Файл: Публичная власть. Особенности публичной власти в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 633
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и сущность публичной власти
1.1.Понятие, сущность и свойства публичной власти
1.2. Соотношение государственной и публичной власти, признаки
2.Субъекты и особенности публичной власти в Российской Федерации
2.1.Сущность и признаки субъектов публичной власти
Обладая общностью социальной и правовой природы, являясь включенными в сложный механизм организации и взаимодействия, субъекты публичной власти характеризуются рядом. Общность субъектов публичной власти в контексте российской конституции определяется рядом следующим существенных обстоятельств.
1.Единый источник публичной власти. Субъекты публичной власти, приобретая власть от народа (прямо или косвенно), действуют в качестве институтов реализации его власти[63]. Конституцией РФ эта связь в общем плане определяется в ст. 3, согласно которой:
- носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ;
- народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
При этом нужно отметить, что идентификация осуществления власти посредством выборов и референдума как осуществляемой непосредственно народом является в определенной степени условностью, так как соответствующие формы также несут в себе представительный аспект.
В действительности, в рамках названных форм непосредственной демократии волю народа потенциально имеет право выражать определенная часть населения страны – избирательный корпус, а фактически ее выражает лишь часть от соответствующей группы лиц[64].
Как отмечает В.Н. Руденко, «в современном обществе компетенцией по принятию властных решений наделяются граждане, обладающие избирательным правом. Властное волеизъявление возможно при условии признания за ними на уровне законодательства строго определенных полномочий. Будучи субъектами властвования, граждане могут отдавать «приказы» и «команды» путем действия – волеизъявления, выраженного в принятии обязательных для исполнения публично-властных решений, обладающих наряду с решениями органов власти, принудительно-волевым свойством»[65].
На данное обстоятельство обращает внимание и А.И. Казанник: «Из содержания ст. 60 Конституции РФ вытекает, что граждане России могут самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и юридические обязанности с 18 лет. Вполне естественно, что гражданское совершеннолетие может не совпадать с реальной возможностью осуществлять политические права, которые приобретаются лицами на основании норм прочих статей Конституции РФ и избирательных законов (ст. 81, 97). Тем не менее, нормы ст. 32 и 60 Конституции РФ наделяют правосубъектностью, необходимой и достаточной для осуществления народовластия, лишь строго определенную категорию граждан России, а не весь многонациональный народ страны»[66]. Фиксируется некоторое несовпадение категории «народ», в которую входят все лица, проживающие в государстве, и, собственно, группы лиц, посредством волеизъявления которой власть фактически осуществляется.
Социально-юридическое значение данной черты субъектов публичной власти состоит, в частности, в том, что субъекты публичной власти являются носителями народного мандата, обеспечивающего ресурс легитимности, ценность которого состоит в возможности принимать и реализовывать общеобязательные решения, принуждать и наказывать[67]. Такие права предоставляются установленной конституцией власти, при этом иной публичной власти в таком праве отказывается, что закрепляется в ч. 4 ст. 3 Конституции: никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуется по закону.
2.Заданность действия субъектов публичной власти в социальных интересах. Назначением субъектов публичной власти является действие в социальных интересах. Субъекты публичной власти в логике конституционно-правового регулирования не имеют частного интереса, а создаются и функционируют для целей реализации общественной функции. Идея связанности публичной власти правовыми или какими-либо иными установками имеет многовековую историю, получила на современном этапе международно-правовое основание[68]. Осуществление власти в интересах народа, в пределах ограничений естественного права - ключевое положение доктрин эпохи Просвещения, во многом определивших сложившуюся в современных демократических государствах конфигурацию власти[69].
Соответствующая ограниченность власти находит выражение в ключевых документах международно-правового характера, в т. ч. Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах и конвенциях.
Конституционно-правовое закрепление соответствующего свойства субъектов публичной власти в России осуществляется, прежде всего, посредством определения принципиальных характеристик российского государства (правовое, демократическое - ч. 1 ст. 1, социальное - ст. 7 Конституции РФ)[70].
Важным аспектом такого конституционного закрепления является установление конституционных обязанностей государства. Ключевая из данных обязанностей предусмотрена в ст. 2 Конституции РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, которая состоит в том, чтобы обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека в единой системе народовластия совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ призвано местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое в качестве одной из основ конституционного строя, особой формы публичной власти[71].
3.Включенность в единую организационную систему. Субъекты публичной власти включены в организованную в соответствии с Конституцией РФ систему, связанность данных субъектов, в рамках которой определяется как собственно организационными отношениями, так и урегулированностью деятельности институтами в рамках единой системы права (ч. 2 ст. 4, ч 1, 2, 3 ст. 15 Конституции РФ). Важным аспектом данной черты является закрепление принципиальных организационных механизмов, с учетом которых функционирует система субъектов публичной власти. Ключевым из них служит принцип разделения властей[72].
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие[73].
Конституционно обусловлен и механизм взаимодействия субъектов государственной власти и местного самоуправления. Рассматривая содержание конституционной обязанности государства обеспечить реализацию положений ст. 12, главы 8 Конституции РФ, гарантирующих функционирование в РФ институтов местного самоуправления, Конституционный Суд РФ указывает: «на органы государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, финансовые и прочие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление»[74].
4.Ограниченность сферой и формами функционирования. Субъекты публичной власти обладают определенной сферой функционирования, имеют заданные формы реализации власти (обладают определенной компетенцией)[75]. Такое свойство субъектов публичной власти обусловлено как организационными потребностями, так и необходимостью обеспечить реализацию конституционных положений о гарантированности прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ), а также соотносится с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Вопросы соотношения действия субъекта публичной власти и заданных сферы и форм функционирования - один из ключевых вопросов практики Конституционного Суда РФ[76].
Функционируя в пределах своей компетенции, субъекты публичной власти действуют с определенной степенью дискреции, ограниченной императивными требованиями. Взаимное существование предоставленного обществом субъекту публичной власти ресурса, с одной стороны, и ограничения возможностей его реализации социальными интересами, с другой, представляет собой ключевой вопрос организации публичной власти[77]. Власть без необходимого ресурса бессильна, она не способна решать никакие социальные задачи, но без соблюдения заданных конституционно установок – не может реализовывать свое предназначение, обусловленное волей народа.
В такой ситуации поиск баланса между дискрецией, вытекающей из социального ресурса, и пределов, в которых власть осуществляется, – ключевая задача конституционного механизма[78].
С учетом изложенного, многочисленные субъекты публичной власти, являясь ключевыми участниками конституционно-правовых отношений, обладают общей конституционно-правовой природой, содержание которой определяется выявленными свойствами – они являются средством функционирования власти народа, имеют конституционно заданное назначение действовать в социальных интересах, входят в единую конституционную систему организации и осуществляют свою деятельность в рамках ограниченных сферы и форм функционирования. Указанные признаки носят универсальный для субъектов публичной власти в России характер и отражают правовую и демократическую природу российского государства.
2.2. Особенности публичной власти в Российской Федерации
Составляющей любого государства как политической организации является наличие особой публичной власти, олицетворенной в деятельности специально уполномоченных на осуществление общих дел отдельных лиц или коллегий таких лиц-органов[79]. Иначе можно сказать, что органы государства учреждаются для осуществления его задач и функций.
Одновременно органы государства выступают и в качестве одного из каналов осуществления суверенной власти народа[80]. Система органов современного государства предопределена такими факторами, как логика исторического развития, форма правления, государственно‑территориальное устройство и политический (государственный) режим. Конституция закрепила определенную систему органов современного Российского государства.
Республиканская форма правления, демократический политический режим, базирующиеся на признании принципа разделения властей, обусловили такие федеральные органы, как Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, а также Генеральная прокуратура, Центральная избирательная комиссия, Счетная палата, Центральный банк, Уполномоченный по правам человека в РФ. При этом необходимо заметить, что в Конституции РФ буквальная интерпретация принципа разделения властей не подразумевает самостоятельность ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Самостоятельность как основополагающий признак характеризует органы этих ветвей государственной власти. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны[81].
Следовательно, государственную власть в Российской Федерации можно рассматривать как систему органов государства. Государственная власть объективно формирует осознание гражданином его зависимости от государства и порождает в обществе двоякого рода явления. Она побуждает граждан совершать то, что они считают необходимым для государства, от которого сознают себя зависимыми, а также граждане подчиняются велениям отдельных лиц, признаваемых органами государства[82].
Особенности формы федеративного устройства России обусловили наличие 85 субъектов РФ (22 республики, 9 краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа). Государственную власть в них осуществляют законодательные (представительные) органы, высшие должностные лица субъектов РФ – главы субъектов РФ (организационно‑юридически обособленные государственные органы), правительства (администрации), конституционные (уставные) суды и иные органы субъектов РФ.
Конституционные положения о федеративном устройстве России, основанном на государственной целостности страны, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ[83], позволяют вести речь о том, что государственная власть может рассматриваться и как совокупность полномочий, реализуемых органами власти соответствующих уровней. Конституционное закрепление предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ демонстрируется в ст. 71-73 Конституции РФ[84].