Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Историческое развитие проблемы классификации формы государственного правления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, форма правления современной России институционализированна, причем уровень ее институционализации достаточно высок. После 1993 года в стране не было ни конституционного кризиса, ни дисфункции или паралича власти, ни делегитимации государственной системы в целом. Парадоксально, но российская форма правления, вопреки печальным прогнозам 1993 года, продемонстрировала высокую живучесть. Несмотря на очевидные дефекты, она выстояла, сохранила свою работоспособность, стала определенным стабилизатором государства и политической системы в целом.

3.2 Форма правления в Великобритании

В такой унитарной стране, как Великобритания, форма правления связана с многовековыми традициями. Давно уже английские короли не имеют не только абсолютной, но и вообще сколь-нибудь заметной власти, они чисто номинальные фигуры, выполняющие исключительно представительские функции. Но формально при этом монарх остаётся главой государства.

Монарх номинально возглавляет три ветви власти и даже англиканскую церковь, может распустить парламент, утверждает министров по представлению премьер-министра. А ещё он является главнокомандующим, в обязанности которого входит объявление войны другой стране.
Как известно, сейчас в Великобритании правит Елизавета II. Она может одобрить или отклонить законопроект, представленный в парламент, но не может отменить действующий закон. Великобритания живёт без конституции в качестве основного закона, а её форма правления описывается понятием «парламентская монархия». Вместо конституции здесь есть свод законов, по нему-то и живёт страна.

Источником законов в стране является парламент, разделяющийся на нижнюю Палату общин и верхнюю Палату лордов. В территориальных округах выбирают членов Палаты общин, в то время как в Палате лордов заседают титулованные подданные, а также предложенные премьер-министром члены правительства. Удивительно, но Палата лордов гораздо многочисленнее, чем Палата общин, в ней обычно присутствует 750 представителей истеблишмента. Подобная многоуровневая форма государственного устройства вполне себя оправдала, поскольку исключает элементы волюнтаризма. Кандидатуру премьер-министра назначает монарх, а потом премьер-министр формирует состав нового правительства. Но это все символические атрибуты, никак не влияющие на ход политической борьбы в стране.
В кабинете министров большое значение имеет партийная принадлежность каждого министра. Как правило, премьер-министр формирует кабинет из членов той партии, к которой он относится сам. Именно в руках премьера и его кабинета и находится реальная исполнительная власть в стране. Действующим премьер-министром является Борис Джонсон[42].
В Палате общин заседают 650 представителей, в основном от трёх крупнейших политических партий: консерваторов, лейбористов и либералов. Подобное партийное разнообразие обеспечивает непрекращающиеся в парламенте дебаты по поводу предпочтительной для Британии формы правления – оставить ли действующую парламентскую монархию или перейти к конституционной монархии. Но эти бесконечные споры пока ровным счётом ни к чему не приводят. Связь между двумя палатами парламента осуществляет спикер. Его должность ответственна, поэтому может быть иногда политически ангажированной. Если правящая партия побеждает на выборах и остаётся на новый 5-летний срок, то вместе с ней остаётся и спикер. А вместе с этим ещё на 5 лет останется прежней и форма государственного управления. Вновь назначенный премьер по своему усмотрению формирует состав своего кабинета, в котором обычно имеется 20 портфелей. Премьер также лично занимается персональными назначениями.
Пожалуй, демократичность формы правления Великобритании и обеспечивает ей такую устойчивость. Министры, отвечающие за ключевые отрасли экономики, постоянно присутствуют в парламенте, где представляют особый «внутренний кабинет», не забывая при этом тесно взаимодействовать с премьером. В структуре кабинета министров формируются комитеты по различным вопросам: внешней и внутренней политики, обороне, экономике, законотворчеству. 


3.3 Форма правления в США

В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”[43]. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

 За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

“Все установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который будет состоять из Сената и Палаты представителей”. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

“Исполнительная власть осуществляется Президентом...”, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.


3.4. Форма правления КНР

«КНР является социалистической страной демократической диктатуры народа, руководимой рабочим классом и основанной на союзе рабочих и крестьян.[44]» так говорит конституция Китая.

Официально, Китайская Народная Республика — унитарная республика, социалистическое государство демократической диктатуры народа. Основным законом государства является конституция, принятая в 1982 году. Высший орган государственной власти — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей(ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе. Между сессиями полномочия ВСНП осуществляет Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей.

