Файл: исследование научных взглядов на процесс возникновения права, его причины и условия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также, обычаи являлись простейшей формой социального контроля. Первобытное общество еще не разделяло субъект и объект контроля, в нем не существовало собственно контролирующей деятельности, а «правила» поведения не каким образом не формализовались. Обычаи в совокупности с накопленными навыками и артефактами стали основой культуры, или ее «скелетом», из которого впоследствии сформировалась культура.

Несостоятельность первобытных людей рационально объяснить некоторые явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что они стали объяснять их рационально, через существование чего-то фантастического, божественного, сверхъестественного. Люди придумывали себе божества и начали им поклоняться, отправлять религиозные культы (в том числе жертвоприношения).

Таким образом, формируются правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений (религиозные нормы). С развитием первобытных верований происходит первая в истории специализация рода деятельности: появляются шаманы, жрецы, знахари, священнослужители. Языческая религия выполняла компенсаторную функцию, то есть пыталась объяснить людям непонятные для них явления. В дальнейшем она приобретает регулятивное значение.

Позже, когда люди научились оценивать свои поступки и поступки других людей, возникают нормы первобытной морали - представление и соответствующие правила, которые определяют, что есть добро, а что зло. Они не навязывались извне, а были основаны на собственном, свободном убеждении. Единственным авторитетом был голос совести. Содержание нравственных норм, их соблюдение связано, прежде всего, с разделением всех людей на «своих» и «чужих». Человек не чувствовал угрызений совести, если по его вине страдал человек, принадлежавший к «чужому» племени. Грубость и жестокость, присущие человеку первобытного общества, обусловили незначительное распространение в нем норм морали[9].

Итак, нормативная система первобытной общины была направлена ​​на поддержание добывающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства людей в природной среде. Ритуалы, обряды и обычаи, существовавшие тогда, были обязательными для всех, выполнялись людьми сознательно и добровольно, воспринимались как естественная необходимость и не нуждались для своего обеспечения в жестких санкциях и особом аппарате управления и принуждения, обособленных от общества.


1.2 Причины и условия возникновения права

Возникновение права в значительной мере обусловлено теми же причинами, что и возникновение государства. С распадением родового строя обостряются социальные конфликты, теряется единство членов общества и существующие мононормы перестают обеспечивать порядок и стабильность. Определенная часть наиболее значимых социальных норм первобытной общины требует специальной защиты.

Право возникает объективно на этапе становления государственно организованного общества как нормативный способ регулирования отношений между земледельцами-общинниками, скотоводами, ремесленниками.

На следующем этапе происходит закрепление норм в письменных источниках. Первые письменные источники права появились примерно в III-II тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Индии в форме агрокалендарей и других специальных правил организации процесса труда и разделения ее результатов. В то же время зарождается система догосударственных органов, которые информировали членов общества о существовании таких правил и контролировали их выполнение[10].

Среди основных факторов, повлиявших на процесс возникновения права, можно назвать следующие:

1) экономические - в условиях развития экономических отношений, специализации труда, частной собственности, товарного производства и обращения социальные нормы первобытной общины стали несостоятельными установить стабильные экономические связи, обязательные для всех предпосылки хозяйственной деятельности, закрепить экономический статус товаровладельцев;

2) политические - формирование и осложнения политической жизни общества, расслоение его на противоположные социальные слои (касты, сословия, классы) с неровным имущественным и социальным положением усиливали многочисленные противоречия и конфликты, решить которые с помощью обычаев родовой общины было невозможно;

3) развитие личности приводит к превращению человека в самостоятельного индивида со своими автономными потребностями и интересами. Первобытный человек не выделял индивидуальное существование из коллективного. Он отождествлял себя не с самим собой, а с той общностью, к которой принадлежал. Для удовлетворения собственных потребностей и интересов человек был вынужден сознательно ограничивать свое поведение, жертвуя в пользу общества часть своей свободы. Вне общины человек терял себя, свою идентификацию, переставал в своем сознании быть кем-то. Поэтому, изгнание из общины было вторым по строгости наказанием, после смерти, поскольку в этом случае человек лишался, как защиты общины и земельного надела, которым он пользовался, так и своей принадлежности к роду[11].


В результате осознания человеком себя как самостоятельного индивидв, все члены общественных отношений наделялись новыми по содержанию взаимными правами и обязанностями, которые изначально имели казуально-личный характер. Со временем по мере повторяемости типичных жизненных ситуаций, которые возникали и контроля за их развитием со стороны властных структур они приобретали нормативного значения и признавались общеобязательными;

4) необходимость ограничения и смягчения в период разложения родового строя военного противостояния отдельных племен, которые нуждались в постоянном обмене и соседских отношений, защиты своих интересов мирными средствами;

5) необходимость поддержания единого порядка в отношениях внутри общности людей - населения, заселяет определенную территорию.

Возникновение права - длительный исторический процесс. Свидетельство юридического регулирования были обычаи и табу - система бесспорных запретов биологического, природного, нравственного, религиозного характера.

Существовали определенные «контуры» правосудной деятельности - на основе норм-обычаев общее собрание и старейшины принимали соответствующие индивидуальные решения. В условиях перехода от первобытной общины к государственно организованному обществу значение права сначала предоставлялось индивидуальным, фактическим, повторяющимся отношениям.

