Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
- правоотношения представляют собой связь между лицами, возникающая на основе именно норм права, а не каких-либо других социальных норм[20];
- правоотношения, это возникающая на основе норм права связь между лицами через их взаимные субъективные юридические права и обязанности. Особая юридическая связь между лицами, разумеется, всегда на базе материальных отношений и интересов существует именно потому, что данные лица являются носителями прав и обязанностей. Юридические нормы предоставляют одному субъекту право, на другое же лицо возлагается обязанность, а может и права, и обязанности одновременно (в сложных правоотношениях). Право и обязанность едины. Едины по своему объекту, по своему фактическому содержанию, воплощенному для одного лица в том, что оно может, а для другого - в том, что оно должно. И в силу единства прав и обязанностей которыми наделены разные субъекты, они связаны между собой[21];
- правоотношения - это возникающая на основе норм права связь между лицами, которая поддерживается принудительной силой государства[22]. Как только те или иные лица становятся носителями субъективных юридических прав и обязанностей, так сразу же они попадают в специфическое положение по отношению к государству. Государство поддерживает, гарантирует действия носителя субъективного права (управомоченного), обеспечивает исполнение обязанностей. Таким образом, правоотношение, будучи связью между теми или иными лицами, представляет собой также связь, но в иной плоскости и с иными характеристиками, данных лиц с государством (имеется в виду их гражданство, или подданство, или проживание на территории данного государства);
- правоотношения – это всегда связь между двумя и более лицами[23]. Отметим, что любое общественное отношение предполагает наличие сторон (субъектов), участвующих в данном виде социального взаимодействия. Эти стороны могут быть как персонифицированы, так и не персонифицированы, образуя своеобразное состояние, социальный режим, в котором осуществляется та или иная типичная деятельность, поведение. Например, состояние гражданства, собственности и т.д. Далее, для общественного отношения «как правило, характерна неоднократная повторяемость в более или менее постоянном качестве. Оно как бы «прочнеет», образуя стабильную форму социального взаимодействия, пригодную относительно долгое время для самых различных индивидов»[24]. И, наконец, общественное отношение, как правило, закрепляется в некоей социальной норме-регуляторе, предписывающей участникам определенный тип поведения. Такой нормой может быть норма морали, обычай, и т.д. Специфика правоотношения заключается в том, что оно представляет собой такой вид общественного отношения, при котором связь между лицами, возникающая на основе норм права, в той или иной степени имеет индивидуализированный, конкретно-определенный характер[25]. Правоотношение, прежде всего, так или иначе индивидуализировано по своим субъектам. Причем в одних случаях существует полная, двусторонняя индивидуализация, когда все участники правоотношения поименно определены, в других - индивидуализация является односторонней, когда точно фиксируются лишь субъекты одной из сторон правоотношения - носители субъективных прав. Наконец, существуют такие правоотношения, где индивидуализация выражается в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все лица являются носителями данных субъективных прав и обязанностей.
Правоотношению свойственна также индивидуализированность по содержанию прав и обязанностей, т.е. определенность того поведения, которому должны или могут следовать участники данного правоотношения. Нужно только учитывать, что в ряде случаев правоотношения приобретают полную, законченную определенность на известной стадии своего развития. Так, уголовные правоотношения возникают в результате совершенного преступного деяния, ответственность за которое предусмотрена нормами УК РФ[26], но полную определенность приобретают только после вынесенного, в соответствии с нормами УПК РФ[27], обвинительного приговора.
Правоотношение – это всегда связь между лицами через реальные, фактически существующие, наличные права и обязанности, фиксирующие строго определенную меру поведения лиц[28].
Решающая конституитивная черта правоотношения состоит в том, что оно выражает особую общественную связь между лицами, связь через их права и обязанности. Это значит, что участники правоотношения связаны, т.е. занимают по отношению друг к другу определенное положение.
Правовые общественные отношения являются в современном обществе универсальной формой осуществления права, в которой как бы соединяются в единое целое все основные элементы механизма правового регулирования в процессе их практического функционирования.
Исходя из проведенного анализа современного взгляда на понятие и признаки правовых отношений возможно заключить следующее:
- современные теоретики права достаточно активно исследуют категорию правоотношения и с современных позиций правоотношение возможно определить, как возникающую на основе норм права, индивидуализированную общественную связь между лицами характеризуемую наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемую (гарантируемую) принудительной силой государства;
- кроме этих, общих для всех общественных отношений признаков, правоотношения имеют черты, присущие только им. Во-первых, правоотношения складываются только на основе юридических норм. Во-вторых, правоотношения характеризуются наличием у участников субъективных прав и юридических обязанностей, которые очерчены в диспозициях юридических норм. В-третьих, реализация правоотношений обеспечивается всеми средствами правового регулирования и правового воздействия, используемыми в рамках данной правовой системы.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ
2.1. Структура и виды правовых отношений
Объективное понимание сущности правового отношения невозможно без анализа их структуры.
Структура правового отношения является логическим продолжением понимания общественного отношения как такового, представляющего собой структурную совокупность связей, зависимостей и разграничений в процессе общественно значимой деятельности субъектов. В состав любого правоотношения всегда входят следующие элементы: субъекты, объекты, юридическое (субъективное право и юридическая обязанность) и фактическое (реальное поведение субъектов) содержание правоотношения[29]. При совпадении юридического и фактического содержания правоотношения развиваются нормально. При их несовпадении возникает конфликтная ситуация, которая часто приводит к правонарушению.
Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями[30].
Категорию «субъект правоотношения» следует отличать от категории «субъект права». Субъект права - это лишь потенциальный участник возможного правоотношения, который использует свою праводееспособность. Субъект правоотношения - это конкретный участник реального жизненного правоотношения. Поэтому, чтобы стать субъектом правоотношения, индивид или организация должны стать субъектами права, получить комплекс типичных прав и обязанностей, стать носителями правосубъектности.
Субъекты правоотношений достаточно разнообразны. Их можно условно поделить на две группы: общеправовые и специальные.
Общеправовые субъекты, отражая специфику правового регулирования, имеют место в большинстве отраслей права (государство, гражданин, военнослужащий и т. д.).
Специальные субъекты, отражая своеобразие некоторых отраслевых отношений, характерны для одной отрасли права (юридические и физические лица в гражданском праве, истец и ответчик в гражданском процессе)[31].
Общеправовые субъекты классифицируются на индивидуальные и коллективные.
Коллективными субъектами могут быть признаны не всякие объединения людей, а лишь те из них, которые признаны таковыми в установленном законом порядке и характеризуются внутренней организацией, относительно постоянным, устойчивым состоянием, а также единством воли и цели. Их можно классифицировать на организации и социальные общности. Организации подразделяются на государственные (государство, орган государства, субъект федерации и др.) и негосударственные (политическая партия, юридические лица, общественные объединения и т. д.).
Индивидуальным субъектом может быть не всякий человек. Для участия в правоотношении он должен обладать правосубъектностью - это способность индивида или его объединений быть субъектом правоотношения. Она предполагает наличие у участника правоотношения правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Правоспособность - это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности для осуществления общественно полезной деятельности[32].
Анализируя с грамматических позиций слово «правоспособность» можно выделить две составляющие: «право» и «способность». Последнее не следует воспринимать как естественную, физическую способность человека на что-либо, эта способность предоставлена ему действующим законодательством, т.е. такая способность возникает не в силу возраста и интеллектуального развития человека, а в силу соответствующих правовых норм. Данное обстоятельство приводит к мысли отдельных авторов о необходимости замены «способности» на «возможность»[33]. Такое предложение не находит поддержки у исследователей[34] исходя из понимания преемственности правовых норм. Понимание сущности правоспособности в качестве равной, естественной, неотчуждаемой способности человека восходит к теории естественного права[35]. Согласно данной теории, правоспособность представляет собой закрепленную нормами права естественную способность каждого человека участвовать в правоотношениях. Такая суть правоспособности позволяет говорить о её юридическом наполнении. Учитывая исторический опыт развития права, очевидно, что правоспособность не является возможностью, а является узаконенной именно способностью человека иметь определенные права и нести определенные обязанности. Государство, закрепляя в ст. 17 ГК РФ, признаёт каждого человека, независимо от его возраста, субъектом правоотношений и позволяет ему участвовать в таких отношениях, наделяя его правоспособностью.
Среди цивилистов до сих пор имеет место дискуссия относительно признания либо не признания её в качестве субъективного права. Истинное соотношение правоспособности и субъективного права возможно установить на основе анализа, существующих в цивилистической науке теории динамической правоспособности (теория разработана М.М.Агарковым) и теории статической правоспособности, выдвинутой С.Н.Братусем.
Исходя из теории М.М. Агаркова следует, что содержание правоспособности каждого лица меняется виду изменения существа правоотношений, в которые вступает данный субъект; содержание правоспособности устанавливается не только государством, но и зависит от того, в какие правоотношения вступает в данный момент человек, а, значит, какими он обладает правами и обязанностями именно в данный момент. Своими словами мы можем сказать, что содержание правоспособности по динамической теории, не является постоянной категорией, а имеет разное наполнение в зависимости от сущности правоотношения, участником которого является физическое лицо.
М.М. Агарков, в процессе рассуждений, пришёл к выводу, что существуют, так называемые, секундарные права, объяснив это тем фактом, что не каждое действие субъекта является реализацией субъективного права[36]. Так, лицо, направившее оферту (предложение о заключении договора, содержащее все его существенные условия), не имеет никаких обязанностей перед тем, кому он направил оферту, а лишь связан с ним предполагаемой возможностью получения ответа – акцепта. Такое состояние «юридической связанности» приводит не к появлению субъективного права, а порождает, по М.М. Агаркову, секундарное право[37]. Такая логическая цепочка рассуждений и приводит к утверждению М.М. Агаркова о том, что правоспособность определяется как субъективное право[38].
Согласно статической теории правоспособности, анализируемая категория определяется как абстрактная и равная для всех предпосылка для обладания определенными правами, а также обязанностями. Статика правоспособности заключается в неизменности её содержания и равенстве для всех. Именно государство признаёт за субъектом факт обладания правоспособностью. Содержание правоспособности не зависит от того, в какие правоотношения вступает её носитель – субъект, исходя из чего правоспособность нельзя отнести к субъективным правам.
Правоспособность, в основе своей, исходит из отношений лица с государством, которое и признает за субъектом способность принимать участие во множестве правоотношений, в способности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей. Именно этими характеристиками правоспособность и отличается от категории субъективного права. Ю.Ю.Чуркина обращает внимание на то, что «правоспособность не является субъективным правом»[39], а значит, содержание правоспособности это не перечень субъективных прав, а возможность физического лица обладать этими субъективными правами.