3.5 Форма правления Япония

В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: “Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.”[45]

Как в сфере законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета: “Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.”[46]

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо “спящих” прерогатив или подразумеваемых полномочий.

“Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства” [47] “Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников”[48] Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет министров. “Исполнительная власть осуществляется Кабинетом.”[49] Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.


Япония - унитарное государство, разделенное на 47 префектур. Местное управление осуществляют выборные префектуральные собрания. Главные должностные лица в префектурах - губернаторы.

Конституция 1946 г. (вступила в силу в 1947 г.) установила конституционную парламентскую монархию, провозгласив императора "символом государства и единства нации". Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета министро. Среди таких действий наиболее важными являются: назначение Премьер-министра (по представлению Парламента) и главного судьи Верховного суда (по представлению правительства); промульгация поправок к Конституции, законов, указов правительства; созыв Парламента и роспуск Палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к Парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов.

Высший орган государственной власти в стране - Парламент (Коккай), состоящий из 2 палат. В состав Палаты представителей (Сюшин), которая избирается сроком на 4 года, входят 500 членов, в состав Палаты советников (Ваншин) - 252 члена. Срок полномочий членов Палаты советников - 6 лет с обновлением половины состава каждые 3 года. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права. Очередные сессии Парламента проводятся один раз в год. В случае необходимости правительство может вынести решение о созыве чрезвычайных сессий. Важную роль в работе палат играют постоянные и временные комитеты. В частности, каждая палата, прежде чем обсудить внесенный законопроект, должна передать его на рассмотрение постоянному комитету. Правом законодательной инициативы обладают по закону члены палат и правительство. Однако депутаты могут представить законопроект только в том случае, если он будет поддержан, по крайней мере, 20 депутатами нижней палаты или 10 - верхней. Право принятия законов является исключительной прерогативой Парламента.

Конституция предусматривает два способа принятия законов. Первый - одобрение законопроекта обеими палатами. Второй - повторное одобрение Палатой представителей (не менее чем 2/3 присутствующих членов) законопроекта, отклоненного Палатой советников. Последнее слово остается за Палатой представителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении Премьер-министра. Помимо вышеперечисленных к наиболее важным полномочиям Парламента относится контроль за деятельностью исполнительной власти, который осуществляется, как правило, в форме интерпелляций и парламентских расследований.


Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет министров. В него входят Премьер-министр, министры руководители министерств и ведомств без портфелей. Премьер-министр назначается императором по представлению Парламента из числа его членов. Премьер-министр назначает министров, большинство которых должно входить в состав Парламента. По требованию Премьер-министра они могут быть отстранены от должности.

Полномочия правительства достаточно обширны. Оно проводит в жизнь законы, руководит государственными делами, внешней политикой, заключает международные договоры (с одобрения Парламента), составляет бюджет и вносит его на рассмотрение Парламента, принимает решения об амнистиях, о смягчении и отсрочке наказаний, назначает членов Верховного суда и судей низших инстанций. Кабинет министров наделен также правом законодательной инициативы - именно он представляет большинство законов, принимаемых Парламентом.

Конституция закрепляет принцип коллективной ответственности правительства перед Парламентом. Если Палата представителей принимает резолюцию о недоверии, оно должно выйти в отставку в полном составе либо император по совету и с согласия Кабинета распускает Палату представителей.

Подготовка и принятие конституции. Первоначальный проект конституции Японии был подготовлен правительством Японии при участии группы советников в 1946 г., вскоре после поражения Японии во второй мировой войне. Он сохранил многие положения первой, консервативной конституции страны 1889г., закреплявшей огромную власть императора и милитаристско-бюрократическую систему. Проект был представлен в парламент, но вызвал отрицательную реакцию японской общественности и Дальневосточной комиссии, созданной странами-победительницами. В результате проект был фактически отозван и по настояниям Дальневосточной комиссии правительство представило в парламент новый текст, разработанный, по существу, в штабе американских оккупационных войск. При подготовке второго проекта были использованы некоторые принципы англосаксонского права, новые моменты развития конституционного права в мире (например, положения о социально-экономических правах граждан), а также частный проект конституции, подготовленный группой японских авторов на базе Веймарской конституции Германии 1919г.

Второй проект, преодолев сопротивление реакционных кругов, был принят парламентом осенью 1946 г. и, получив одобрение Дальневосточной комиссии, вступил в силу 3 мая 1947 г.