Важным этапом в формировании права было превращение обычаев, сложившихся в первобытном обществе, в правовые обычаи. Правовым обычай становится тогда, когда он приобретает молчаливого или официального одобрения государства и защищается ею, в том числе за помощью принуждения.

Государство неодинаково относится к различным обычаям: оно санкционирует только те из них, которые согласуются с его политикой, общими принципами жизнедеятельности общества. В то же время появляются такие обычаи, которые закрепляли кастовые привилегии высших сословий, обязанности низших, правила купли-продажи земли, наследственное семейное владение землей и др.[12]

Большинство правовых обычаев воплощаются в писанные тексты, на которые можно было ссылаться в обоснование своих прав. Если раньше сохранения обычаев было привилегией жрецов, то теперь они получают поддержку государственной власти. На основе правовых обычаев складывается так называемое обычное право.

Значительную роль в становлении правовых норм сыграли суды. Судебные функции сначала осуществляли жрецы в форме религиозного ритуала или верховные правители и назначенные ими судебные органы. Они закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. Судебные органы формулировали правовые прецеденты - решения по конкретным делам, которые в будущем приобретали нормативного характера, становились общеобязательными при решении аналогичных дел. Так, решение преторов и других магистратов в Древнем Риме считались обязательными образцами для решения аналогичных дел, в результате чего сложилась целая система преторского права[13].


Со временем основной формой права становятся государственные нормативные акты. Это происходит вследствие динамики общественных отношений. Потребности правового регулирования требовали выработки и знания специальных понятий, появления особых механизмов, институтов, таких как собственность, иск, юридическое лицо, юридическая ответственность и т. д., которые были неизвестны родовым обычаям. Постепенно эти акты в некоторых странах вытесняют обычное право, занимают доминирующее место среди форм права.

Классовая дифференциация общества, борьба различных социальных групп господствующее положение способствует политизации нормативных актов, на этой основе право становится способом управления обществом. Нормативные акты совпадают с представлениями власти о должном поведении. Единые правила, которые выражали интересы всех членов общества, исчезают. Нормы права, защищены в случае нарушения силой государственного аппарата, закрепляют возможность имущественного неравенства, привилегий для отдельных групп населения, деление на касты. Но одновременно они необходимы и для установления определенного порядка общественных отношений[14].

Нормативные акты государства разнообразнее, подразделяются на отдельные виды, оперативно реагируют на потребности социальной практики, четко формулируют содержание прав и обязанностей.

Рассмотрены тенденции возникновения права наглядно проявились в таких древних юридических памятниках, как Законы царя Хаммурапи в Вавилоне, законы Солона в Древней Греции (594-593 годы до н. Э.), Законы XII таблиц в Риме (451-450 годы до н. э.), Салическая Правда 496 г.., Законы Этельберта 600 г.. в англосаксонской правовой системе. Для Русской Правды Ярослава Мудрого 1016 было характерно сочетание норм обычного права, изложенных в обобщенном виде, судебных прецедентов и некоторых законодательных положений.

1.3 Отличие права от социальных норм первобытного общества

Возникновение права стало закономерным результатом развития общества и его нормативной системы. Зарождаясь еще в недрах первобытной общины (на этапе образования вождества или протогосударств), оно почти не отличалось от обычаев первобытной общины. И только со временем, заявив свои претензии на роль основного регулятора общественных отношений, право приобрело специфических для него свойств, формы выражения и стало восприниматься как некая социальная ценность.


Различия права от социальных норм первобытной общины состоят в следующем.

1. Право формировалось путем признания и защиты государством осложненных общественных отношений, которые постоянно повторяются. Впоследствии возникли правовые предписания, которые устанавливались или санкционировались компетентными государственными органами (в том числе судебными). Волевой характер права, выражение в нем общих и индивидуальных интересов подчеркивает тот факт, что в праве проявляется и воплощается воля, содержанием которой является интерес. Право аккумулирует общую и индивидуальную волю граждан в их гармоничном сочетании, согласии и компромиссах.

В структуре права вместе с нормами, принятыми государством, стали выделять естественные права, принципы права, корпоративные и договорные нормы, что свидетельствует о наличии нескольких автономных субъектов правообразования[15].

Социальные нормы первобытной общины складывались в результате многократного повторения целесообразных вариантов поведения, единственным субъектом их образования была вся община.

2. На первых этапах своего развития право способствовало решению всеобщих дел в области производства, распределения и перераспределения продуктов, нормировало индивидуальные затраты труда на общественные нужды (архаичное право).

В процессе сословного расслоения населения оно стало служить интересам отдельных социальных слоев: феодалов (феодальное право), духовенства (каноническое право), жителей городов (городское, торговое, цеховое право) и использоваться для регулирования отношений внутри сословий.

В классовых обществах право закрепляло экономическое и социальное неравенство, привилегии господствующего класса. Постепенно наметилась тенденция возвращения права на более высоком уровне к обеспечению реализации общесоциальных функций[16].

Социальные нормы первобытной общины выражали общую волю всех ее членов и способствовали социализации жизни общины.

3. Право сначала было в виде одобренных государством фактических, повторяющихся общественных отношений, которые приобретали правовой характер. Со временем оно закрепляется и выражается в письменных, официальных источниках - законах, судебных прецедентах, нормативных договорах и тому подобное[17].

Социальные нормы первобытной общины выражались в обрядах, ритуалах, мифах, табу, обычаях, то есть существовали преимущественно в устной форме, передавались из поколения в поколение и воплощались в фактическом поведении людей.