Файл: Психология юмора. Чувство юмора у студентов с различной успеваемостью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последующий анализ полученных результатов сделал возможным Г. Айзенку выделить связь полученных факторов с личностными качествами. На основе своих исследований Г. Айзенк предложил теоретическую модель юмора, которая состоит из трех компонентов: когнитивный компонент характеризует степень сложности, заложенной в юмористическом материале; конативный компонент отражает мотивационные и побуждающие характеристики; эмоциональный компонент отражает степень и уровень эмоциональных переживаний, связанных с юмором. Далее последние два компонента были объединены им в один и названы оректическим. Сущность оректического компонента заключается в переживании человеком положительных эмоций по поводу эффективной адаптации, то есть при осознании своего контроля над ситуацией и отсутствии признаков опасности и неопределенности [12, с. 45]

В понимании С. Свебека, основные различия в чувстве юмора определяют следующие параметры:

• чувствительность к метасообщениям, т. е. способность видеть мир таким, каким он мог бы быть, фантазия;

• личная склонность к юмору и юмористической роли;

• эмоциональная вседозволенность или склонность смеяться в разнообразных ситуациях [7, с. 86].

Рассматривая юмор как вид специфической активности человка, Р. Мартин [27, с. 243] выделил четыре основных типа использования юмора. Два из них позиционируются как здоровые и адаптивные (аффилиативный и самоутверждающий), а два — как относительно негативные (агрессивный и самоуничижительный). Взаимосвязи между стилями и личностными чертами свидетельствуют, что здоровые стили связаны с эмоциональной устойчивостью, адекватной самооценкой, оптимизмом и самоподдержкой. Нездоровые коррелируются с депрессивностью и тревожностью, враждебностью и психиатрическими проблемами. Кроме этого, выявлены также достоверные гендерные различия в использовании стилей юмора. Если по здоровым стилям различий не выявлено, то по нездоровым у мужчин получены достоверно более высокие оценки, т. е. мужчины в большей степени склонны использовать агрессивные и самоуничижительные стили в юморе [27, с. 213].

Многие концепции придерживаются позиции, что назначение юмора в том, чтобы снимать напряженность и стресс, а также в том, чтобы побуждать к поиску новых интерпретаций ситуаций. Согласно этим позициям, каждая шутка сопровождается возрастающим вниманием по мере ее изложения с последующей разрядкой, когда шутка высказана. Новые интерпретации возникают потому, что шутка показывает неожиданную ассоциацию несвязанных или даже конфликтующих обстоятельств.


Из современных научных работ о юморе, следует, что чувство юмора — это системное свойство личности, включающее в себя единство мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик и обеспечивающее когнитивную способность личности выявлять, осмыслять и воспроизводить юмор с определенной эмоциональной реакцией в соответствии с ситуацией социального взаимодействия.

Так, Р. З. Киямова (2013 год) рассматривает чувство юмора в связи с самоактуализацией личности [23, с. 89]. Она делает акцент на том, что чувство юмора зрелой самоактуализирующейся личности — свойство, в структуре которого ведущую роль имеют результативно-целевые показатели: самоактуализационные процессы связаны с четким осознанием целей, выраженной социоцентрической мотивацией и высокой результативностью деятельности.

Однако стоит учесть и труды Ш. Бюллер, которая основной движущей силой развития считала потребность личности в самоосуществлении. Понятие самоосуществления близко по смыслу к самоактуализации, однако Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление рассматривается ею как итог жизни, когда «ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию». Вместе с тем можно понимать самоосуществление и как процесс, который различен в разные возрастные периоды: он может выступать то как хорошее самочувствие (в возрасте до полутора лет), то как переживание завершения детства (12–18 лет), то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Ш. Бюлер считает, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность обозначена автором как самоопределение. Оно связано с уровнем интеллектуального развития личности, так как от интеллекта зависит глубина понимания человеком собственного потенциала. Самоактуализация же уместна тогда, когда человек «промахнулся» в цели [16, с. 87].

Р. З. Киямова [23, с. 76] выявила следующие закономерности возрастного развития чувства юмора:

• развитие чувства юмора от юношеского к зрелому возрасту происходит в направлении гармонизации его структуры, существенного усиления роли установочно-целевых, мотивационных и результативных составляющих: те параметры, которые были наиболее слабыми и уязвимыми у юношей и девушек, становятся доминирующими у взрослых;

• временем окончательного становления чувства юмора как свойства личности является зрелость;

• независимо от возраста неумение шутить затрудняет самореализацию личности: человек неправильно ориентируется во времени, характеризуется высокой степенью зависимости и конформности, а тревожность и пассивность при восприятии и воспроизведении юмора приводит к тому, что человек не принимает себя таким, какой он есть.


Таким образом, юмор можно рассматривать и как интеллектуальную способность, и как особую эмоцию, а также как вид специфической активности, которые тесно связаны с личностными чертами человека.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей чувства юмора у студентов с различной успеваемостью

2.1. Организация и методики исследования

В исследовании приняли участие 30 студентов 2-5 курсов с отличной успеваемостью, 30 студентов 2-5 курсов с хорошей успеваемостью. Возраст испытуемых – 20-23 года.

Для исследования чувства юмора у студентов мы использовали методику «The coping humor scale» (шкала совладания юмором), которая была разработана Р.Мартином и Г. Лефкортом, русскоязычный вариант адаптирован Артемьевой Т.В. Методика предназначена для измерения степени использования юмора людьми при совладании со стрессом.

