Файл: Методы и средства семейного воспитания. Теоретические аспекты и практические методики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Человек как личность формируется в процессе социализации - усвоения знаний, норм, ценностей и других форм социального опыта, необходимых для деятельности в обществе. Социализация включает в себя как спонтанные, стихийные, так и социально контролируемые воздействия на поведение и сознание человека.

Образование - это деятельность по передаче нового поколения социально-исторического опыта, процесс формирования убеждений, этических норм, ценностной ориентации, установок, обеспечивающих необходимые условия для развития и активной жизни человека в обществе. Образование обеспечивает связь и преемственность между старшим и младшим поколениями. Ему принадлежит ведущая роль в индивидуальном, нравственном, интеллектуальном и физическом развитии человека.

Знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, недостаточно для развития целостной личности и обеспечения ее жизнедеятельности в обществе. Для этого необходимо формирование более глубоких личностных образований: убеждений, мировоззрения, устойчивых отношений к миру и другим людям, нравственных форм поведения и воли. Все эти проблемы решаются в процессе обучения.

Воспитанность характеризуется способностью человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в разных видах деятельности. Организация образования как целенаправленного и систематического педагогического процесса предполагает наличие нормативных, или психологических критериев воспитанности. Таким образом, тема работы актуальна.

Объект работы – воспитание.

Предмет работы – методы, средства и формы воспитания.

Цель работы – изучение методов, средств, форм воспитания. Цель работы определяет ее задачи:

  • исследовать методы воспитания;
  • рассмотреть средства воспитания;
  • проанализировать формы воспитания.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания

1.1 Понятие семейного воспитания

Традиционно основным институтом воспитания является семья. Он сохраняет то, что ребенок в детстве получает в семье в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребенок находится в ней в течение значительной части жизни, и по длительности воздействия на личность любого из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В этом заложен фундамент личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.


Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И в то же время ни один другой социальный институт не может потенциально причинить столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья-это особый тип коллектива, играющий главную, долговременную и главную роль в воспитании. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют детей, что это приводит к появлению комплекса неполноценности в них; жестокий отец летит в ярость по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный тип поведения у детей и т. д.

Благодаря особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка родители, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственного общения родителей с ребенком. Родители вообще не должны пренебрегать процессом воспитания. [3, стр. 23]

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если надо идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить позицию второго. Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребенка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны ставить на первое место не собственные взгляды, а то, что будет полезнее ребенку.

Ребенок может быть принят родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Возможно, родители любят его, когда ребенок оправдывает их ожидания, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем требованиям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с младенчества (вызванная любовь). Ребенок не может быть принят родителями. Он равнодушен к ним и даже может быть отвергнут ими (например, семья алкоголиков).


Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребенка? И возросшая родительская уверенность, и чрезмерная тревожность не способствуют успешному родительству.

Будущие родители думают о том, как лучше сформулировать для себя цели работы по воспитанию ребенка. Целью и мотивом воспитания ребенка является жизнь этого ребенка счастливая, полноценная, творческая, полезная людям. Семейное воспитание должно быть направлено на создание такой жизни. [2, стр. 43]

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а также место воспитания в целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительской работе, как ни в чем другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Воспитание в семье - это та же жизнь. Отношения с ребенком, как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут провести наиболее важных родительских задач – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

В каждой семье объективно существует определенная система образования. Под системой образования понимаются цели образования, формулирование его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что возможно и чего нельзя допускать в отношении ребенка. Можно выделить 4 тактики воспитания в семье и 4 типа семейных отношений, отвечающих им, являющихся как предпосылкой, так и результатом их возникновения: диктатура, опека, "невмешательство" и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье-это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, защищают его от любых забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, которая строится на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей может быть вызваны тактикой "невмешательства". Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими моральными ценностями. В этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.


Родители составляют первый публичный круг ребенка. Личность родителей играет самую существенную роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. И, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь-источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

По этой причине первый и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей-это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто есть родители, не любящие детей. Главное требование к семейному воспитанию-это требование любви. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

1.2. Методы и формы семейного воспитания

Как особая человеческая деятельность образование существует на протяжении всей истории общества. В различные исторические периоды она была направлена на формирование определенного типа личности с соответствующими моралью и способами поведения. В качестве основных видов образования рассматриваются семейное и общественное. Роль семьи в воспитании детей очень велика. Это обусловлено тем, что из всех видов отношений, которые связывают человека с миром, семейные отношения являются глубоким и прочными. Семья может оказывать различное влияние на формирование личности ребенка в зависимости от идеологии, морали, особенностей взаимоотношений той социальной группы, к которой он относится, а также от типа семьи и принятого стиля общения между ее членами.


В ходе исторического развития общества общественное воспитание приобретает все большее значение. Она начинается в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей жизни человека. Дошкольное образование осуществляется институтом дошкольных учреждений. Тогда центральное место в воспитании детей занимает школа и другие учебные заведения. Значительная роль принадлежит также внешкольным учреждениям и неформальным объединениям. Воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности семьи, школы, внешкольных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности, воспитывает и весь уклад жизни общества. В широком понятии "воспитаны" выделяют отдельные стороны: интеллектуальную, нравственную, трудовую, эстетическую и физическую подготовку. Однако такое разделение условно, так как на практике образование представляет собой единый, целостный процесс[7, стр. 23].

Основы теории образования были заложены К. Д. Ушинским в работе "человек как субъект образования. Опыт педагогической антропологии". Он подчеркнул, что образование требует глубокого психологического изучения человека и что, "совершенствуясь, оно может далеко раздвигать пределы человеческих сил: физических, интеллектуальных и нравственных". Организация процесса воспитания требует значительных усилий со стороны общества и людей, которые профессионально этим занимаются. Научная разработка проблем образования и организации образовательного процесса осуществляется комплексом наук о человеке: философией, социологией, педагогикой, акмеологией, психологией [10, стр. 34].

Главная цель образования-формирование активной творческой личности, подготовка к труду как высшей форме человеческой деятельности, развитие личностных качеств, обеспечивающих полноценную жизнь человека в обществе.

В образовательном процессе обучение и воспитание взаимозависимы. Знание законов развития природы, общества и мышление формирует убеждения и мировоззрение учащихся. С другой стороны, воспитание познавательных интересов и волевых качеств личности способствует успешному овладению знаниями, умениями и навыками. Взаимосвязь обучения и воспитания выражается в принципиальных единствах обучения и воспитания и в использовании метода воспитательного обучения. "Каждый учитель, - В. А. Сухомлинский писал, - должен быть умелым, вдумчивым воспитателем ума учеников. Интеллектуальное воспитание в процессе обучения осуществляется только тогда, когда учитель рассматривает накопление знаний не как конечную цель процесса обучения, а только как один из инструментов развития познавательных и творческих сил ребенка".