Файл: Психология юмора. Чувство юмора у студентов с различной успеваемостью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Чувство юмора является объектом изучения психологии уже довольно давно, наиболее значительное внимание этому феномену уделено в психоанализ, гуманистической и позитивной психологии. Чувство юмора считается одним из признаков здоровой личности, а также развитого интеллекта. Утрата способности к пониманию смешного чаще всего является признаком интеллектуальной или личностной дисфункции.

Юмор как форма коммуникаций и мировоззренческое явление завоевывает все большее значение в условиях тенденций глобализации и становления постиндустриального общества, которые утверждают приоритеты толерантности, солидарности, участия, творчества. Изучение данного феномена актуально как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Вопросы о функциях, сущности и роли юмора в обществе, о возможности открытия универсальных законов его развития и формирования являются предметом изучения для социальных философов, философов, социологов, психологов, культурологов, филологов, Последние годы отмечены всплеском интереса к практическому использованию юмора. Наиболее остро обсуждаются вопросы его применения в социализации, образовании, управлении, рекламе.

Считается, что способность понимать смешное формируется уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжает формироваться в подростковом и юношеском возрастах и заканчивает свое формирование в период зрелости. Чувство юмора в студенческом возрасте изучено слабо.

Степень исследованности. В отечественной литературе до недавнего времени проблемы юмора затрагивались, преимущественно, эстетикой и филологией, число исследований было ограничено; немногочисленны работы отечественных исследователей. Проблема юмора в психологии затронута в работах З. Фрейда, Р. Мартина, В.Раскина, В. Руха и др.

Среди отечественных ученых значительный вклад в изучение юмора внесли А.Н.Лук, Т.В. Иванова, А. Г. Козинцев.

Объект исследования: юмор.

Предмет: уровень юмора у студентов отличников и хорошистов.

Цель: выявить уровень юмора у студентов отличников и хорошистов.

Гипотеза: уровень юмора у студентов-хорошистов и отличников не различается, различаются стили его проявления.

Задачи:

1) Рассмотреть понятие юмора в психологии;

2) Проанализировать основные подходы к изучению юмора в психологии;

3) Провести эмпирическое исследование уровня юмора у студентов-отличников и хорошистов.


Методы: анализ научной литературы, тестирование, методы математической статистики.

Методики:

- методика «The coping humor scale» (шкала совладания юмором), разработанную Р.Мартином и Г. Лефкортом (адаптирована Артемьевой Т.В), предназначенную для измерения степени использования юмора людьми при совладании со стрессом.

- методика «Situational Humor Response Questionnaire» (опросник ситуативных юмористических реакций), разработанная Г. Лефкортом и Р. Мартином, адаптированная Артемьевой Т.В.

Глава 1. Теоретические основы изучение юмора как психологического феномена

1.1. Понятие юмора

Само понятие «юмор» ввел в Б. Джонсон. Под ним он понимал две стороны — интеллектуальную, которая дает возможность называть юмор грубым или тонким (в зависимости от используемых приемов остроумия), и эмоциональную, которая стала основанием для выделения видов юмора по степени веселости (от черного до всепримиряющего юмора, когда человек принимает алогизм безо всяких условий) [4, с. 39].

Необходимо отметить, что понятие «чувство юмора» встречается еще у Аристотеля [9, с. 54]. По его мнению, человек с чувством юмора — это и тот, кто умеет шутить, и тот, кто понимает и принимает шутки, в том числе и над собой.

Как считает А. Н. Лук, слово «юмор» чаще всего ассоциируется со словом «сатира», реже — с «остроумием» и крайне редко — со словом «сострадание». Некоторые другие исследователи отмечают связь между юмором и смехом, а также творчеством. Здесь значимо следующее заключение А.Н. Лука: «Между тем чувство юмора и чувство сострадания при всем их различии имеют много общего» [16, с. 74].

Чтобы это понять, А. Н. Лук прослеживает процесс развития сознания у детей и отмечает, что на определенной ступени онтогенеза ребенок оказывается в состоянии представить себя на месте другого, силой воображения перенести чужую боль на себя. В этот момент появляются чувства жалости и сострадания. Но ребенок способен на другое: он может как бы чужими глазами увидеть себя и свои поступки [10, с. 53]. Это является фактором развития чувства юмора, чувства, которое позволяет увидеть смешное в себе самом.


Как правило, чувство юмора сочетается с уверенностью в себе и оптимизмом, а предпосылками его являются: ощущение своей силы и способность видеть вещи под неожиданным углом зрения (эта же способность — составная часть творческого мышления). Кроме того, чувство юмора нередко связано с «раскованностью» мышления, легкостью ассоциирования без боязни нежелательных последствий. «Сыграть» это невозможно, потому как у большинства людей существует «внутренний цензор» и постоянно напоминает «как бы чего не вышло», обрекая попытки подражать стилю непринужденности и внутренней свободы на провал (возникает впечатление развязности и дурного вкуса).

Как было отмечено, юмор ассоциируется и с остроумием, но это не одно и то же. Чувство юмора не есть активное проявление остроумия. В этом нас убеждают те случаи, когда человек обладает первым качеством и начисто лишен второго, так же как и наоборот. Есть и люди, которые лишены обоих качеств. Проще отыскать смешное в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-то. Труднее посмеяться, когда несчастье постигло самого человека. Получается, что юмор — это и смех, и горе, а способность посмеяться над собой — главная отличительная характеристика людей, обладающих им. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях.

Как отмечает В. А. Писачкин [8, с. 154], смех — это «умная эмоция». Он работает как механизм ценностного предпочтения, который реализован в психической реакции человека на события жизни. Чувство юмора передает мировоззренческие установки человека, его отношение к действительности. Они сказываются на всем поведении человека, его образе жизни. В смехе находит единство выражения рациональное и эмоциональное. Различают юмор ситуации и юмор характера (например, Остап Бендер), при этом авторы, которые подвергли анализу это свойство, сходятся в том, что в основе настоящего юмора лежит гуманизм, человеколюбие, глубокое понимание человеческой души и человеческой природы вообще. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, чувство юмора — это интеллектуальная способность человека оперировать одновременно несколькими взглядами на реальность, умение обнаруживать противоречия в окружающем мире и оценивать их с комической точки зрения.

Если рассматривать чувство юмора в ряду других человеческих чувств, то можно определить не только его место в пирамиде человеческих эмоций, как это делает А. Н. Лук, но и выявить причины и условия его возникновения и развития. Согласно психологии самости Хайнца Когута [13, с. 96], человеку для полноценного развития необходимо удовлетворить три потребности: а) потребность быть отраженным; б) потребность в идеализации; в) потребность быть похожим на других.


Во-первых, детям необходима положительная оценка, безусловное принятие со стороны родителей. Во-вторых, то детям необходимо знать о своей похожести на мир (на маму, папу, дедушку…), в котором они родились, — так развивается чувство социальной принадлежности. И, наконец, удовлетворение третьей потребности развивает высшие аспекты личности: юмор, эмпатию, творчество, мудрость. Для ребенка важно знать, что его родители сильные и умные. В этом случае он может полагаться на их помощь. Но иногда идеализированный родитель тоже ошибается, и тогда ребенок пробует свои силы в решении проблемы. Шаг за шагом, следуя собственному желанию действовать, он приходит к уверенности в своей способности справиться с проблемами внешнего мира [15, с. 74].

Таким образом, юмор как копинг, стиль совладающего поведения формируется благодаря успешному внутреннему переживанию идеализации родительского образа, если все три потребности нашли удовлетворены. Если этого не происходит и какая-то потребность или они все ущемлены, в самости личности происходят негативные изменения. Причем их устранение в последующей жизни человека проблематично, такому человеку необходимы другие люди рядом с ним, которые бы предоставляли ему возможность для удовлетворения перечисленных потребностей, в противном случае человек прибегает к примитивным формам удовлетворения подсознательных потребностей (наркотики, алкоголь, промискуитет и т. п.); он не может принять зрелое удовлетворение, которое ему предлагается.

1.2. Психологические подходы к определению юмора

Несмотря на то, что юмор давно является предметом научного исследования и к настоящему времени сложилось не менее сотни теорий юмора, научные исследования продолжаются: изучаются связи юмора с другими человеческими чувствами, рассматриваются функции юмора в различных областях жизнедеятельности человека, выявляются условия развития чувства юмора и разрабатываются соответствующие технологии и методы.

Главенствующими в современной психологической науке являются экономический и когнитивный подходы к изучению природы и механизмов развития чувства юмора. Различия между ними определяются пониманием личности и механизмов ее функционирования в конкретном подходе.

Экономический подход рассматривает личность человека как совокупность компонентов, которая управляется бессознательными процессами и только в малой степени регулируется самим человеком.


Экономический подход рассматривает личность человека как совокупность компонентов, которая управляется бессознательными процессами и только в малой степени регулируется самим человеком. Основные принципы изучения юмора в этом подходе сформулированы Зигмундом Фрейдом [24, с. 87]. В понимании Фрейда в основе развития юмора заложен механизм получения удовольствия от экономии психической энергии в процессе вытеснения тревожащих бессознательных импульсов, которые затрудняют психическое функционирование человека. Различные проявления комического в поведении человека З. Фрейд рассматривает в зависимости от источника удовольствия: в случае с остротой экономятся затраты на сдерживание, от комизма — на представления (катарсис), от юмора — на чувство. Способность к восприятию юмора и получению удовольствия от комического не является всеобщей, по мнению З. Фрейда, многим людям это неведомо.

З. Фрейд различает чувство юмора и остроумие, исходя из представления об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшает нужду тормозить свои побуждения и импульсы; остроумие — это выход для враждебности, которая не может быть удовлетворена другим путем, а также для сексуального возбуждения. С его точки зрения, комическое отличается от остроумия еще и тем, что первое неумышленно. Восприятие комического происходит в такой последовательности: он поступает так — я поступаю по-другому — он поступает так, как я поступал в детстве. Согласно Фрейду, это «экономия мышления». Чувство юмора делает возможным увидеть смешную сторону неприятного явления и преобразовать боль и гнев в улыбку и смех — это «экономия чувств». Таким образом, разграничив юмор, остроумие и комизм, З. Фрейд обнаружил возможность экономии психической энергии. Некоторые современные психоаналитики полагают, что юмор является физиологической защитной функцией.

Вторым актуальным направлением в исследованиях индивидуально психологических факторов и особенностей проявления юмора являются разработки на основе когнитивного подхода и теории черт личности. Эта традиция берет свое начало от основателей эмпирического исследования в психологии — Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта.

Г. Айзенк при попытке эмпирически выявить самые важные факторы, которые определяют понимание и генерацию юмора, применил приём, который стал самым распространённым - предъявил испытуемым для оценки различные юмористические стимулы. Анализ полученных оценок, позволил исследователю выделить один общий и три специфических фактора. Общий фактор был рассмотрен как степень забавности юмористических стимулов для испытуемых. Специфические факторы дали основу для дальнейшего исследования в этой области. К ним относятся: шкалы сексуальности юмора, простоты – сложности когнитивного конструкта и степень личностности юмора – степень его определённости по отношению к личности испытуемого [11, с. 154].