своими действиями самостоятельно приобретать либо осуществлять свои права, а также нести и выполнять обязанности[41].
Ценность рассматриваемой категории состоит в возможности человека принимает активное участие в правовых отношениях, проявлять свободу как в имущественных, так и неимущественных правоотношениях. Дееспособность позволяет субъекту участвовать самостоятельно в правоотношениях либо через представителей.
Дееспособность юридических лиц – специальная, возникает в момент внесения данных о созданном юридическом лице в государственный реестр[42].
Дееспособность человека зависит от нескольких факторов, в числе которых особое место отводится возрасту. Дееспособность физических лиц может быть: полной, частичной, ограниченной, либо физическое лицо недееспособно.
Достижение человеком определенного возраста приводит к приобретению физическим лицом полной дееспособности. В Российской Федерации таким возрастом признаётся достижением человека совершеннолетия, то есть 18 лет (ст. 21 ГК РФ[43]). Полная дееспособность может наступить и до достижения человеком 18 лет ввиду определенных обстоятельств. Полная дееспособность у человека может возникнуть в возрасте от 16 до 18 лет, в том случае, если гражданин вступает в брак или осуществляет деятельность по трудовому договору, которая при определенных обстоятельствах может быть одним из оснований для принятия решения соответствующим органом о признании человека полностью дееспособным (эмансипация).
Полная дееспособность физических лиц, как субъективное право, выражено в его содержании, которое включает ряд возможностей, заключающиеся в следующем: способность физического лица своими действиями, во-первых, приобретать для себя гражданские права, а также создавать определенные гражданские обязанности; во-вторых, способность физического лица именно самостоятельно осуществлять права и исполнять обязанности; в-третьих, способность физического лица нести ответственность за совершаемые им гражданские правонарушения.
Современное гражданское законодательство исходит из того, что лица от 14 до 18 лет не полностью дееспособны, что отражается на их способности и возможности совершать сделки (кроме свободы совершения мелких бытовых сделок) и на степени их имущественной ответственности. Действующее законодательство предусматривает субсидиарный характер ответственности родителей за тот вред, который причиняют их несовершеннолетние дети. При этом ответственность заключается в полном возмещении как материального, так и морального вреда.
Дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет как частичную, позволяющую им совершать свободно мелкие бытовые сделки, принимать подарки, которые не требуют какого-либо заверения[44].
Изменение гражданско-правового статуса физического лица может иметь как в положительную, так и в отрицательную сторону. Положительным изменением правового статуса мы считаем приобретение несовершеннолетним лицом полной дееспособности по причине вступления в брак либо в результате эмансипации. Отрицательным изменением правового статуса мы считаем уменьшение либо лишение объёма дееспособности физического лица. При наличии оснований, предусмотренных законом, физические лица могут быть: признаны недееспособными (ст. 29 ГК РФ); ограничены в дееспособности (ст. 30 ГК РФ); ограничены в своём праве распоряжаться своими доходами (ч. 4 ст. 26 ГК РФ).
Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений; то, по поводу чего они вступают в юридические связи[45].
Выделяют два подхода к пониманию данной категории:
- согласно первому из них, объектом могут выступать только действия субъектов, поступки людей, поведение участников правоотношений, так как именно на него направлено регулирующее воздействие юридической нормы;
- согласно второму (поддерживаемому большинством ученых), объектом правоотношения является не само поведение, а те явления окружающего мира, по поводу которых люди вступают в отношения друг с другом. Таковыми могут быть: материальные и нематериальные блага результаты определенных действий; результаты интеллектуальной деятельности и т.д.[46]
Далее, остановимся на таком структурном элементе правоотношения, как его содержание.
Содержание правоотношения составляют соответствующие права и обязанности субъектов. Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности - юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений.
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы[47]. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль.
При этом, необходимо различать категорию прав и законных интересов. Различия между субъективными правами и законными интересами заключаются в том, что они не совпадают по своей сущности, ибо законный интерес в отличие от субъективного права есть простая правовая дозволенность, имеющая характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью. В законных интересах опосредствуются только те запросы, которые нельзя еще обеспечить материально, финансово (в той же мере, как и субъективные права). В законных интересах опосредствуются стремления, которые право не успело «перевести» в субъективные права в связи с быстро развивающимися общественными отношениями (невозможность опосредствовать интересы в «ширину» - пробельность) и которые нельзя типизировать в связи с их индивидуальностью, редкостью, случайностью и т. д. (невозможность опосредствовать интересы в «глубину»). Законные интересы в большинстве своем формально в законодательстве не закреплены, не имеют четкой системы, менее конкретны, определенны[48].
Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица[49]. Обязанность - есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.
Многообразие правовых отношений позволяет их классифицировать по различным основаниям.
Исходя из предмета отраслевого регулирования различают правоотношения: гражданские, административные, уголовные, земельные и т.д.
Исходя из количественного состава субъектов, возможно говорить о наличии двусторонних либо о многосторонних правоотношениях. Представляется необоснованным выделение так называемых односторонних правоотношений. В качестве примера таковых, как правило, приводят дарение[50]. Вместе с тем, следует напомнить, что правоотношения, возникающие между дарителем и одаряемым также наполнены взаимными правами и обязанностями (см. ст. 572 – 582 ГК РФ), в частности, одаряемый вправе принять дар либо отказаться от него, а даритель, в определенных случаях, имеет право отменить своё обещание одарить конкретной вещью определенное лицо.
В литературе принято также деление правоотношений на относительные и абсолютные[51]. Под относительными имеются в виду правоотношения, в которых определены обе стороны, а под абсолютными - правоотношения, в которых определена только одна правомочная сторона.
Современные исследователи предлагают и другие классификации. Так, Е.С. Жигалова считает возможным подразделять правоотношения на те, в которых «правовая форма преобладает над фактическим содержанием» (в качестве примера, указываются политические, экономические, бытовые и т.д.) и правоотношения в их «чистом виде» (процессуальные, охранительные и т.д.)[52]. Цитируемая точка зрения, как представляется, приемлема только в аспекте общей характеристики правоотношений, но достаточно сомнительна в части осуществления конкретной классификации правоотношений, так как в ней отсутствует однозначное обозначение выделяемых автором видов правоотношений.
Активное развитие общества XXI века позволяет говорить о появлении всё новых и новых видах общественных отношениях, которые ранее не подвергались правовому регулированию, но их активное распространение привели к необходимости их нормативного урегулирования. Например, всё активнее участники общественных отношений имеют между собой дистанционную связь, опосредуемую различными техническими и электронными средствами. Данное обстоятельство позволяет говорить о таком относительно новом виде правоотношений, как дистанционные. На отраслевом уровне они активно разрабатываются современными исследователями. Так, цивилисты активно обсуждают и предлагают свои формулировки дистанционных правоотношений в области торговли. При этом усматриваются значительные расхождения в их определении: одно и тоже правоотношение одни исследователи обозначают как дистанционные, другие, как электронные, третьи - интернет-отношения[53]. Такие же разногласия наблюдаются и в других отраслях права: административном, уголовном и т.д. Очевидно, что назрела острая необходимость разработки общетеоретического понятия дистанционных правоотношений, которое явилось бы базой, основой для отраслевого понимания.
При выработке общетеоретической дефиниции дистанционных правоотношений, следует учитывать, что большинство из них осуществляются через электронные средства связи, с использованием компьютеров. В то же время, необходимо отметить, что компьютер является лишь одним из множества устройств, который может воспринимать и «считывать» цифровую информацию. Активное, быстрое развитие технологий позволяет предположить, что в ближайшем будущем возможно появление совершенно новых устройств, которые также будут распознавать цифровую информацию. В связи с этим, очевидно, использование понятия «компьютерная информация» сужает область применения понятия. Учитывая данное обстоятельство, считаем возможным определить дистанционные правоотношения в качестве урегулированных нормами права отношений между субъектами, опосредованно (на расстоянии) взаимодействующих между собой, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся посредством информационно-телекоммуникационных, компьютерных и иных технических средств. Предложенная дефиниция может стать не только основой для отраслевых теоретических разработок, но будет иметь и практическое значение в плане приведения действующего законодательства в соответствие с уровнем развития современных общественных отношений. Например, до сих пор глава 28 УК РФ[54] именуется как «Преступления в сфере компьютерной информации», но учитывая фактор наличия и общего признания дистанционных правоотношений, опосредуемых информационно-телекоммуникационными, компьютерными и иными техническими средствами, справедливым видится определение преступных деяний субъектов данных отношений в качестве преступлений в сфере информационных технологий.
Исходя из проведенного анализа структуры и видов правоотношений можно констатировать, что структуру правоотношения можно определить, как совокупность следующих элементов: а) субъекты - участники правовых отношений, обладающие соответствующей правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью). Различают общеправовых субъектов (индивидуальные и коллективные) и специальных субъектов). б) объекты – материальные и нематериальные блага, результаты деятельности и т.д., т.е. то, по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи; в) содержание правоотношения, т.е. субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения. Относительно видов правоотношений следует отметить, что классификация правоотношений возможна по различным основаниям. Так, исходя из предмета отраслевого регулирования различают правоотношения: гражданские, административные, уголовные, земельные и т.д. Исходя из количественного состава субъектов возможно говорить о наличии двусторонних либо о многосторонних правоотношениях. Возможно выделение и других видов правоотношений, в том числе относительных и абсолютных, а в зависимости от расстояния между субъектами предлагаем различать непосредственные правоотношения и дистанционные правоотношения.
2.2. Роль юридических фактов в динамике правового отношения
В каждом обществе имеют место основные категории, к которым исследователи обращаются при необходимости толкования определенных современных процессов и событий. У каждого государства на протяжении истории его существования может изменяться форма правления, политический режим, но само наличие отдельных правовых институтов остаётся неизменным (например, институт собственности, правосубъектности и т.д.). Непосредственно сам термин «юридический факт» впервые был введен в правовую доктрину лишь в XIX веке в результате выхода в свет в 1840 году труда Ф.К. фон Савиньи под названием: «Система современного римского права». Именно в этой работе впервые и было сформулировано определение понятия юридического факта. Анализируя правоотношения, Савиньи определял юридические факты как события, которые вызывают возникновение или окончание правоотношений[55]. Кроме общего определения юридических фактов, Савиньи выявил их различия, тем самым, опосредованно произвел классификацию юридических фактов[56]. По сей день исследователи в своих научных работах активно ссылаются на работу Ф.К. фон Савиньи[57].