Файл: Методы и средства семейного воспитания. Теоретические аспекты и практические методики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе воспитания часто приходится искоренять вредные привычки, причины которых могут быть различным. Если в процессе обучения какому-либо действию у ребенка вырабатывается ненужный, неадекватный навык, он может перерастать в привычку. Избавление от вредных привычек требует значительное время и терпение со стороны воспитателя, правильная организация деятельности и накопленный опыт детей, опора на их заслуги и хорошие привычки. Обращение к подсознанию с помощью внушения может оказать здесь положительное влияние. В этом случае воспитательская проблема может быть решена путем прямого эмоционального воздействия на ребенка через яркое для него впечатление, интересный рассказ, юмор или мягкую иронию[8, стр. 143].

2.2. Методика идентификации детей с родителями (опросник А. И. Зарова)

В нашей стране накоплен значительный опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Такие понятия, как семейная психотерапия и диагностика семейных отношений сформулированы. Под последним подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т. е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, что причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье[4, стр. 85].

Эти методики предназначены для диагностики семейных отношений, анализа отклонений воспитания и выявления причин их появления. Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет диагностировать конкретную семейную ситуацию.

С помощью этой методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, а также особенности эмоциональных отношений с родителями.


Задать ребенку следующие вопросы.

  1. Если бы вы участвовали в игре "семья", то кого бы вы стали представлять, кем бы в ней стали – матерью, отцом или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "отец, мать", "мать или отец" и т. д. Испытуемые должны сделать выбор между образом себя и одного из родителей).

2. С кем вы живете дома? (Кто у вас дома? – для детей дошкольного возраста).

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда вы вырастете, начнете делать то же самое, что делает ваш отец (мать – у девочек) на работе или другой?

5. Когда вы станете взрослым и у вас будет мальчик (девочка – в зависимости от пола испытуемого), вы также будете его воспитывать (играть, заниматься с ним – для дошкольников), как вас сейчас воспитывает отец (мать – у девочек), или не так, по-другому?

6. Если дома долго никого не было, то кто из родителей вы хотели бы видеть в первую очередь? (Как вы хотели того, кто первым вошел в комнату? – для детей дошкольного возраста).

7. Если бы с вами случилось горе, беда, несчастье (вас бы обидел кто – то из детей – у дошкольников), вы бы сказали об этом отцу (матери-у девочек) или не сказали?

8. Если бы с вами случилось горе, беда, несчастье (вас бы обидел кто – то из детей – у дошкольников), вы бы сказали об этом маме (отцу-у девочек) или не сказали?

9. Вы боитесь, что вас накажет папа (мама – у девочек) или не боишься?

10. Вы боитесь, что вас накажет мать (отец – у девочек) или не боитесь?

Обработка и интерпретация результатов

С помощью первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей восприятия детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

• возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;

* успех идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);

• идентификация с родителем того же пола в семье сопровождается эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

* снижение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции", т. е. развитием сознания, показателем которого служит выбор. Выбор преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета;


• идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

1) большим возрастным периодом идентификации девочек;

2) Как большей интенсивностью процесса идентификации, т. е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3) большая значимость для идентификации девочек эмоционально теплые и доверительные отношения с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Заключение

Образование – одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Однако он широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание-это воздействие общества на человека.

В узком, педагогическом смысле воспитание-это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Образование-важная сфера человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в учебном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализация личности. Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха.

Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, которая сложилась в обществе национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.: Союз, 2011. - 224 с.
  2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2012. - 368 с.;
  4. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М., 1987. – 21 с.
  5. Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2009. – 256 с.
  6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие. М.: Айрис-Пресс, 2008. – 123 с.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – М.: Логос, 2008. – 384 с.
  8. Качалова Л.П. и др. Педагогические технологии. – Шадринск, 2001. – 478С.    
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2012. – 456 с.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М: Академия, 2000. – 543с.
  11. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Высшее образование, 2008. - 660 с.
  12. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 2014 – 178 с.
  13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
  14. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Н.Н. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2012. – 543с.