Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования ( Теоретические аспекты налоговой системы РФ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты налоговой системы РФ
1.1 Понятие, сущность и цели налоговой системы
1.2 Виды налоговой системы и ее влияние на экономику государства
2 Тенденции развития налоговой системы РФ
2.2 Проблемы налоговой системы России
2.3 Основные направления налоговой политики РФ
3 Пути совершенствования фискальной политики РФ
3.1 Основные меры в области налоговой политики
3.2 Рекомендации мероприятий по совершенствованию процесса функционирования налоговой системы в РФ
Введение
Это политика государства в области государственных расходов и налогов, которую проводят законодательные органы власти, так как они контролируют налогообложение и государственный бюджет.
В современном мире важный фактор экономического роста страны – это эффективная фискальная политика. Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач. Основными целями фискальной политики являются сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение темпов инфляции.
Основные инструменты: государственные расходы и налоги.
Согласно статистическим данным, весь комплекс доходов бюджета того или иного государства -это налоги, на общую долю которых приходится примерно 75-85%. На основании этого сам процесс налогообложения, с точки зрения одного из средств по регулированию предпринимательской активности, нуждается в более тщательном рассмотрении элементов фискальной политики для того, чтобы найти баланс интересов государства и предпринимательской деятельности.
Стоит отметить, что данный аспект является актуальным в современном мире и на основании того, что достаточно острой является проблема, касающаяся процесса уклонения от налогообложения, наличия разнообразных способов ухода от налогообложения. Именно поэтому фискальная политика в области налогообложения, как в России, так и за рубежом, требует более грамотного подхода с точки зрения теоретиков и практиков в данной отрасли, а, следовательно, и разработки комплекса мероприятий, способствующих укрепить налоговую дисциплину и ответственность, определить наиболее приемлемые методы контроля и взысканий.
Представленные выше изменения необходимы потому, что государством
с помощью фискальной политики осуществляется процесс воздействия на состояние экономической системы страны. То есть при получении соответствующей суммы налоговых платежей, осуществляется обеспечение экономических эффектов, обусловленных процессом влияния налогов. Сюда можно отнести рост объемов производства, процесс увеличения капиталовложений, рост нормы прибыли. Однако наряду с экономическим эффектом от воздействия фискальной политики на ряд хозяйствующих субъектов, государство приобретает также и комплекс иных результатов, показатель прямого измеримого эффекта от которых практически не заметен, но имеет место быть в решении тех или иных социально-политических задач. На основе данного тема исследования выступает в роли актуальной и требует глубокого и тщательного анализа.
Основной целью здесь выступает исследование приоритетов налоговой системы РФ и проблемы еe совершенствования.
Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы государства;
- проанализировать тенденции развития налоговой системы РФ;
- рекомендовать комплекс мероприятий по совершенствованию процесса функционирования налоговой системы в РФ.
Объект исследования – налоговая система РФ.
Предмет – процесс развития налоговой системы РФ.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Источниками работы явились труды таких авторов как Ф.Н. Филиной, И. А. Беловой, А.В. Брызгалина, А. М. Гальяхметовой, О. М. Балеевой, Н.В. Емелина, Прытковой Н.И. Понемасова А. Д. Тедеева, А.А. Парыгиной, В.А. Вылковой, Р.А. Петуховой, Е.А. Фирсовой и других.
Из истории становления практики налогообложения известно, что сначала налоги носили случайный характер, затем формирование налоговых платежей носило бессистемный и дополнительный характер, что не могло накладывать отпечаток на становление налогообложения. Изъятие части дохода налогоплательщика всегда вызывало его недовольство, какие бы объективные черты не носили налоговые платежи. Такая сумбурность и чрезвычайность была присуща теоретическому обоснованию налогообложения, т.е. оно характеризовалось бессистемностью и временностью обоснования.
В.М. Пушкарева по этому поводу отмечает: «Практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила, говоря современным языком, общественное мнение относительно справедливости взимания налогов. Правительства столкнулись с неприятием налогов населением, уклонением от их уплаты. Поэтому финансовая наука, отвечая нуждам государства, взялась за теоретическое обоснование налогов» [16, с. 76].
Наиболее последовательное развитие теории о налогах находим у основателя классической экономической теории А. Смита в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», написанной в 1776 году. Так, основоположник политической экономии А. Смит выявил, прежде всего, связь финансовой науки с деятельностью государства. Одновременно он обоснованно включил в богатство государства три источника – труд, капитал и землю. А. Смит доказывает, что именно эти источники дают возможность государству получать финансовые ресурсы. Он обосновывает государственные доходы и расходы с точки зрения их дифференциации и приходит к выводу, что государство не может и не должно заниматься предпринимательской деятельностью в силу того, что, используя свой административный ресурс, любой спор решит в свою пользу. Выделение трех источников богатства народов позволяет А. Смиту утверждать, что в зависимости от дохода и его источников, которые могут различаться, существуют различные формы обложения налогом этих источников.
