Файл: Публичная власть. Особенности публичной власти в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 635

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изначальное предназначение публичной власти заключается в том, чтобы использовать ее во благо людей, воплощением которых она является. Но на практике это не всегда так.

Право, данное людьми на принятие определенных управленческих решений в отношении установленных ресурсов, может быть присвоено и использовано в своих интересах силами, занимающих лидерские позиции в управляющих группах. Причем доминирование может осуществляться в различных сферах, экономической, моральной, политической и др.[18]

Узурпирование власти и использование ее в своих единоличных интересах приводит к дестабилизации общества вплоть до социального взрыва, приобретающего формы бунта, революций.

Несмотря на то, что публичная власть обладает общими признаками, на разных уровнях она имеет и существенные отличия[19].

Можно выделить четыре основных типа публичной власти:

1. Международная публичная власть, которой наделено международная организация (межгосударственная власть). Эта организация объединяет суверенные государства, имеющие свои цели, иногда не коррелирующие с целями соседей. Совет Безопасности ООН, как международная организация, создана, прежде всего, как площадка для переговоров, обсуждения наиболее сложных международных вопросов. Но некоторые страны пренебрегают решениями этой организации, действуя в угоду своим интересам. Полномочия международных организаций определяются договорами стран-участниц[20].

2. Публичная власть государства (при федеративном устройстве – публичная власть федерации и каждого из ее субъектов). Государственные органы власти действуют от имени народа этого государства, который наделил эти органы властью, т.е. предоставил законное право принятия решений, касающихся всего населения страны.

3. Публичная власть территориальной автономии. Полномочия органа,
обладающего этой властью, распространяются на всю территорию автономии, но принимаемые законодательные акты не должны противоречить государственным.

4. Публичная власть муниципального образования. Полномочия местных органов власти устанавливаются соответствующими законами и ограничиваются вопросами местного значения[21].

Необходимо отметить, что некоторым общественным объединениям также присущи элементы публичной власти. Отношения внутри такой организации регламентируются уставом, обязательность решений управления таких объединений распространяется лишь на их членов.


Поскольку общественные организации существуют на территории конкретного государственного образования, то и деятельность их регулируется соответствующим государственным законодательством[22].

Рассмотрев понятие публичной власти, можно прийти к выводу, что она
обладает характерными чертами, позволяющими провести четкую границу, однако ее объем и формы реализации в разных странах могут иметь существенные различия.

Свойства публичной власти целесообразно рассмотреть через понятие суверенитета государства, которое определяется через его независимость, т.е. суверенитет неотъемлем от государства[23].

Государственная власть по определению также должна обладать суверенитетом, он является самым важным свойством этой власти. Исследователи вопросов государства и права сходятся во мнении, что при потере суверенитета разрушается и независимое государство.

Разработанная правовая концепция суверенитета включает два основных положения:

- во-первых, внутри страны публичная власть должна обладать безусловным верховенством;

- во-вторых, государство за своими пределами должно быть независимым[24].

При этом необходимо соблюдение условий уважения прав государств, также обладающих суверенитетом, и норм международного права, являющихся общепризнанными в мировом сообществе[25].

Исследование подходов к понятию суверенитета показали, что он должен обладать следующими свойствами:

- универсальностью, т.е. властное влияние государства распространяется
на все его население;

- верховенством, которое проявляется в том, что государственные властные структуры имеют иерархическое построение. Это влечет как возможность отмены решений нижестоящих властных инстанций, так и пресечения деятельности любой иной публичной власти на территории страны[26];

- наличием у государства определенных средств, которыми не обладает ни одна другая публичная власть (вооруженные формирования, силы охраны правопорядка, органы безопасности, спецслужбы, силы (службы) спасения, службы судебных приставов, исполнения наказания и т.д.). С их помощью оно проводит свое влияние на граждан;

- наличием у государства каналов осуществление властных полномочий,
которые не доступны прочим органам в масштабе государственного управления (структуры государственного управления, система законодательства, исполнительная система, система судопроизводства и т.д.);


- неделимостью (стабильность института государственной власти при изменении состава исполняющих властные полномочия)[27].

Если есть власть, то есть и тот, кто ей обладает. Не бывает власти, которая не принадлежит кому-то конкретному. Как было указано ранее, власть возможна лишь в социальной среде и очень часто определяет характер взаимоотношений между объектами социума. Носителями власти чаще всего являются сильные личности, способные «повести за собой» для достижения каких-то целей[28]. Если же лидер слаб, то либо за ним есть существенная сила, которая позволяет ему занимать соответствующую должность, либо его скоро сменит более достойный кандидат.

1.2. Соотношение государственной и публичной власти, признаки

публичной власти

Рассмотрим далее соотношение государственной и публичной власти. Необоснованное расширение границ государственной власти влечет за собой ограничение прав, свобод, законных интересов граждан и прочих субъектов общественных отношений, вторжение государства в те сферы социальной жизни, куда оно не должно вмешиваться.

Чрезмерное огосударствление социальных отношений происходит посредством применения соответствующих методов воздействия, чего в условиях формирования гражданского общества и построения правового государства допустить нельзя. В этой связи необходимо доктринально определить сферы ответственности (функционирования) государственной власти и иных видов публичной власти[29].

Структурными элементами власти являются взаимосвязанные между собой интерес и воля. Власть в любом своем проявлении представляет собой осознанное воплощение посредством воли определенных интересов.

Исходя из этого, ученые выделяют частную и публичную власть как реализующую, соответственно, частные и публичные интересы. И публичная, и частная власти выступают в качестве разновидностей социальной власти[30].

В самом общем виде, под социальной властью понимается способность чьей-либо воли оказывать определяющее воздействие на поведение другого субъекта (например, власть в семье, различных общественных организациях и т.п.). Социальная власть неотделима от любой более или менее организованной и устойчивой общности людей, будь то род, племя, семья, общественная организация, партия или даже государство.


Власть – едва ли не определяющее свойство, обеспечивающее существование общественных институтов. Власть придаёт обществу целостность, служит важнейшим фактором в организации порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий жизнеспособность общества. Под действием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах возникает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирования поведения, установление определённой иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Социальная власть, в любом ее выражении, всегда содержит элемент принуждения, формы которого многообразны. В этой связи, определяют множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная и т.д.

Таким образом, социальная власть присуща любой общности и в своей реализации может опираться на различную основу – обычаи, традиции, право, мораль и прочее.

Публичная власть как разновидность социальной власти распространяется на все государственно-организованное общество в целом, а не на отдельные социальные группы, обеспечивая порядок и стабильность в обществе посредством экономического, идеологического и организационно-правового воздействия, реализуемого с помощью специального аппарата[31].

Государственная же власть, будучи связанной с такой социальной организацией общества, как государство, представляет собой особую разновидность социальной власти, опирающуюся на право. Государство – это, прежде всего, и главным образом публичная власть[32].

Советская наука не признавала разграничения и независимого сосуществовании публичных и частных интересов. Считалось, что у индивида не может быть каких-либо интересов, не совпадающих с интересами общества и его главного авангарда, организующей и направляющей социал-демократической (позже – коммунистической) партии.

Традиционным для советского обществоведения стало цитирование слов В.И. Ленина из письма Д.И. Курскому: «Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное… Отсюда – расширить применение государственного вмешательства в частно-правовые отношения»[33]. В результате такой установки на свет появился, по выражению С.С. Алексеева «бессильный правовой инвалид - Гражданский кодекс, который не является сводом частного права»[34]. Таким образом, на практике непризнание частных интересов происходило не только в сфере государственного хозяйствования.


В то время публичная власть понималась исходя из учения марксизма-ленинизма.

Учеными-государствоведами было выработано несколько подходов к определению публичной власти. Согласно первому подходу, публичная власть отождествлялась с общественной, а термин «публичная власть» означает всего лишь «общественная власть», которая существует во всяком обществе»[35].

Другие авторы придерживались мнения, что публичную власть нельзя отождествлять с общественной, публичная власть является синонимом государственной и политической власти[36].

Есть и прочие мнения, говорящие о том, что публичная власть – это «не всякая существующая в обществе власть, а лишь та, которая охватывает всех его членов, власть в пределах всего социального организма в целом»[37].

Такие подходы ближе к современному пониманию сущности публичной власти, но они не вписывались в существующие идеологические догмы, кроме того, данные точки зрения не были достаточно аргументированы и подверглись критике.

В существовавших подходах в то же время отсутствовало единство взглядов. Мнения разошлись по поводу того, что понимать под общественной властью. Одни авторы общественную власть трактовали как власть, существующую в любом обществе, как функцию любого общества, средство упорядочивания общественных отношений.

Выделялись две формы общественной (публичной) власти:

1.общественное самоуправление как власть чисто общественная или просто общественная, совпадающая с обществом, принадлежащая всему обществу, осуществляемая самим обществом в интересах всех членов общества без создания какого-либо специального аппарата осуществления этой власти, стоящего над обществом, и опирающаяся лишь на «силу авторитета», на убеждение, воспитание и общественное воздействие[38].

2. политическая или государственная власть – власть не всего общества в целом, а одного или нескольких классов, господствующих в обществе, власть, отчуждаемая от общества и становящаяся над ним, требующая для своего осуществления специально созданного профессионального аппарата и опирающаяся на специфические средства государственного принуждения[39].

Некоторые авторы исходили из мнения, что интегрирующим видом власти, объединяющим все виды и формы власти в различных обществах, является не общественная, а социальная власть, которая делится на общественную и государственную.