Файл: Методы и средства семейного воспитания. Теоретические аспекты и практические методики.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
Чувства не подлежат рациональному объяснению, смысловые отношения личности могут быть только воспитаны. Смыслы формируются в ходе реальной деятельности в условиях взаимодействия с окружающим миром. Личностный смысл - "единица" сознания, выражающая отношение человека к явлениям действительности. А. Н. Леонтьев разработал концепцию формирования личностных смыслов как основного психологического механизма деятельности и развития личности. Он показал, что смыслы создаются в результате отражения человеком отношений, существующих между мотивом и целью его действий, т. е. на что эти действия направлены как на прямой результат. Мотивационное отношение к цели порождает личностный смысл. В этом проявляется смыслообразующая функция мотива.
Путь к формированию и изменению личностных смыслов человека-это изменение его деятельности, связей с миром и другими людьми. Воспитатель должен так организовать деятельность ребенка, чтобы достижение его результата стало для него внутренней необходимостью, обусловленной содержанием. Самые правильные и разумные слова, которые воспитатель скажет ребенку о важности этой деятельности, могут быть малодействительны для изменения отношения к ней и формирования смысловой установки, положительны для личности. Смыслы культивируются в сотрудничестве, общении учителя и ученика, в совместном преодолении трудностей, разрешении возникающих сомнений и в возможности испытать и разделить друг с другом общую радость при достижении целей.
Воспитание личностных смыслов-процесс очень длительный и интимный, но он выступает главным внутренним регулятором поведения и деятельности человека, его действий, особенно в сложных, конфликтных или опасных ситуациях, требующих нравственных решений.
Особое место в системе личностных смыслов человека занимает смысл жизни. Смысл жизни нельзя придумать, выдумать, у кого-то позаимствовать или навязать кому-то, но человек может его найти. И найти только в окружающем объективном мире, преломленном через себя посредством собственного поведения, поэтому психологическая поддержка человека, не сумевшего осознать смысл жизни или утратившего его, заключается в том, чтобы сделать его повседневную жизнь деятельностью, насыщенной реальным смыслом. Обретение смысла жизни делает человека активным, способным к решению жизненных задач, дает ему силы жить даже в безвыходных и безнадежных ситуациях. Воспитание повседневных личностных смыслов и помощь в обретении смысла жизни является психологически самой сложной задачей воспитателя, в то же время самой гуманной и перспективной[2, стр. 43].
Глава 2. Практические методики диагностики семейного воспитания
2.1 Средства воспитания
Упрощено понимание образования как исключительно рационального процесса. Однако в практической воспитательной работе эффективно используются отдельные методы социального и когнитивного направления для преодоления вредных привычек (например, курение, переедание) и формирования полезных (например, правильное общение, занятия спортом).
В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) центральное место занимают проблемы воспитания личности. Сущность личности определяется свободой человека и его ответственностью за выбор образа жизни. Такой подход к формированию человека заключается в создании условий для самореализации и личностного роста. Соответственно, основными принципами воспитания являются: неприятие прямых воздействий на личность; отсутствие у воспитателя права решать, каким человеку быть и как ему поступать; принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений; уважение к личности воспитуемых неизменно. Гуманистический подход не означает, что воспитатель остается пассивным в отношении тех выборов и решений, которые принимаются воспитуемым. Активная роль воспитателя проявляется в том, что он открывает перед воспитуемым широкое поле выборов, недостаток у них знаний и опыта. Воспитатель не скрывает оценочного отношения к тому или иному выбору, но каждому человеку предоставляется право на собственную оценку и собственный выбор[12, стр. 57].
В условиях демократизации общественной жизни многие принципы гуманистической психологии с пониманием были восприняты отечественными психологами и оказали сильное влияние на формирование личностно ориентированного подхода к образованию, которые противопоставлялись учебно-дисциплинарному, характерному для традиционной системы образования. Воспитательно-дисциплинарный подход заключается в том, чтобы вооружить ребенка знаниями, умениями, научить его соответствовать правилам и нормам поведения, привить послушание. В значительной степени такое положение дел определялось требованиями общества к воспитанию конформной и средней личности. В качестве основных средств воспитания использовались словесные методы наставления и разъяснения, педагогические требования в виде "делай как я" и педагогические воздействия в виде поощрения и наказания. Образование носило субъектно-объектный характер, так как деятельность личности учащихся не поощрялась, а часто и подавлялась.