Для изучения использования юмора студентами была также использована методика «Situational Humor Response Questionnaire» (опросник ситуативных юмористических реакций), также разработанная Г. Лефкортом и Р. Мартином, адаптированная Артемьевой Т.В. Этот опросник представляет собой 18 вопросов, которые кратко описывают различные ситуации (позитивные и негативные). Для каждой из них респондентам было необходимо оценить степень, до которой они могли развеселиться в такой ситуации, используя пять вариантов ответов. В дополнение к 18 описывающим ситуации пунктам опросник содержит три пункта, в которых респонденту предлагается оценить частоту, с которой он обычно смеется и улыбается в разнообразных ситуациях.

2.2. Анализ результатов исследования

Результаты исследования стиля юмора у студентов представлены на рис. 1-3.

Рис. 1. Стили юмора у студентов-отличников

Как можно видеть на рис. 1, у студентов-отличников преобладает аффилиативный (39%) и самоподдерживающий (36%) юмор, агрессивный стиль у 13% испытуемых, самоуничижительный юмор доминирует у 11% студентов.


Рис. 2. Стили юмора у студентов-хорошистов

У студентов-хорошистов также преобладает аффилиативный (43%) и самоподдерживающий (42%) юмор, агрессивный стиль у 6% испытуемых, самоуничижительный юмор доминирует у 9% студентов.

Рис. 3. Средние показатели стилей юмора у студентов

Как можно видеть на рис. 3, у студентов-хорошистов несколько выше показатели аффилиативного стиля, чуть выше самоподдерживающего, а у студентов-отличников выше средние показатели агрессивного и самоуничижительного стилей юмора по сравнению с хорошистами.

Для выявления значимых различий был использован U-критерий Манна-Уитни для несвязных выборок (таблица 1)

Таблица 1

Анализ значимости различий средних показателей стилей юмора у студентов

отличники

хорошисты

U

аффилиативный

32,7

39,4

261**

самоподдерживающий

34,4

35,1

348

агрессивный

31,2

26,4

271**

самоуничижительный

33,2

25,6

282**

*p=0,05, **р=0,01

Как можно видеть в таблице 1, у студентов-хорошистов достоверно выше показатели аффилиативного юмора, он связывается с экстраверсией, открытостью новому опыту, оптимизмом, жизнерадостностью, самопринятием и самоценностью, с успешностью установления и поддержания межличностных отношений, удовлетворенностью качеством жизни, преобладанием положительных эмоций и хорошего настроения.

У студентов-отличников достоверно выше показатели агрессивного и самоуничижительного юмора по сравнению с хорошистами. Агрессивный стиль связан с иронией и сарказмом, люди с доминирующим типом агрессивного юмора часто острят и подшучивают над другими, а люди с самоуничижительным типом часто подшучивают над самим собой, высмеивают свои ошибки и недостатки.

Рис. 4. Показатели юмора у студентов-отличников

Было выявлено, что 52% испытуемых отличников получили высокие баллы (относительно среднего арифметического по группе), что свидетельствует о том, что данные испытуемые, как правило, с юмором реагируют на различные жизненные ситуации, как с положительной, так и с отрицательной окраской. 48% испытуемых получили низкие баллы (относительно среднего арифметического по группе), что позволяет нам сделать вывод, что данные испытуемые редко или практически никогда не относятся с юмором к различным жизненным ситуациям, в особенности негативным (рис. 4)


Рис. 5. Показатели юмора у студентов-хорошистов

55% студентов-хорошистов также часто прибегают к юмору в проблемных ситуациях, а 45% редко относятся с юмором к проблемам и трудностям.

Рис. 6. Средние показатели выраженности чувства юмора у студентов

Таблица 2

Анализ значимости различий средних показателей юмора у студентов

отличники

хорошисты

U

Ситуативный юмор

54,4

56,9

387

*p=0,05, **р=0,01

Достоверных различий в уровне использования юмора в сложных ситуациях студентами-отличниками и студентами-хорошистами не выявлено.

Заключение

Основные подходы к пониманию юмора и связанных с ним феноменов психики могут быть классифицированы по тому, что рассматривается как причина проявления юмора – сам субъект юмора, его особенности и переживания, либо юмор рассматривается как реакция на внешние условия, т.е. объект. Рассматривая существующие научные представления о природе юмора сквозь призму выделенных оснований, можно обозначить некоторые основные подходы, а именно: психоаналитический, когнитивный и феноменологический. Общим для всех подходов является представление о юморе как о явлении, связанном с получением удовольствия в результате преимущественно интеллектуальной активности человека.

Эмпирическое исследование показало, что у студентов-отличников преобладает аффилиативный (39%) и самоподдерживающий (36%) юмор, агрессивный стиль у 13% испытуемых, самоуничижительный юмор доминирует у 11% студентов. У студентов-хорошистов также преобладает аффилиативный (43%) и самоподдерживающий (42%) юмор, агрессивный стиль у 6% испытуемых, самоуничижительный юмор доминирует у 9% студентов.

У студентов-хорошистов несколько выше показатели аффилиативного стиля, чуть выше самоподдерживающего, а у студентов-отличников выше средние показатели агрессивного и самоуничижительного стилей юмора по сравнению с хорошистами

У студентов-хорошистов достоверно выше показатели аффилиативного юмора, он связывается с экстраверсией, открытостью новому опыту, оптимизмом, жизнерадостностью, самопринятием и самоценностью, с успешностью установления и поддержания межличностных отношений, удовлетворенностью качеством жизни, преобладанием положительных эмоций и хорошего настроения.