Файл: исследование научных взглядов на процесс возникновения права, его причины и условия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Право устанавливает общие разрешения, повеление, запреты, его нормы четко закрепляют критерии правомерности поведения. Благодаря такой определенности субъекты права знают о своих правах и свободах, способы их защиты, возложенные на них обязанности, меры ответственности, предусмотренные санкциями правовых норм.

Социальные нормы первобытной общины не знали разделения на права и обязанности, не содержали санкций.

5. В государственно организованном обществе реализация права хоть и рассчитана на добровольное, сознательное выполнение его предписаний, но в случае их нарушения предусматривает возможность применения государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат контроля и надзора, разрешения споров, обновления правопорядка[18].

Реализация социальных норм первобытной общины обеспечивалась преимущественно силой авторитета, привычки, внутреннего убеждения, общественного осуждения.

Итак, по своим основным характеристикам - содержанием, способами регулирования, формами выражения, средствами обеспечения право существенно отличается от всех предыдущих нормативных регуляторов, присущих к государственным обществам.

Глава 2. Основные теории возникновения права

2.1 Общая характеристика теорий возникновения права

Возникновение государства и права - это сложный, многоаспектный процесс. Формирование государства и права происходит в конкретно-исторических условиях, под влиянием религиозных, природно-климатических, технико-экономических, демографических, антропологических, психологических и других факторов. Разнообразие теорий, пытающихся объяснить причины возникновения государства и права, обусловлено существенными различиями в мировоззренческих позициях авторов концепций, различным пониманием сущности, функций и социального назначения государства и права, влияние соответствующей исторической эпохи, невозможностью абсолютного знания по этой проблеме. Но каждая из теорий имеет определенную познавательную ценность и способствует восстановлению более достоверной картины генезиса государства и права.


Рассмотрим основные из них.

Наиболее ранней из всех теорий происхождения права является теологическая теория (Фома Аквинский, Ж. Маритен). По теологической теории право является Божьим творением и даровано людям через пророка или правителя. В нем выражается воля Бога, его высший разум, добро и справедливость.

Отдельные элементы теологической концепции были характерны для таких древнейших государств, как Египет, Индии, Китая, Вавилона, Иудеи и др. Поскольку первые государства были теократическими, возникали одновременно с монорелигией, теологическая теория отражала некоторые объективные реалии того времени, но научного характера она не имела и была обусловлена ​​религиозным сознанием людей, ориентировалась на уровень знаний об обществе, который существовал тогда и закономерности его развития[19].

Так, согласно египетской религиозной и исторической традиции, Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т.е. царем богов и людей, Ра – первый фараон. Хор – прообраз всех египетских фараонов, а фараоны – его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора[20].

В Древнем Китае, где не было единой религии теологическая теория получила несколько другое воплощение. Например, в эпоху династий Цинь и Хань сосуществовали и древняя религия – культ духов природы и предков, и конфуцианство, и даосизм, и буддизм. С древнейших времен китайцы считали, что человека окружали могущественные духи неба, земли, звезд, гор и вод, которые подчинялись верховному божеству Шан-ди, находившемуся на небесах и управлявшему делами всего мира. Духам надлежало приносить жертвы на алтарях под открытым небом. Наряду с духами почитались и предки; им поклонялись и простые крестьяне, и император.

Подобная трактовка государственной власти, которая характеризовалась полной своей сакрализацией, а следовательно, и сакрализацией права, поскольку в те времена право не мыслилось отдельно от государства, позволяла держать народ в повиновении. С возникновением крупнейших мировых религий, в частности христианства, а позже – и мусульманства, теологическое восприятие права достигло своего расцвета. [21]

Особое распространение эта теория получила в период средневековья для теоретического обоснования неограниченной власти монарха, наиболее реакционных государственных режимов, оправдание того, что любое посягательство на государство обречено на неудачу, поскольку власть вложена в руки правителя Богом и призвана защищать благо всех.


Фомой Аквинским подчеркивалось, что мир основывается на иерархии форм (божественной, духовной, материальной), во главе которой находится Бог. В системе законов также существует подчинение - вечные, природные, человеческие, божественные. То есть теологическая теория происхождения права соответствовала религиозной идеологии, господствовавшей в эпоху средневековья. Она служила оправданием действий ее правителей, поскольку право по природе является божественным и не может быть результатом воли и желаний людей. Рациональные исследования вопросов о происхождении права ограничивались рамками веры[22].

Теория примирения (Г. Берман, Е. Аннерс) объясняла происхождение права через необходимость упорядочить отношения между родами. Она исходила из того, что все первобытное общество было заинтересовано в решении конфликтов между родами. Договоры о примирении сначала заключались с помощью народного собрания либо совета старейшин и имели устную, символическую форму. Со временем такие договоры через повторение ситуации однородного характера постепенно переросли в правила, юридические нормы (право примирения).

Эта теория хотя и основана на исторических фактах, но является односторонней, поскольку право возникло не только для примирения родов, но и для регулирования различных сторон жизнедеятельности общества, защиты личных и общих интересов его членов[23].

Представителями теории естественного права (Конфуций, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Руссо и др.) высказывалось мнение, что природное право отличается от положительного (установленного по воле государства). Оно возникает как закон добродетели, как право справедливого разума. Естественное право принадлежит человеку с его рождения, однако любой закон (даже законы природы) требует соответствующих гарантий. Поэтому люди, отказываясь от возможности самостоятельно защищать свои права, договорились создать государство, которое имеет право издавать законы и гарантировать их соблюдение санкциями[24].

В теории естественного права доминирующим является антропологические объяснения причин возникновения права. Данная теория позволила оценить действующее право с позиции справедливости и разумности. Она призывала к его изменениям, в случае если оно не соответствует естественным правам. Право только тогда может называться правом, когда оно справедливо[25]. Эта аксиома была известна еще с древних времен. Так, в одной из древнейших правовых памятников – Законах царя Хаммурапи в преамбуле говорится, что царя Хаммурапи послали управлять народом именно для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не обижать слабого.


Другое дело, что в древние времена справедливость понималась иначе, чем сейчас. Преимущественно для древнего и в большей степени для средневекового права справедливость отражалась в господстве принципа талиона, а цель юридической ответственности заключалась прежде всего в наказании виновного и восстановлению нарушенного права лица, причем в возмещении причиненного вреда участвовал не только виновный, но и его близкое окружение. И это считалось справедливым.

С развитием цивилизации у человечества менялось представление о справедливости, но суть правопонимания оставалась неизменной – естественное право должно было лежать в основе закона. Особого расцвета эта концепция достигла в XVII– XVIII веках и стала теоретическим основанием буржуазных революций, когда народ поднялся на борьбу с абсолютизмом и с основной его идеологической опорой – церковью, которая в те времена превратилась в покорную служанку королей, выступая уже не как место духовного убежища лица, а больше как средство воздействия королевской власти на людей, поскольку священники начали назначаться на должность королем, следовательно, фактически превращались в его чиновников. В результате церковь стала восприниматься негативно, ее авторитет среди людей падал.

Так, Локк в качестве обоснования и защиты своих взглядов приводил несколько значимых аргументов. Первым было утверждение, что все люди обладают естественными правами, которыми их наделяет естественный закон. Довод в защиту свободы слова, совести и вероисповедания ученый обосновывает тем, что все эти свободы отвечают интересам добровольного человеческого сообщества. Церковь в своей деятельности призвана руководствоваться благочестием и состраданием, а не принуждением. Локк, утверждая, что Бог создал людей равными, развивает концепцию общественного договора. Согласно данной концепции, развивается теория происхождения собственности из труда, а государственной власти из общественного договора.[26]

Работы известных английских, а особенно французских просветителей Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.– Ж. Руссо и других оказали значительный толчок в переоценке прав людей, когда социальная мысль пришла к выводу, что естественные права на жизнь, честь, достоинство, собственность и т.д. есть не только у привилегированных слоев населения, но и у всех людей, не зависимо от их происхождения Этот тезис нашел свое отражение в программном документе Великой французской революции – «Декларации прав человека и гражданина», в преамбуле которой прямо говорилось, что «забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами гражданских бедствий и пороков правительств», а статьи 1 и 2 прямо указывали, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а цель каждого государственного союза состоит в обеспечении естественных и неотъемлемых прав человека. Эти утверждения задали тон новым буржуазным конституциям, которые возникали прежде всего в европейских странах[27].


Однако выводы данной теории относительно вечности права в связи с обусловленностью его природой человека нельзя считать научно обоснованными.

Историческая школа права, представителями которой называются Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта, отстаивала позицию о спонтанном возникновении права, как и язык у народов. Оно происходит из народного сознания, национального духа. Право приобретает специфический характер, который присущ только определенному народу в самые ранние периоды его истории. Поэтому право исключает все факторы случайного, медленного происхождения.

При этом законодательная деятельность выступает заключительной стадией образования права. Законодатели лишь выражают в юридической форме то, что диктуется народным духом. Праву не характерен универсальный характер, его институты необходимо исследовать в контексте определенного времени, конкретного места и особенностей национального духа того или иного народа[28].

По нашему мнению, сторонниками исторической школы права справедливо утверждалось, что право представляет собой объективное историческое явление, которое обусловлено этническими, культурными факторами. В то же время ими преувеличивалось значение общественного сознания, отвергались абстрактные методы оценки права. Ими не давалось однозначного ответа на вопрос о том, что следует понимать под «народным духом», который проявляется в обычаях.

Психологическая теория (Л. Петражицкий, Т. Тард) считали что истоками права являются различные проявления индивидуальной или коллективной человеческой психики. Среди них называлась потребность в смирение, желания и верования, чувство подражания, волевые импульсы, приспособление как способ решения социальных противоречий и др. В частности, Л. Петражицкий, сводил право к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Правовые переживания разделялись им на два вида: переживания позитивного права, суть которых в представлении о том, что норма является результатом внешнего решения, и переживания интуитивного, автономного права, не связанного с положительным. При этом, интуитивное право является абсолютным, а положительное - относительным. В свою очередь, законодательство выступает только как «проекция» правовых переживаний, «фантазм» человеческой психики[29].

В науке теории государства и права признается положительный вклад психологической теории в учение о формировании правосознания Однако указывается, что отдавая предпочтение психологическим факторам в процессе возникновения права, данная теория не учитывала воздействия на него других объективных факторов..