Личностно ориентированный подход к образованию, основанный на социально-деятельностном понимании природы личности, как центральное положение отечественной психологии направлен на максимальное содействие воспитателя формированию и личностному развитию учащихся, обеспечению их личностного роста. Общение и совместная деятельность воспитателя и воспитанников основаны на принципе понимания, принятия каждого воспитанника и оказания ему в случае необходимости психологической поддержки. Организации реального учебного процесса осуществляется с помощью системы средств и методов, адекватных принципам личностно-ориентированной образования.
Воспитательные средства-это педагогические воздействия воспитателя на учащихся, осуществляемые с целью формирования желаемых форм поведения и качеств личности. Поскольку знание этических норм является основополагающим принципом воспитания, воспитательный процесс включал в себя методы нравственного воспитания, создающие у ребенка представления о том, какими должны быть, что такое добро и зло, чтобы правильно поступать в той или иной ситуации. Основными методами нравственного воспитания являются вера, объяснение, беседа, рассказ, а также грамотное использование литературы и искусства.
Убеждение-это воздействие одного человека на другого с целью формирования новых взглядов и отношений или изменение неправильного отношения. Вера считается вербальным, рациональным методом воспитания, так как обращена в основном к разуму ребенка, хотя может влиять и на его чувства. Содержание и форма метода убеждения меняются в соответствии с возрастом детей. Убеждая в чем-то младших школьников, полезно приводить примеры из сказок, басен, детских произведений, примерных к поведению детей, прочитанных или рассказанных. Применение метода веры к воспитанию подростков и юношей включает в себя обсуждение более сложных нравственных проблем. У человека невозможно воспитать чувство патриотизма, если он не знает родного языка, родной литературы, истории государства, национального искусства и традиций. На этой основе у подрастающего поколения и идеала формируются высокие общечеловеческие ценности.
Эффективность убеждения зависит от характера взаимодействия убеждающего и убеждаемого. Вера достигает цели только в том случае, если ученик стремится понять и осознать то, что ему говорят, если он переживает и осуждает неправильные действия или взгляды. Вера не должна превращаться в морализированы, длинные, нудные нотации, которые некоторые родители и учителя иногда злоупотребляют. В такой ситуации бегство воспринимается детьми как пустая болтовня и не приносит никаких положительных результатов. Вера становится более действенной, если по ее ходу у ребенка возникают вопросы или несогласны с чем-то. Некоторым воспитателям это не нравится, они требуют беспрекословного повиновения и совершают психологическую ошибку. Вопросы, замечания, высказывания собственного мнения свидетельствуют о внимании ребенка к доводам воспитателя, о том, что он их понимает и оценивает. Важными условиями эффективности убеждения являются также ясность и доступность содержания беседы, ее последовательность, логичность и содержательность. Если убеждающий себя не верит в то, к чему призывает детей, он зря тратит время. Мимика, интонация и другие невербальные средства обычно придают говорящему отношение к его сообщению. В результате достигается эффект бумеранга неприятия и иронического отношения к проповедуемым взглядам и ценностям[5, стр. 83].
В качестве вербальных учебных средств, выделяемых для усвоения ребенком норм поведения, широко используются поучения и замечания: "Учись хорошо", "делай каждый день домашнее задание", "читай больше", "не перебивай взрослых", "сиди прямо" и др. Если эти безусловно правильные призывы произносятся слишком часто, да еще без учета специфических особенностей, интересов, сформированных ранее навыков поведения, их эффективность не будет высокой. Дети привыкают к постоянным инструкциям и немного на них реагируют. Это обычно вызывает недовольство воспитателя, приводит к конфликтам. Чтобы повысить эффективность подобного рода наставлений, их нужно делать дозированно в нужное время, например, в одиночку, а не в присутствии других детей и обязательно сохраняя положительные межличностные отношения с ребенком. Также необходимо учитывать реальные возможности детей и оказывать им необходимую помощь.
