Файл: Методы и средства семейного воспитания. Теоретические аспекты и практические методики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Основные компоненты содержание воспитания

Направления

воспитательного процесса

Содержание воспитания

Воспитание свободной личности

Высокий уровень сознания. Гражданственность. Самоуважение, самоуважение. Самодисциплина. Честность. Ориентация в культурном богатстве жизни. Свободный выбор содержания деятельности.

Воспитание гуманной  личности

Милосердие, доброта. Способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм. Терпимость, доброжелательность, скромность, готовность помочь близким и дальним. Стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни.

Воспитание духовной личности

Потребность в знании и самопознании. Потребность в красоте. Отображение. Потребность в общении. Поиск смысла жизни. Автономия и целостность внутреннего мира.

Воспитание творческой личности

Развитые природные способности. Необходимость реформаторской деятельности. Знания, умения, навыки. Развитый интеллект. Интуиция. "Жизнетворчество".

Воспитание практической личности

Знание основ экономики. Трудолюбие, экономия. Компьютерная грамотность. Языковые навыки. Знание народных и религиозных обычаев. Здоровый образ жизни, физкультура. Эстетический вкус, хорошие манеры. Обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи.

  В воспитательном процессе традиционно используются методы поощрения и наказания. Чтобы они приносили детям пользу или, по крайней мере, не причиняли им вреда, не надо делать эти методы главными. Поощрение должно вообще преобладать над наказанием, для которого неприемлема жестокость, унижение. Категорически нельзя применять физические наказания к детям.

Поскольку любой метод обучения на практике осуществляется с помощью определенных средств и приемов, то метод в его реализации можно определить как систему приемов и средств. Вместе с тем, в структуре каждого метода возможны различные комбинации средств и приемов, что позволяет рассмотреть конкретную ситуацию применения метода.

Существуют различные классификации методов обучения. Так, по характеру воздействия выделяются методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания (Н.И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). Более обобщенная классификация: убеждение, организация деятельности, стимуляция поведения (Т. А. Ильина, И. Т. огородников). Согласно классификации И. С. Марьенко, методы воспитания подразделяются на объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучение, упражнение, стимулирование, торможение, руководство, самовоспитание[6, стр. 54].


В настоящее время классификация методов обучения по их направленности (Г. И. Щукина, Ю.К. Бабанский) наиболее распространен. Направленность метода-комплексная характеристика, включающая цель (почему она применяется), содержание (что формируется), процесс (как именно происходит воздействие, способы воздействия на ученика). По этой классификации выделяются три группы методов обучения:

- методы формирования сознания личности;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и активности.

Взаимосвязь цели, содержания и процесса в этой классификации показана в табл. 2.

 Таблица 2

Классификация методов воспитания по их направленности

Содержание

(название класса методов)

Формирование сознания личности

Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения

Стимулирование деятельности и поведения

Цель

Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения

Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе

Создать мотивацию правильного поведения

Процесс (методы)

Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, пример, инструктаж, объяснение, внушение.

Упражнение, приучение, требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация

Соревнование, поощрение, наказание

  Любой метод сам по себе не является хорошим или плохим, его эффективность зависит от условий его применения. Правильный выбор и оптимальное сочетание методов приводят к желаемому результату, позволяют эффективно осуществлять образовательный процесс.

Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых:

- цель и задачи образования (например, бессмысленно применять методы формирования сознания личности для решения организационных задач);

- содержание образования;

- возрастные особенности учащихся (например, лекция не позволит добиться хорошего результата в обучении младших школьников, однако уместна в работе со старшими);

- особенности учеников (один и тот же метод может по-разному работать на разных детях);


- уровень сформированности студенческого коллектива (например, общественное мнение наиболее эффективно в объединенном коллективе);

- взаимоотношения между учителем и учениками (например, задание требует от учителя определенного доверия к ребенку);

- используемые учебные средства (например, прекрасное владение релью, виртуозность преподавателя во многом предопределяют успех метода рассказа);

- уровень владения учителем тем или иным методом (очевидно, что плохое владение методом даст низкий эффект, даже если метод для данной ситуации выбран верно);

- время, отведенное на достижение результата (например, школьное обучение позволяет быстрее сформировать навык, чем упражнение, однако является более "жестким" воздействием на ребенка, поэтому его рекомендуется применять только при острой нехватке времени) [10, стр. 143].

В психологии образования обозначены общеметодологические принципы, на основе которых тьютор определяет стратегию и тактику использования конкретных образовательных средств и методов воздействия на учащихся. Основными из них являются:

- включение детей на всех этапах их развития в различные социально значимые виды деятельности;

- опора на коллектив и использование его положительного влияния для повышения эффективности воспитательных воздействий;

- адекватное соотношение в процессе обучения вербальных и эффективных методов;

- избегание формализма и неискренности в отношениях с учениками;

- учет особенностей, ведущей мотивации и интересов учащихся;

- применение воспитательных средств на фоне положительного отношения к ребенку, стремления понять его и готовности оказать ему психологическую поддержку.

Нравственные знания и переживания, первые переживания нравственного поведения постепенно формируют у учащихся нравственные мотивы, идеалы и убеждения. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать их эффективными, чтобы ребенок, подросток, молодой человек учился и привык работать и совершать поступки в соответствии со своими убеждениями и идеалами. Так достигается формирование основных личностных характеристик, которые являются внутренними регуляторами устойчивого нравственного поведения человека, основой его саморазвития и самообразования. Не тот, кто поступает воспитан нравственно, а тот, кто не может поступить иначе.

В процессе воспитания ребенок овладевает ценностями и нормами поведения в обществе. Это наиболее доступный для внешнего наблюдения результат учебного процесса. Психологически образование-гораздо более сложный процесс. Его результаты показываются не сразу, и не каждому они доступны для непосредственного наблюдения и анализа репетитором. "Психологические сущности образования - это изменение сознания и самосознания по всем условно выделенным компонентам, их перестройка, изменение многослойных отношений, ценностей, смысла, эмоций, мотива".


Формы воспитания-это система организации воспитательной работы, которая задает логику взаимодействий участников воспитательного процесса как коллективной деятельности, взаимодействия его участников. Формы обучения чрезвычайно разнообразны (рис. 1). 

Рис. 1. Разнообразие форм воспитания

Опираясь на массовый педагогический опыт, формы воспитания можно дифференцировать по следующим признакам:

1. по количеству учащихся, охваченных этой формой работы: индивидуальная (воспитатель – ученик): индивидуальная беседа, консультации, оказание индивидуальной помощи и др.; групповые (воспитатель – группа детей, часть коллектива класса): инициативная группа, Совет дела, органы самоуправления в классе и т. д. коллектив (репетитор-весь коллектив класса): большая встреча, экскурсия, поход с классом и др.; массовые (воспитатель – несколько групп, классов): линейка, а также любого образовательного бизнеса, действие, система дел, охватывающая несколько классов, будь то одна параллель или вся школа;

2. по количеству организаторов: организуемые одним человеком, группой организаторов или всем коллективом;

3. результатом может быть выработка общего решения, коллективного мнения; социально значимый продукт (например: стенгазета, поздравление к празднику, помощь пожилым людям, театрализованное представление для зрителей и др.);

4. на наличие предварительной подготовки: экспромт (произведение воспитательной работы выполняется без предварительной подготовки, например, когда классный руководитель вынужден немедленно разрешить или хотя бы сгладить конфликт между учениками), планируемый как отдельный эпизод воспитательной работы (например, воспитательное мероприятие), планируемый в результате воспитательной работы на длительный период времени (например: сбор, подводящий итоги коллективной творческой деятельности или большое собрание по итогам четверти учебного года).);

5. о характере включения учащихся в деятельность: обеспечение обязательного (но не обязательного!) участие всех учащихся, предусматривающее обязательное участие отдельных членов студенческого коллектива (например, участие в акции может быть обязательным для организующей ее инициативной группы, для остальных – добровольным), основанное на добровольном участии;

6. по взаимодействию коллектива с другими людьми и коллективами: открытый (для других, вместе с другими), закрытый (только в коллективе, для коллектива);


7. о характере доминирующей деятельности учащихся: игровой, познавательной, трудовой, спортивной, коммуникативной, ценностной направленности;

8. по способу влияния педагога: непосредственные (педагог влияет на личность воспитанников напрямую) и опосредованные (через кого-то: через коллектив класса, через близких друзей воспитанника, через родителей, через других педагогов и т. д.);

9. по включению воспитанников в подготовку: подготовленные с участием или без участия учащихся;

10. по предмету организации: формы, в которых учителя выступают организаторами; формы, в которых деятельность будет организована на основе сотрудничества учителей и учащихся; формы, в которых инициаторами и организаторами являются учащиеся;

11. по продолжительности применения: форма обучения как эпизод учебного дела, акция (например, один из этапов командного соревнования может проходить в эстафетной форме, другой – в виде конкурса специалистов по правилам брейн-ринга и др.) как мероприятие определенной формы (например: беседа, вечер отдыха, большое собрание, сбор), форма обучения как система учебных дел и мероприятий, ожидаемых длительным сроком реализации (например: система дежурств по школе, проводимая в течение всего учебного года, система классных часов, интегрированных по общему предмету и др.);

12. по частоте использования:

- традиционные:

а) широко известные и применяемые в массовой практике, давно признанные педагогической общественностью;

б) школы, входящие в традиции, класса;

- эпизодические:

а) формы, которые в силу их специфики не могут применяться часто (например, очень сложные в организации или оказывающие сильное эмоциональное воздействие на учащихся, ожидающих эффекта неожиданности);

б) являющиеся эпизодическими в работе школы, класса, конкретного учителя;

- нестандартные:

а) новое в преподавании и науке;

б) ранее не применялось.

Таким образом, в процессе воспитания человек приобретает знания, в нем формируются система ценностей и их наиболее развитые формы - понятия. Но в структуре сознания ценности и понятия функционируют в единстве со смыслом, отношением человека к тем объектам и явлениям внешнего мира, которые эти понятия отражают. Смысл как формирование смыслов всегда связан с отношениями, эмоциями и чувствами не может Обучить человека. Человек не может заставить себя волноваться или что-то чувствовать, каким-то определенным образом относиться к происходящим событиям [9, стр. 125].