Перелом в системе налогообложения наступил к Новому времени, когда плательщики налогов, устав от борьбы с ущербом для их доходов, смиряются с налогообложением как одним из важнейших источников доходов государства. В этот момент появляются объективные предпосылки научного познания налогов. Немалый вклад в теоретическое обоснование налогообложения, в части совершенствования налоговой политики, внесли физиократы Ф. Кенэ и А. Тюрго, которые впервые предложили классификацию налогов на прямые и косвенные.
Следует отметить вклад российских экономистов в науку о налогах. Русский экономист Н.И. Тургенев в работе «Опыт теории налогов» исследовал основы налогообложения, которые считаются классическими с точки зрения формирования налогов, их установления и взимания. Организацию налогообложения и проведение налоговой политики он считал средствами к достижению цели общества или государства. В работе «Опыт теории налогов» он говорил о пяти правилах налогообложения. «Равномерное распределение налогов» он понимал таким образом, что они должны соответствовать доходу плательщика налогов. «Определенность налога» для него раскрывалась как неясность в отношении количества и времени платежа, которые зависят от прихоти сборщика налогоплательщика. «Собирание налогов в удобнейшее время», «ориентация большей части налогового бремени на чистый доход», «дешевое собирание налогов» – эти правила ориентированы на проведение налоговой политики таким образом, что необходимо совершенствовать налоговый механизм, налоговое администрирование, налоговый процесс. Компетентный подход к элементам налоговой политики способствует тому, что правила Н.И. Тургенева становятся основополагающими и актуальными в современных условиях. Значительный вклад в развитие теоретических основ налогообложения внесли другие русские экономисты – И.И. Янжул, И.Х. Озеров, М.М. Фридман, В.Н. Твердохлебов, которые исследовали финансовую и налоговую теории мирового хозяйства, рассмотрели форму построения государственного бюджета в различных странах и многие другие вопросы, касающиеся построения налоговых систем [4, с. 312].
В период становления национальных экономик теоретических познаний в области налогов и налогообложения воплощались на практике, и она учитывала принципы и методологические подходы налогообложения. К этому времени (XIX – начало ХХ века) финансовая наука становится самостоятельной сферой экономической науки, выделившись из политической экономики Ф. Нитти, Д. Рикардо, Л. Штейн, А. Шеффле, А. Вагнер, Ж.-Б. Сэй и другие. Их заслуга состоит в том, что каждый из них внес посильный вклад в развитие теории налогообложения. Например, Д. Рикардо в исследовании о налогах «Начало политической экономии и налогообложения» исключает государственные услуги из производительных затрат и понимает налог следующим образом: «Нет налогов, которые не тормозили бы накопление, поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству. Налоги имеют тот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие ловкости или активности, плохое распределение рабочих мест, утрата станков» [3, с. 8].
При написании работы будут применены методы научного познания в виде анализа, синтеза, сравнения, обобщения и умозаключения, а также изучены и проанализированы законодательные акты, научные труды, периодические издания, ресурсы сети Интернет, касающиеся исследуемого вопроса.
1 Теоретические аспекты налоговой системы РФ
1.1 Понятие, сущность и цели налоговой системы
В литературе встречается большое число определений налоговой системы или фискальной политики, поэтому представляется необходимым рассмотреть основные из них.
Впервые необходимость мер фискальной политики обосновал Дж.М.Кейнс. Она строилась на методологической посылке кейнсианской теории, предполагающей для поддержания макроэкономического равновесия сознательные регулирующие действия государства в виде «изъятия» и «инъекции». Под изъятием понимались налоги, под инъекциями - государственные расходы [20, с. 78].
Фискальная политика - такой способ косвенного воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государством используются следующие инструменты: государственные расходы, дефицит государственного бюджета, государственный долг, трансферты, манипулирование налоговыми ставками [6, с. 24].
Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг [13, с. 136].
Фискальная политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Фискальная политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей.
Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения бюджета.
Фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:
- сглаживанию колебаний экономического цикла;
- повышению темпов экономического роста;
- достижению высокого уровня занятости;
- достижению умеренных, темпов инфляции.
Таким образом, налоговая система — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
1.2 Виды налоговой системы и ее влияние на экономику государства
Налоговая система в традиционном (кейнсианском) подходе как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов налогообложения и государственных расходов. В связи с этим выделяются два типа фискальной политики: дискреционная и автоматическая (недискреционная) [15, с. 4-5].
Недискреционная политика основана на том, что налоговые поступления и значительная часть правительственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменения экономической конъюнктуры автоматически вызывают изменения в относительных уровнях налогов и госбюджетных расходов. Такая фискальная политика возможна только в условиях сбалансированной экономики, где основные макроэкономические пропорции близки к равновесному уровню. В качестве примера используют обычно экономику США и Японии [7, с. 10].
Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.