Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента(Власть как основа управления компанией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Авторитет и лидерство. Эти понятия лежат и распространены в различных науках, таких как психология, социология и политология. Что же это за феномен который можно встретить в обширных теоретических исследованиях. Изучение авторитета и лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы различные методики и школы, которые успешно применяются на практике.

Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения её жизненной и функциональной способности. Так в какой же системе менеджмента мы можем встретить такие понятия как авторитет и лидерство. Такая система стоится иерархическим методом, через выделение управленческой функции так, как именно в этой системе на вершине пирамиды находится лидер. Такая структурированность осуществляется через выделение управленческой функции.

Я считаю, что эффективное руководство необходимо каждой организации, для этого руководитель должен обладать набором определенных навыков и способностей. Руководителю необходимо уметь направлять своих подчинённых на выполнение общих задач и находить выходы из различных ситуаций.

Ключевым элементом каждой организации предприятия или фирмы является человек. В основе развития организации лежат личностные качества человека и то, как он способен ими пользоваться. Управлением сотрудников занимается руководитель, который в силу человеческих факторов часто действует на основе интуиции или собственного личного опыта и убеждений, которые не постоянно остаются верными. Это приводит к тому, что руководитель акцентирует свое внимание на производственных задачах, связанных с технологическими проблемами и игнорирует проблемы и потребности своих сотрудников. Связано это с непониманием руководителя того, что управляет он не производственными процессами, а непосредственно людьми, а это требует от него внимания на их проблемы и желания. Умение понимать людей, заслужить их уважение в рабочем коллективе, стремление к достижению общих целей отличает эффективных руководителей. Тем временем, ффективность управления напрямую зависит от создания благоприятных условий в организации, оказывающих положительное влияние на достижение общих целей компании. Изучение форм управленческого воздействия в системе менеджмента позволит добиться максимальной эффективности в данном направлении, что в свою очередь приведет к положительной динамике производства.


На мой взгляд, авторитет и лидер персонифицирован и должен добиваться выполнения задач через оказания влияния на других людей. Авторитет есть прямой результат воздействия личности человека. Известны примеры, когда высокопоставленные менеджеры, облеченные всеми правами, которые сопутствуют должности в коридорах исполнительной власти, имеют, по-видимому, не достаточно авторитета или способности влиять на других.

В условиях современной России лидерство является неотъемлимым качеством преуспевающего эффективного менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Лидерами становятся благодаря личностным качествам.

ГЛАВА 1 АВТОРИТЕТ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Власть как основа управления компанией

Навык одних людей, подчинять себе других это и есть власть. Под последним понимается эмоциональное или рассудочное воздействие, которое изменяет поведение в необходимую для организации сторону, побуждает более эффективно работать, предотвращает возникновение конфликтов. Умение оказывать влияние на людей, корректировать поведение и отношение человека или группы людей- значит обладать властью. У одних людей власти больше, у других ее нет совсем. Многим кажется, что обладание властью - это прерогатива исключительно руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако, в настоящее время, признается, что влияние и власть в равной степени зависят непосредственно от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителя, то есть чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть этого лица.

Власть осуществляется в управлении, как набор полномочий, компетенций и лидерства. С помощью властей ресурсы распределяются и перераспределяются, а действия членов организации направлены на достижение общей цели. Он выступает мощным средством интеграции и координации их деятельности, экономя затраты, связанные с их реализацией.

Это может быть позитивно, разрушительно, способно что-то предотвратить. Таким образом, можно предотвратить инновации, даже если они полезны для организации. Это означает, что вышеупомянутая сила подчиняется.


В практической деятельности корректное использование власти может заключаться в том, что руководитель применяет самые различные ее формы. Например, в одном случае он категорично требует от подчиненных выполнения задания; в другом же - пытается убедить их в том, что выполнить задание целесообразно; в третьем - может обещать работникам вознаграждение за качественно и быстро выполненное задание. Отношения между работниками и начальством должны быть гибкими и разнообразными. Хороший руководитель и авторитарен, и демократичен, и либерален одновременно; назвать руководителя авторитарным, демократичным или либеральным мы можем только в том случае, если он предпочитает пользоваться собственной властью только одним определенным образом.

Власть может существовать, но не использоваться. Если вы работник, власть - это функция зависимости, а точнее взаимозависимости. Он обладает силой обладания властью. За власть. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации.

Все менеджеры пользуются законными полномочиями, так как им делегированы полномочия контролировать других людей. Эти основы власти являются инструментом, благодаря которому менеджер может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.

Недостаточно обладать властью: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе - желательно вдохновленной, направленной на достижение целей организации. Чтобы добиться усиления влияния и власти, необходимо выполнить некоторые условия:

  • потребность должна быть активной и сильной;
  • человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения, в той или иной степени, какой-либо потребности;
  • человек, на которого влияют, должен считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности;
  • человек, на которого влияют, должен верить, что его или ее усилие имеет хорошую возможность оправдать ожидания руководителя.

