Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Стресс как проблема в разработках на современном этапе
1.2. Стресс и его психологические особенности проявления
1.3. Гендерные особенности проявления стресса
Глава 2. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы профессионального стресса
2.1. Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
2.2. Методы управления стрессовыми состояниями
Глава 3. Исследование особенностей проявления профессионального стресса
3.1. Методы исследования профессионального стресса
Введение
Различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности психических состояний, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на адекватность и успешность поведения человека и его деятельности в целом.
Вопроса о психических состояниях касались Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, Ю.Е. Сосновикова и другие.
- последние годы в психологии все больше внимания уделяется изучению такого ярко выраженного психического состояния как стресс.
Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.
Стресс всё более усердно входит в наш обиход. Он оказывает воздействие на всех сферы жизнедеятельности.
Универсальную концепцию стресса разработал и доказал Г. Селье. Анализировал теорию стресса Дж. Мейсон. Изучением психологической стороны стресса занимались такие выдающиеся ученые, как Ж. Годфруа, И.С. Кон, Б.М. Коган, С.Л. Рубинштейн, К.В. Судаков и др. В отечественной психологии вопросы поведения людей в экстремальных ситуациях изучали представители психологии труда: Л.Г. Дикая, М.Н. Дьяченко, В.В. Собольников и др.
Стресс не всегда вызывает отрицательные последствия, ведя за собой нарушение нормального функционирования всего организма человека. Небольшие воздействия стрессового характера способствуют мобилизации жизненных сил человека. Характер проявления стресса в большей степени определяется личностными характеристиками индивида, его способностью противостоять стрессовой ситуации.
Жизнь человека сопровождается множеством различных стрессовых ситуаций. Один из таких этапов - это рабочая деятельность.
Работникам приходится сталкиваться с разными проблемами. Новые условия жизни и обучения в рамках рабочей деятельности требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации. Работникам приходится преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Но не все работники готовы к многочисленным проблемам и их решениям.
Если не предпринять во время меры, то в итоге многочисленные стрессы, испытываемые работниками, могут отрицательно сказаться на их деятельности, что препятствует их успеваемости и карьерному росту.
Жизнь в состоянии постоянного стресса ведёт к ряду проблем со стороны здоровья: синдром хронической усталости, частые респираторные заболевания, бронхиальная астма, гормональные бессонница и другие. Возникает хроническая тревожность, дезадаптация в поведении. Все вышесказанное усиливает актуальность темы исследования.
Лично для меня данная тема интересна тем, что в будущем я планирую работать в организации и думаю, что для моей практики эти знания окажутся полезными.
Цель исследования заключается в изучении гендерных различий проявления профессионального стресса.
Объект исследования – профессиональный стресс.
Предмет исследования – специфика проявления профессионального стресса у мужчин и женщин.
Задачи исследования:
- Теоретически обосновать проблему профессионального стресса работников.
- Выявить особенности проявления профессионального стресса у мужчин и женщин.
- Дать сравнительную характеристику стрессовых состояний.
- Составить рекомендации для работников по управлению стрессовыми состояниями.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений; содержит иллюстрационный материал (рисунки, таблицы) и методику исследований.
Глава 1. Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Стресс как проблема в разработках на современном этапе
В переводе с английского языка стресс означает давление, нажим, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции – эустрессом [19; 25 – 28]. Впервые эти термины в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский физиолог Ганс Селье. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействий или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми разными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию [19; 28]. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка др. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимости решения сложной задачи.
В соответствии с двумя видами стрессоров различают стресс физиологический и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию и завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.
Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях, так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности.
Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры) [10; 122 – 127]. Как отмечает Ю.А. Александровский [1; 71], термин "эмоциональный стресс" обычно используется в расширительном плане и включает целый комплекс состояний: от находящихся в пределах физиологических границ психоэмоционального напряжения до находящихся на грани патологии или психологической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения. Выделение категории "эмоциональный стресс" и противопоставление ее понятию стресса как общего адаптационного синдрома, по Селье, было прогрессивным явлением. Этим был выделен объединяющий критерий, который позволяет обобщить огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное, с позиции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие физиологических проявлений (поведенческих соматовегетативных) эмоционального стресса. Этим фактором является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие.
Совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих, прежде всего защитное значение, была обозначена Г.Селье "как общий адаптационный синдром", который имеет следующие стадии:
- тревоги, во время которой сопротивление организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы;
- сопротивления (фаза адаптации), когда напряжением систем функционирования организма достигается его приспособление к новым условиям, предъявляющим повышенные требования;
- истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов организма и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция [19; 31 - 51].
Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания [8; 334]. Биологическая же функция стресса - адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий как физических, так и психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. По мере того как стресс развивается, меняются физиологическое состояние и реакции организма. Стресс - защитный механизм биологической системы [8; 334].
Другую концепцию стресса разработал в 1966 году Р. Лазарус [18; 864 – 869]. Им была предложена когнитивная теория стресса и копинга. По мнению автора, в основе регуляции взаимодействия среды и личности лежат "первичная" и "вторичная" когнитивные оценки ситуации. Индивид первоначально классифицирует ее как изменяющуюся или угрожающую, а затем - в зависимости от степени воспринимаемой угрозы, свойств стрессора и собственных психологических особенностей определяет способы преодоления стресса. В результате взаимодействия этих двух процессов, как считает автор, формируются определенные формы копинг-поведения. Важными факторами в их становлении и индивидуализации являются отрицательная или положительная эмоциональная реакция в ответ на стрессовое воздействие, а также трансформация этой реакции в определенную стратегию преодоления.
Итогом исследований Р.Лазаруса явилась дефиниция понятия копинга, которое он обозначил как стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или с большим успехом), имеющей условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия. На основе принятой дефиниции копинга была предложена трехфакторная модель копинг-механизмов, состоящая из копинг-стратегий, копинг-ресурсов и копинг-поведения. Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способ управления стрессором.
Копинг-ресурсы представляют собой относительно стабильные личностные характеристики, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий. Поведение индивидуума, регулируемое и сформированное посредством использования копинг-стратегий с учетом личностных и средовых копинг-ресурсов определяется как копинг-поведение. Базовой составляющей этой модели являются копинг-стратегий, которые обусловливают поведение и эмоциональные реакции на стресс. Эта трехфакторная модель копинг-механизмов является базовой и до настоящего времени, а все последующие исследования в этой области шли по пути большей дифференциации копинг-процессов и попыток объяснить выбор индивидуумом той или иной копинг-стратегии [18; 864 – 869].
Исходя из представлений П.К. Анохина, стрессовые ситуации с наиболее мощными психосоматическими последствиями возникают на основе оборонительного возбуждения и произвольного подавления его моторных проявлений, что принципиально сходно с неотреагированными эмоциями человека, и что понятие "стресс" включает всю сумму реакций организма на нанесение чрезвычайного раздражения.
Ю.А.Александровский [1; 71-79] утверждает, что анализ психофизиологической сущности развития эмоционально-стрессовых и невротических состояний свидетельствует об их принципиальной общности. В обоих случаях начальным звеном является конфликтная ситуация с ее психологическим эквивалентом (субъективное состояние типа страха - тревоги). Определяющим фактором являются не сила стрессора, не объективная качественная (физическая) характеристика негативно-подкрепляющего воздействия, не реальные ситуации окружающей среды, а психологическая оценка сигнала, воздействия как негативных, отвергаемых (аверсивных) при невозможности управлений ситуацией, отсутствии способов ее избегания или преодоления. В целом, по мнению автора, развитие невротических и эмоционально-стрессовых состояний у человека связано с нарушением функциональной активности барьера психической адаптации. Это проявляется функциональной неполноценностью процессов восприятия, поиска и переработки информации, нарушением личностного отношения к получаемой информации (т.е. эмоциональным реагированием), изменением социально-психологических контактов. Перенапряжение механизмов психической адаптации ведет к нарушению процессов управления и регулирования.
Опираясь на данное видение развития эмоционально-стрессовых расстройств, Александровский выделяет закономерности свойственные их развитию: