Файл: исследование научных взглядов на процесс возникновения права, его причины и условия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Марксистская теория опиралась на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии. Именно экономические факторы (общественное разделение труда, частная собственность, раскол общества на классы) способствовали разложению первобытнообщинного строя и возникновению государства[30].

Тем самым обосновывалась идея о классовой природе государства, борьбе классов между собой как основной причине его возникновения, движущей силе его существования. Государство возникло из необходимости сдерживать угнетенный класс; оно сделалось орудием экономически господствующего класса, который с помощью государства стал еще и политически доминирующим в обществе.

Представителями данной теории (К. Марксом, Ф. Энгельсом) генезис права связывался с классовой борьбой. Класс, который правит в обществе, изменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к собственным потребностям, а в случае необходимости им целенаправленно создаются новые законы, в которых находит выражение его воля. Право с этой позиции выступает как орудие создания жестких рамок деятельности угнетенного класса. Как и другие формы сознания, оно возникает и развивается в соответствии с изменениями в экономической структуре общества. Именно способ производства материальных благ детерминирует общий характер политической, правовой, социальной, духовной жизни человека[31].

Оценивая эту теорию, необходимо заметить, что экономические факторы действительно сыграли значительную роль в возникновении права, но нельзя их рассматривать как единственную причину, породившую правовые явления в истории человечества. Кроме того, в праве часто выражается не только воля господствующего класса, но и общая воля людей, которые живут в обществе.

Таким образом, на основе анализа различных теорий происхождения права, можно сделать вывод, что каждой из теорий происхождения государства и права присущи как определенные недостатки, так и положительные моменты, но все они имеют право на существование и являются отражением уровня экономического, политического, культурного развития общества и сознания человечества, способствуют лучшему пониманию предпосылок и причин происхождения государства и права.

2.2 Ценностные характеристики права


Право, как и любое другое явление, созданное человеком, связанное с его существованием и развитием, подлежит анализу с точки зрения ценностного подхода. Определить ценность права - значит уяснить идею права, его основное целевое назначение, положительную роль в жизнедеятельности социума или отдельных индивидов. Право ценно, так как способно в силу своих содержательных и формальных свойств удовлетворять потребности, быть инструментом реализации и согласования интересов и т.п.

Ценность права является производной от более общих человеческих ценностей. Право закрепляет и охраняет многочисленные ценности общественной жизни - свободу, справедливость, жизнь, здоровье, достоинство, материальное благосостояние, здоровую окружающую среду, труд, семью и т.п. Эти ценности не только составляют содержание и сущность права, но и служат его целью, целями отдельных правовых норм и правовых институтов[32].

Принято выделять несколько аспектов ценности права:

а) как явление, смысл которого состоит в реализации идеи права (собственная ценность права);

б) как особый социальный регулятор общественных отношений (инструментальная ценность);

в) как достижение культуры человечества (историко-культурная ценность).

Собственная ценность права связана с его сущностными характеристиками. Она заключается в том, что право является воплощением идей свободы, равенства, толерантности, гуманизма и справедливости, которые, собственно, и составляют его сущность. Именно как явление, которое противостоит произволу и беззаконию и в то же время обеспечивает простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает значимое место в социальной жизни. Другими словами, право в идеале (идея права) - это ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса.

Право является средством обеспечения (гарантирования) свободы и средством ее ограничения. С одной стороны, именно в праве свобода получает свое наиболее концентрированное выражение, в нем она реально материализуется, объективируется, существует в конкретных правовых формах, принципах, институтах. С другой стороны, в праве закрепляется не абсолютная свобода субъектов права, а только ее определенная мера, которая объективно обусловлена и определяется с учетом системы соответствующих концептуальных основ[33].

Право выступает общим масштабом и равной мерой осуществления свободы в совместной жизни людей. Право не устраняет все различия между разными индивидами, обусловленные их способностями и конкретными жизненными обстоятельствами, а только формализует и упорядочивает эти различия по единственному основанию, закрепляя равные возможности получения тех или иных благ и обеспечивая их одинаковой для всех юридической процедурой реализации.


Ценность права как явления, сущностью которого является справедливость, заключается в том, что оно выступает и средством, и результатом поиска разумного баланса, равновесия, пропорциональности между личной свободой и общим благом, проступком и наказанием, затратами (потерями) и приобретениями. Инструментальная ценность права обусловливается, прежде всего, его особыми внешними формальными свойствами: нормативностью, системностью, формальной определенностью, общеобязательностью и др. Она заключается в том, что право:

1) выступает средством распределения основных материальных и духовных благ (через нормативное упорядочение фундаментальных общественных отношений - собственности, производственных, семейных, финансовых, политических, духовных и т. д.);

2) содержит ряд специфических правовых средств, необходимых для пользования социальными благами, - субъективное право и юридическая обязанность, юридическая ответственность, средства процессуально-процедурного характера;

3) устанавливает средства и процедуры охраны, защиты социальных ценностей;

4) выступает эффективным и гуманным способом решения социальных конфликтов;

5) нормирует поведение различных социальных субъектов, гарантируя порядок[34].

Историко-культурная ценность права заключается в том, что оно относится к фундаментальным ценностям мировой культуры, выработанных человечеством в ходе его развития. В таком значении право рассматривается как атрибут цивилизации, как воплощение гуманистических устремлений человечества, как результат борьбы за свободу и справедливость.

Эти три аспекта ценности права проявляются в общечеловеческом, общесоциальном и личностном измерениях.

Общечеловеческое (общецивилизационное) измерение, то есть его ценность для человечества в целом, заключается в том, что оно выступает самым гуманным, единственным приемлемым средством решения глобальных проблем современности (ограниченность ресурсов и борьба за них, экологический кризис, региональные военные конфликты, религиозные и этнические конфликты и т.п.).

Право как утверждение идей гуманизма, социальной свободы и справедливости, ценностей демократии выступает необходимой основой международных отношений, средством, способным обеспечить гармоничное сосуществование человечества в целом.

Общесоциальное измерение, то есть ценность права для всего общества, проявляется в том, что право:

1) способствует формированию общественных отношений, необходимых для нормального развития и существования общества;


2) гарантирует безопасность, упорядоченность и гармонизацию общественных отношений, стабильность социальной системы, целостность, солидарность социума;

3) обеспечивает дальнейшее развитие общественных отношений.

Такое значение права для общества обусловлено тем, что оно, во-первых, вносит универсальные общие начала в жизнедеятельность общества; во-вторых, обеспечивает правильное сочетание интересов отдельных лиц и общества в целом; в-третьих, способно противостоять произволу, насилию, деструктивным социальным явлениям; в-четвертых, его содержание составляют правила поведения, сформировавшиеся на основе повторяющихся общественных отношений, а, следовательно, является результатом социального отбора. Правом становятся только те нормы, содержание которых соответствует интересам общества, которые способны обеспечить стабильность, прогрессивное развитие общества, адекватное историческим условиям сочетание индивидуального и общественного интересов[35].

Личностное измерение, то есть ценность права для отдельного индивида, состоит в том, что оно способно удовлетворять потребность человека в свободе и устанавливает определенный порядок ее использования. Чтобы обеспечить свое существование и развитие в обществе, стать личностью, человек должен иметь определенные возможности для собственных сознательных действий в отношении других людей, их организаций, сообществ, природы, возможности для активной жизнедеятельности, самореализации.

Определенная совокупность таких возможностей характеризует состояние свободы, которое выступает наиболее общей, важнейшей предпосылкой удовлетворения любых потребностей человека, является универсальной потребностью личности. Следовательно, личностная ценность права выражается в том, что оно:

а) в той или иной степени наделяет личность свободой;

б) устанавливает определенный порядок ее использования для овладения различными благами, способствующими всестороннему и полному развитию личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе проведенного исследования происхождения права можно сделать следующие выводы:

1. Возникновение права, как и государства - это сложный, длительный, многоаспектный, исторический процесс. Формирование государства и права происходит в конкретно-исторических условиях, под влиянием религиозных, природно-климатических, технико-экономических, демографических, антропологических, психологических и других факторов. Предвестниками юридического регулирования были обычаи и табу - система бесспорных запретов биологического, природного, нравственного, религиозного характера.


2. Нормативная система первобытной общины была направлена на поддержание добывающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства людей в природной среде. Ритуалы, обряды и обычаи, существовавшие тогда, были обязательными для всех, выполнялись людьми сознательно и добровольно, воспринимались как естественная необходимость и не нуждались для своего обеспечения в жестких санкциях и особом аппарате управления и принуждения, обособленных от общества.

3. Наука теории государства и права характеризуется разнообразием теорий, пытающихся объяснить причины возникновения права, что обусловлено существенными различиями в мировоззренческих позициях авторов концепций, различным пониманием сущности, функций и социального назначения государства и права, влияние соответствующей исторической эпохи, невозможностью абсолютного знания по этой проблеме.

4. Среди основных теорий происхождения права можно выделить такие: теологическая теория, теория примирения, теория естественного права, историческая теория, психологическая теория, марксистская теория.

Каждой из теорий происхождения государства и права присущи как определенные недостатки, так и положительные моменты, но каждая из теорий имеет определенную познавательную ценность и способствует восстановлению более достоверной картины генезиса права. Все они имеют право на существование и являются отражением уровня экономического, политического, культурного развития общества и сознания человечества, способствуют лучшему пониманию предпосылок и причин происхождения государства и права.

5. По своим основным характеристикам - содержанием, способами регулирования, формами выражения, средствами обеспечения право существенно отличается от всех предыдущих нормативных регуляторов, присущих к государственным обществам.

6. Различают два основных пути формирования права:

• с помощью норм, которые происходят от государства (правотворчество);

• с помощью норм, которые происходят от общества (общин, других социальных групп) и поддерживаются государством (санкционирование).Правовым обычай становится тогда, когда он приобретает молчаливого или официального одобрения государства и защищается ним, в том числе с помощью принуждения. Государство неодинаково относится к различным обычаям: она санкционирует только те из них, которые согласовываются с ее политикой, общими принципами жизнедеятельности общества.

У разных народов были разные главные элементы социально-юридического содержания права: прецедент, религиозная норма, норма-обычай, закон.