Самое сильное влияние будет, когда исполнитель высоко оценивает потребность, к которой он обращается, считает, что его удовлетворение или неудовлетворенность важны, и думает, что его или ее усилия обязательно оправдают ожидания менеджера. И наоборот, если какой- то из этих компонентов отсутствует, мощность влияющего элемента уменьшается или полностью исчезает.


1.2 Структура лидерства

Структуру лидерства составляют пять базовых элементов:

  1. • 1) Лидер —с определенными личными чертами, способностями и возможностями, нацеленными на результат. Лидер — это первый участник процесса лидерства. Он обладает определенными чертами, которые выделяют его среди других членов организации. К ним можно отнести компетентность или коммуникабельность, интуицию или другие способности, благодаря которым он достигает, и потом удерживает лидирующую позицию. В зависимости от ситуации и мотивационной структуры профессиональные мотивы преображаются в необходимость самовыражения и через эту потребность в необходимость лидерства. За счет этого в в управлении персоналом остается актуальной задача обоснования лидерства благодаря различным механизмовам назначения а также выборов руководителей с участием сотрудников.
  2. • 2) Последователи — со своим набором качеств и возможностей для реализации целей. При отсутствии последователей нет лидерства, а без лидера последователи представляют собой некую группу людей, так как люди в коллективе должны активно взаимодействовать друг с другом на пути к общей цели. Конечно, далеко не все сотрудники являются последователями какого- то определенного человека, который занимает лидирующую позицию, но если они в течение долгого времени не становятся такими, то могут потерять принадлежность к этой группе. В это же время если большая часть группы не относит себя к числу последователей, в этом случае лидер имеет все шансы утратить свои позиции. Лидеры и последователи довольно часто обмениваются ролями, так бывает, например, в спортивных командных соревнованиях, так как мощность влияния последователей на лидера соизмерима с обратным влиянием.
  3. • 3) Задачи, которые взаимодействующие между собой сотрудники решают. Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. При изменении задач изменяются и запросы к лидеру, например, так может произойти замена лидера отдельными членами группы или представится возможность оказать на него воздействие. Диапозон поставленных задач даже одного подразделения довольно разнообразен: от рутинных, изо дня в день повторяющихся, до творческих, нестандартных. В практике хозяйственной деятельности бывает довольно трудно сформулировать задачи, которые необходимо выполнять. Природа задачи становится немаловажным побуждающим фактором для тех, кто пытается стать лидером.
  4. • 4) Ситуация, в которой протекает процесс взаимодействия. Кроме решаемых задач, хозяйственную ситуацию характеризуют: трудовые процессы, внешняя среда, члены коллектива. Часто человек выбивается лидером не благодаря каким- либо чертам его характера, а его оперативной адаптации к изменяющейся среде, умении пользоваться собственными качествами в сложившейся ситуации и устанавливать межличностные отношения. В каждой ситуации лидерство проявляется в особом, свойственном лишь ему виде отношений между людьми. Поэтому лидерство невозможно формализовать, оно не может быть сведено к конкретному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство динамично, как само межличностное поведение, не обязательно связано с управлением таким поведением.
  5. • 5) Группа, в которой происходят все акты межличностного взаимодействия. Под группой понимается персонал одного из подразделений предприятия или же часть данного персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений. Зависимость социального статуса каждого члена группы от групповой солидарности и контроля делает коллектив организации эффективным средством воспитания в психологическом и социальном в аспектах. Именно в процессе коллективной деятельности проявляются лидерские качества ее членов, а также возможность неформального лидера эффективно действовать в кризисных ситуациях.

Типы лидеров зависят от того, какую роль выполняют руководители-лидеры в коллективе. Их типы можно классифицировать следующим образом:

  1. Ведущие за собой. Это наиболее наглядный тип. К нему относятся те, кто любит принимать самостоятельные решения под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, но они обладают врожденными лидерскими качествами;
  2. Организаторы групп. Их отличительной чертой является знание психологии своих последователей. Они отлично подходят для управления людьми в небольших группах;
  3. Исполнители. Самый рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченность в коллективе;
  4. Дипломаты. Легко контактируют с сотрудниками. Могут отстоять собственное мнение, используют диалоги и разрешают проблемы персонифицировано;
  5. Генераторы идей отличаются ориентацией на новые задачи, содействием передовому опыту, интуицией, синтезом знаний, самокритичностью;
  6. Продавцы идей — предприимчивы, обладают креативностью и способностью к контролю не только собственных, но и чужих эмоций;
  7. Синтезаторы. Умеют акцентировать внимание на главном из очень большого объема информации- это позволяет им использовать нетрадиционные подходы;
  8. Разъяснители. Умеют разъяснить последователям суть даже самой замысловатой ситуации;
  9. Реакторы. Активно и разумно критически реагируют на идеи других, что позволяет привлечь их в своих последователей;
  10. • Коммуникаторы. Их отличает высокая коммуникабельность, умение слушать и слышать людей;
  11. • Исследователи могут получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты;
  12. • Следопыты обладают способностью к самостоятельным действиям, т.е. автономии;
  13. • Хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно добыть и как правильно использовать;
  14. • Организаторы. Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.

Лидерства невозможно добиться без формирования личного авторитета менеджера. Авторитет — это заслуженное доверие, которое использует руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценки коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям.