Файл: Органы местного самоуправления, на примере исследования нормативного обеспечения управления в сфере общественного транспорта (на примере г. Перми).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое внимание рассмотрению принципов организации и деятельности органов местного самоуправления уделил А.П. Чебоксаров[11]. Он придерживался точки зрения, согласно которой все рассматриваемые принципы следует группировать в соответствии со структурным построением Конституции Российской Федерации. Перечислим принципы организации и деятельности органов местного самоуправления в России, которые выделил А.П. Чебоксаров: - принцип сочетания представительной демократии с формами непосредственного выражения власти народа; - принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий; - принцип организационной автономии органов местного самоуправления от органов государственной власти; - принцип гарантированности деятельности местного самоуправления; - принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления. Названные принципы соответствуют первой главе Основного закона России.

1.2. Функции органов местного самоуправления

В теории муниципального права под функциями местного самоуправления понимают основополагающие направления деятельности муниципальных органов власти. Раскрывая, понятие «функция местного самоуправления», следует учесть, что они обусловлены природой самого местного самоуправления. Функции тесно взаимосвязаны с такими явлениями, как задачи и цели, а также местом местного самоуправления в системе народовластия.

В предыдущем параграфе нами было установлено, что местное самоуправление вовлечено в строительство народовластия, составляет основу демократического строя любого государства. В основе деятельности местного самоуправления лежит выражение власти народа, его непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе, тем самым обеспечивается непосредственное управление гражданами этими процессами. Таким образом, органы местной власти, выстраивают свою созидательную управленческую деятельность, направленную на укрепление основ народовластия. Такая деятельность органов муниципальной власти основывается на двух основных принципах, это демократия и децентрализация. Рассматривая местное самоуправление с такой точки зрения можно сказать, что оно является частью большой демократической системы управления общества и государства, отводя полномочия органам на местах самостоятельно принимать решения по вопросам, входящим компетенцию органов местного самоуправления.


Учитывая историческую роль местного самоуправления, задействованную в организации осуществления народовластия, реализуемую через задачи, которые в свою очередь решаются в процессе всей деятельности местных органов, а также с учетом полномочий по осуществлению деятельности, можно выделить основные функции местного самоуправления:

Первая функция, это создание условий для привлечения населения к решению вопросов местного значения.

Правовые положения, реализованные в муниципальном праве, устанавливают гарантии по участию местного населения в реализации муниципальной деятельности либо через выборные или назначаемы органы, либо через непосредственное участие в процессе местного самоуправления. Такое положение закреплено в статье 3 закона Федерального закона N 131- ФЗ от 06.10.2003 г. Кроме указанного положения законодательством закрепляется право граждан избираться и быть избранным (политические права), иметь равный доступ к муниципальной службе, реализовывать свою гражданскую позицию через общественно-публичные мероприятия - сходы, референдумы, обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления в пределах их компетенции, получать полную и объективную информацию от должностных лиц о деятельности соответствующих органов, иметь возможность ознакомиться с документацией и материалами, отражающими организационную и иную деятельность муниципальных органов.

Из этого следует, что институт муниципальной демократии предполагает предельно тесную связь выборного органа и муниципальных служащих с населением, и их подконтрольность.

Вторая функция — это управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

Любое муниципальное образование имеет экономическую основу своей деятельности, в том числе собственность муниципалитета и местный бюджет.

Муниципальное образование выступает на правах собственника в отношении муниципального имущества и соответственно местных финансов, кроме того, в установленных законом случаях население также может выступать собственником указанного имущества.

В муниципальной собственности могут находиться:

  1. имущество, которое используется для электро-, газо-, тепло-, водоснабжения муниципального округа, а также для освещения улиц и других общественных мест населенного пункта;
  2. автомобильное полотно, предназначенное для общего пользования, инженерные сооружения в виде мостов и иных транспортных построек, находящихся в границах административно-территориальной единицы, исключением указанных объектов федерального и регионального значения;
  3. жилищный фонд, который используется для социального найма, а также технические сооружения, используемые для содержания жилищного фонда;
  4. общественный пассажирский транспорт;
  5. имущество, которое задействуется на случае предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
  6. средства пожаротушения;
  7. библиотеки и читательские фонды;
  8. имущество, которое используется для организации общественного досуга жителей;
  9. объекты культурного наследия, расположенные на территории муниципального образования, кроме объектов мирового или государственного исторического наследия;
  10. имущество, которое используется для развития физической
  11. культуры и спорта;
  12. имущество, предназначенное для благоустройства и озеленения территории муниципального образования;
  13. имущество, предназначенное для уборки мусора и вывоза бытовых отходов;
  14. имущество, предназначенное для оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
  15. объекты земельного, лесного и водного хозяйства, которые отнесены федеральным законодательством к собственности муниципалитета.

Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляет правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом. Следует отдельно указать, что органы муниципалитета не просто владеют этим имуществом или пользуются, они также имеют право распоряжаться им в интересах муниципального образования и населения[12].

Право распоряжения муниципальным имуществом осуществляется по своему усмотрению муниципалитетом. Могут совершаться любые законные действия, которые не нарушают, и не противоречат охраняемым законом интересам общественного образования, граждан, третьих лиц. Допускается передача муниципального имущества в доверительное управление. На имущественные отношения, касающиеся муниципальной собственности, распространяются общие правила гражданского законодательства. Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальное образование, а значит - местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования[13].

Таким образом, органы местного самоуправления выступают в качестве первичного собственника различного имущества, а также муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, которые находятся в их ведении, и за которыми закреплено указанное имущество и вправе безвозмездно пользоваться этим имуществом для осуществления полномочий по решению вопросов на местном уровне и в интересах населения.

Третья функция - обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.

Практическая реализация указанной функции сопряжена с системой организации деятельности, и состоит из нескольких моментов, которые носят условный характер.

Во-первых, выстраивают свою деятельность, таким образом, чтобы создавалась благоприятная среда для:

  • развития жилищное и социально-культурное строительство на территории муниципального образования;
  • обеспечения население услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • создания и развития деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.п.
  • обеспечения санитарно-бытовые условия населения;
  • развития социальной поддержки малоимущему населению, содействие занятости населения;
  • создания безопасных условий в сфере пожарной безопасности.

Во-вторых, создание условий, органами местного самоуправления, для

организации, содержания и развития муниципальных предприятий и учреждений, всевозможных организаций и служб.

В-третьих, следует упомянуть осуществление контрольных управленческих функций органами муниципальной власти, направленных на широкую поддержку и практическую реализацию прав и свобод граждан, которые в свою очередь ведут к обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.

Четвертая функция заключается в планирование, организации, руководства и контроля в муниципальном управлении.

Процесс планирования заканчивается определением целей и задач, а также способов их реализации и переходит в организацию намеченного. Функция организации представляет собой разработку заданий, следующим шагом является властное распоряжение, посредством которого происходит достижение запланированных целей.

Организационная функция муниципального управления обеспечивает формирование достаточного состава и системы органов муниципалитета, в том числе происходит разработка связей, как внутри данной системы, так и снаружи. Наиболее важное, значение в реализации данной функции состоит в формирование достаточных сил и средств, связанных с выполнением намеченных целей. Внешнее взаимодействие обеспечивает правовую связь с другими муниципальными образованиями, региональными и федеральными органами власти.

Пятая функция, а именно руководство, в системе управления должна быть направлена на объект управления, в этом случае она направлена на сотрудников органов муниципалитета и нацелена на обеспечение дисциплины, преследуя основную цель - достижение запланированного результата. Именно поэтому эффективное лидерство играет существенную роль, основанную на авторитете начальствующего состава.

Но сами по себе лидерские качества руководства могут оказаться недостаточными в данной системе, если отсутствует мотивация, по средствам которой, различными способами создается высокоэффективное управление, нацеленное на результат.

В качестве шестой функции следует назвать функцию контроля. Она является по своему содержанию конечной управленческой функцией, которая состоит в том, чтобы, произвести метод анализа путем сравнения заданных параметров (целей) и конечного результата. Разумеется, контрольные функции осуществляются на протяжении всего процесса, что позволяет вносить необходимые коррективы деятельности.


В частности, функции муниципального контроля нашли отражение в статье 2 Ф.З. N 294-ФЗ от 26.12.2008 и статье 17.1 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. Согласно указанным федеральным законам, муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации[14]. Таким образом, функции местного самоуправления представляют собой основные направления деятельности муниципальных органов власти, направленные на реализацию эффективного использования управленческой деятельности указанных органов основной целью, которых является благосостояние граждан муниципального образования.

Выводы по первой главе

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет важнейшую часть механизма управления, благодаря которой возникает возможность оптимально сочетать права человека и местные, региональные, общегосударственные интересы, которые требуют дальнейшего развития и совершенствования. Местное самоуправление реализуется посредством действия его органов. На взгляд автора, определение, данное в ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» является лишь описательным, но не охватывает основных признаков органов местного самоуправления, таких как самостоятельность, взаимосвязь с населением. В связи с этим считаем целесообразным ч. 13 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» изложить в следующей редакции: органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, осуществляющие свою деятельность в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций. В общей сложности можно выделить до полусотни так называемых принципов местного самоуправления. К ним относятся и такие принципы, как коллегиальность, плановость, объективность, дифференциация ификсация функций, научность, использование местных традиций и обычаев, гарантия на судебную защиту, гуманизм, равноправие, двойное подчинение, равноправие муниципальной собственности и т. п.