Усвоение нравственных знаний и норм поведения является необходимым, но недостаточным условием формирования воспитанной личности. Можно хорошо знать, что нужно быть и как следует поступать, но поступать при этом по-другому. А. Н. Леонтьев объяснил психологический механизм такого поведения, разделив мотивы действий человека на" знаемые "и" реально действующие". Много раз говорил с ребенком, и он знает, что нужно каждый день делать домашнее задание, вставать в определенное время, аккуратно относиться к учебникам. Но это знание может носить формальный характер, не выступая в качестве мотивов его реального поведения. Для формирования у школьников адекватных действий нормы, усвоенные в процессе применения словесных приемов и правила должны быть дополнены собственным опытом нравственного поведения и опытом. Для приобретения такого опыта необходима организация предметно-практической и коммуникативной "воспитательной" деятельности, создание реальных или игровых ситуаций, в которых ребенок сам определяет тактику своего поведения и общения, делает выборы, принимает нравственные решения[11, стр. 64].
Воспитание личности учащихся осуществляется на преимущество в коллективах. Основы теории и практики коллективного образования заложил А. С. Макаренко. В коллективе ребенок развивается в условиях стремления к достижению общих целей, адекватных мотивам общественно полезной совместной деятельности; вхождения в широкую систему делового и межличностного взаимодействия.
По мнению Д. И. Фельдштейна, влияние коллектива на формирование личности ребенка оказывается наиболее позитивным в процессе целенаправленной организации детских коллективов с учетом возраста детей и рационального соотношения коллективных форм деятельности и возможностей для самодеятельности и индивидуального творчества. Также большое значение имеет этап развития коллектива как малой группы.
А. В. Петровский показал, что развитие социального смысла коллективной деятельности происходит по мере развития межличностных отношений от прямой, межличностной зависимости к отношениям, опосредованным ее содержанием и ценностями.
В этом процессе велосипеда роль воспитателя, особенно если он активно и непосредственно участвует во всех детских делах. А. В. Сухомлинский писал об этом: "передо мною останется навсегда закрытым путь к сердцу ребенка, если у меня нет с ним общих интересов, увлечений и стремлений". Он рекомендовал школе проводить много времени в общении с детьми, вести с ними задушевные беседы, работать, ходить в походы вместе с воспитанниками, на экскурсии. Только так воспитатели смогут почувствовать внутренний мир ребенка и оказать на него непосредственное ненавязчивое воспитательное воздействие.
Формированию адекватного поведения и закреплению нравственного опыта способствуют соотнесение собственных действий и поступков с поведением других людей, ориентация на положительные образы и социально одобряемые нормы поведения. Для этого используются такие воспитательные средства, как анализ действий литературных персонажей, дискуссии и диспуты. Дети приобретают опыт нравственного переживания и сопереживания, что формирует у них систему устойчивых отношений к другим людям, склонность к самоанализу и самопознанию. Особенно велико знакомство в этом отношении личного примера воспитателя. Ребенок фиксирует действия и поступки воспитателя, особенности его вербального и невербального поведения, внешность, отношение к происходящему. С помощью механизмов идентификации и подражания он воспроизводит манеру поведения, стиль, взаимоотношение с окружающими людьми и способы воздействия на них. Форма и нормы поведения дети усваивают также в той референтной группе, которую они лечат[2, стр. 43].
В процессе воспитания большое значение имеет формирование полезных привычек. Если привычка у ребенка сформирована, он поступит соответствующим образом именно потому, что иначе не может. Отличие привычки от умения и умения заключается в том, что выполнение привычного действия всегда доставляет человеку удовольствие. Например, ребенок может хорошо схватывать навыки чтения, но это еще не значит, что он будет много читать. Для этого у него должна быть создана соответствующая привычка, потребность в чтении. Таким образом, он будет постоянно стремиться к удовлетворению этой потребности. Привычки и навыки формируются в деятельности посредством фиксации и автоматизации действий. Формирование желаемой привычки также обязательных, поэтапных и постепенных упражнений требует правильной организации деятельности. В процессе формирования привычки дети должны получать удовольствие от выполненного действия. Если они не могут добиться высокого результата сразу и ругают их за каждый промах или наказывают, привычка выполнять эту операцию не сформируется. Нужно будет напомнить необходимостью ребенку о том, что и как надо делать, преодолев его нежелание или лень.