Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента(Власть как основа управления компанией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Авторитет руководителя, связанный с выполнением основных функций согласно занимаемой им должности, обязан подкрепляться личностным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника авторитета (статуса):

  • официальный авторитет, определяется занимаемой должностью (должностной статус);
  • реальный авторитет — фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей и положительно воздействует на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся по- разному. В первом варианте указание принимается без внутреннего сопротивления, с решимостью и исполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям.

Также нужно иметь в виду, что забота об авторитете руководителя — это не столько его собственное дело, сколько также задача высшего руководства, руководителя одного с ним уровня и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него им необходимо брать пример добросовестного отношения к делу, организованности, честности, порядочности. Авторитет необходимо рассматривать как фактор, облегчающий управление и увеличивающий его эффективность.

Укрепляя авторитет, менеджеру следует следить за тем, чтобы он не подавлял им инициативу подчиненных. Способы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам этики и морали. Искусственные приемы формирования авторитета не приведут к успеху: в результате этого появляется воображаемый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет).

А. С. Макаренко выделял следующие разновидности псевдоавторитета:

  1. • Авторитет расстояния. Руководитель считает, что его авторитет возрастает, когда он держится «подальше» от подчиненных и ведет себя с ними официально;
  2. • Авторитет доброты. «Всегда быть добрым» — таков девиз этого типа руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Случается так, что добрый руководитель оказывает подчиненному «медвежью» услугу;
  3. • Авторитет педантизма. В данном случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко регулирует все стадии выполнения задания подчиненными, тем самым сковывая их креативность и инициативу;
  4. • Авторитет чванства. Руководитель высокомерен, гордится собственными прошлыми или придуманными нынешними заслугами и повсюду старается их подчеркнуть. Этому руководителю кажется, что такие «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;
  5. • Авторитет подавления. Менеджер прибегает к угрозам, вселяет страх в подчиненных. Он ошибочно полагает, что подобные приемы подкрепляют его авторитет. В конце концов это лишает людей уверенности, инициативы, порождает перестраховку и даже нечестность.

1.3 Значение и сущность авторитета в системе менеджмента

Авторитет - значимость, которой обладают индивиды, общественные группы и организации, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на практике. Авторитет руководителя базируется на его личностных качествах и деловых характеристиках. Личные качества руководителя должны вызывать уважение, методы - одобрение, обязанности - понимание, а компетентность - удовлетворение. Авторитетный руководитель органично объединяет обе эти стороны. Среди личных качеств больше всего ценится доброжелательность руководителя по отношению к подчиненным, готовность помочь, сочувствие. Из деловых качеств наиболее важны компетентность руководителя, глубокие знание и опыт работы.

Руководителю очень непросто заслужить авторитет среди подчиненных. Облегчить его получения помогают некоторые формальные внешние признаки. К ним относятся церемониальное вступление в должность, высокая зарплата, знаки отличия и награды, ограничение доступа посетителей, просторный кабинет и служебная машина. Все эти факторы закладывают предпосылки формирования авторитета руководителя, но, никак не являются основными. Гораздо более важны вышеназванные личные и деловые качества, для оценки которых подчиненным требуется время. В зависимости от того, какие из этих качеств преобладают, выделяют авторитет личности и авторитет специалиста.

Авторитет личности основывается на харизме лидера. При этом подчиненные верят в исключительную одаренность своего руководителя, хотят быть похожим на него и подражают ему в своем поведении. История знает немало харизматичных личностей, которым удавалось управлять судьбами миллионов людей, которые добровольно отдавали себя во власть лидера. В рамках предприятия - это не столь глобально, но таким же образом позволяет управлять подчиненными, подчинять их собственной воле. В отличие от принуждения, при использовании инструментов авторитета подчиненные добровольно следуют за руководителем, выполняя его волю на основании его исключительности. Харизматические личности характеризуются такими отличительными особенностями, как чрезвычайная энергичность, независимость характера, умение красиво и правильно выражать свои мысли, уверенная манера держать себя, примечательная внешность и восприятие восхищения собой как должное. Как показывает история, харизматичные личности могут обладать не всеми из вышеназванных качеств.


Поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое точное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе между плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интересней их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувства профессиональной гордости и значимости. При некачественном руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность. Эффективность отношений между подчиненными и руководителями может быть определена шестью важнейшими элементами. В зависимости от того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке, и складываются его отношения с подчиненными, которые будут определяют его авторитет.

На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся: демократизм общения руководителя с подчинёнными, коллегами по работе; его доступность, внимательность; умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в обращении, точность и ответственное отношение данному слову. Имеет значение подтянутость и аккуратность, чёткость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя. Только при этом условии нормы служебного этикета смогут помочь руководителю общаться более продуктивно с людьми. Постоянное общение руководителя с подчинёнными повышает его авторитет и уровень доверия в коллективе.

Общительность личности характеризуется лёгкостью вхождения в контакт с другими людьми, отсутствие замкнутости, обособленности. Причём общительность обязательно должна сопровождаться эмоционально-положительным тоном общения.

1.4 Виды авторитетов менеджера

Эффективное управление персоналом во многом зависит от умения руководителя оказывать влияние на подчиненных, направляя их усилия на достижение стратегических целей организации.

Различают два вида авторитета:

- формальный, связанный со статусом руководителя;

- приобретенный или заслуженный - связанный с его непосредственной деятельностью руководителя и результатами работы подразделения, организации.


При формальном авторитете степень влияния руководителя на подчиненных может быть незначительной в силу действия ряда факторов, а, именно:

- неспособность влиять на подчиненных, недостаточное умение обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решение;

- отсутствие навыков руководства, практических способностей добиваться результата от работы подчиненных;

- недостаточное понимание особенностей управленческого труда, мотивации работников, негуманные и неуместные представления о роли руководителя.

- неумение обучать подчиненных, отсутствие желания помогать другим, развивать и расширять свои возможности;

- низкая способность формировать эффективный персонал, неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп в подразделении;

- недостаток навыков решать проблемы, отсутствие стратегии, необходимой для принятия решения;

- недостаток креативного подхода, отсутствие способности генерировать достаточно новые идеи и неумение воспользоваться ими;

- отсутствие четкого понимания в вопросах о целях своей личной и деловой жизни;

- неспособность в полной мере использовать собственное время, энергию, неумение справляться с негативом.

Приобретенный или заслуженный авторитет основывается на поведении руководителя. В частности:

- демонстрация личного примера по соблюдению действующих на предприятии правил и указаний;

- болеет за свое предприятие и связывает себя с его целями и контролирует их выполнение;

- забота о своих подчиненных и условиях их работы;

- правильно использует данные ему полномочия;

- берет ответственность на себя за принимаемые решения.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛАСТИ И АВТОРИТЕТА МЕНЕДЖЕРОВ В ООО «Чернышихинский мясокомбинат»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Чернышихинский мясокомбинат»

Общество с ограниченной ответственностью «Чернышихинский мясокомбинат» зарегистрировано от 7 октярбря 2002 года.


Уставный капитал составляет 112 489 000 (сто двенадцать миллионов четыреста восемьдесят девять тысяч) рублей.

На сегодняшний день на предприятии в сутки перерабатывают до 30 тонн мяса и производят 12-16 тонн колбасных изделий. Ассортимент осуществляемой продукции на предприятии составляет более 310 наименований. В частности ООО «Чернышихинский мясокомбинат» производит и реализует:

  1. Колбасные изделия, в том числе вареные сосиски и сардельки, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые, сыровяленые, ливерные, кровяные, зельцы, паштеты, ветчины, продукты из свинины копчено-вареные, копчено-запеченые, сырокопченые и сыровяленые, деликатесные мясные изделия прессованные,  мясо птицы копченое;
  2. Мясные полуфабрикаты, в том числе натуральные мякотные и мясокостные  мелкокусковые и крупнокусковые полуфабрикаты, котлеты, пельмени, мясной фарш, сырые колбасы, полуфабрикаты быстрого приготовления в маринадах с разнообразными композициями пряностей;
  3. Мясо говядина и мясо свинина, субпродукты 1 и 2 категорий, жиры пищевые топленые, в том числе фасованные, черный пищевой альбумин;
  4. Кожевенное консервированное сырье, эндокринно-ферментное и специальное сырье.

Производство основных видов продукции, а также процентное соотношение годовых показателей к показателям предыдущих годов представлено в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Производство продукции ООО «Чернышихинский мясокомбинат» в натуральном выражении, тонн

Как видно из таблицы 2.1 за три года объемы производства продукции в естественном выражении увеличились по четырем главным ассортиментным группам. По такой ассортиментной группе как колбасные изделия объемы производства в период с 2007 по 2009 гг. уменьшились на 5,2%. При этом снизился выпуск варенной колбасы, сосисок, сарделек и варено-копченой колбасы, т.е. наиболее распространенных на первый взгляд колбасных изделий. В тоже время возросли размеры изготовления полуфабрикатов мясных, т.е. относительно новых товаров для рынка мясных продуктов. Особенно значительно увеличились объемы производства котлет в замороженном виде – в 2,75 раза по сравнению к 2007 году.

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. В критериях товарно-денежных отношений целью любого производства является ее максимизация. Стремление получить прибыль стимулирует снижение издержек производства, воплощение инноваций и технических усовершенствований.

Таблица 2.2 – Состав и структура прибыли отчетного периода ООО «Чернышихинский мясокомбинат» за 2007 –2009гг., млн р.