Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования ( Теоретические аспекты налоговой системы РФ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад экономики. Из сказанного видно, какое большое место занимает нало­гообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим фискальная политика государства направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

В краткосрочном периоде при увеличении государственных расходов спрос будет возрастать, способствуя росту номинального ВНП. При росте ВНП увеличивается и спрос на деньги. В свою очередь это будет способствовать росту процентных ставок. Повышение процентной ставки обусловит снижение уровня плановых инвестиций. Таким образом рост государственных расходов при активной фискальной политике вызывает уменьшение плановых инвестиций, что способствует сдерживанию роста производства. Таким образом, фискальная политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде [9, с. 94]:

1) увеличение номинального ВНП (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов;

2) повышение процентных ставок;

3) появление «эффекта вытеснения» государственными расходами частных плановых инвестиций.

В долгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит:

1) к росту цен;

2) усилению «эффекта вытеснения»;

3) возрасту реального объема производства к естественному уровню.

Группа американских специалистов во главе с профессором А.Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рисунок 1) [19, с. 166].

Рисунок 1 - Кривая Лаффера

Было теоретически доказано, что ставка налога в 50% Rо является оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма налогов (Тm). При ставке налога выше Rо, резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. В течение 80 - начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Их цель - ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот [6, с. 29].


Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства. Такими автоматическими стабилизаторами являются:

1. Прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.

2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.

3. Субсидии. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной политикой.

Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей.

Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются [7, с. 22]:

  • изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;
  • осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой;
  • реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: сни­жение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.

При проведении фискальной политики упор может делаться либо на изменение расходов, либо на изменение налогов. Выбор основного инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам, если это «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги [10, с. 173].

Оценивая действенность, эффективность фискальной политики, необходимо отметить ограниченность ее возможностей, обусловленную следующими обстоятельствами:

изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимое для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например, такими как необходимость укрепления обороноспособности страны, охрана окружающей среды, финансирование научных исследований;


положительные результаты фискальной политики дает в краткосрочном периоде, в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к отрицательным результатам;

фискальной политике характерен так называемый эффект запаздывания. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

Таким образом, изучив экономическую природу фискальной политики можно сделать следующие выводы:

Фискальная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях, но при этом оба метода фискальной политики имеют недостатки.

2 Тенденции развития налоговой системы РФ

2.1 Анализ налоговой нагрузки и налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в российской экономике

Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы в доле ВВП снизились по сравнению с 2009 годом, однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 31% - 32% ВВП). При этом показатели уровня налоговой нагрузки с 2011 года были обновлены в связи с изменением Росстатом методологии оценки ВВП (таблица 1) [22].

Таблица 1 - Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации за 2009-2015 гг., % к ВВП


Показатели

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы всего

35,04

34,62

37,26

35,02

34,42

34,34

33,32

Налоговые доходы и платежи

30,88

31,12

34,50

32,49

31,80

31,90

30,17

в том числе:

Налог на прибыль организаций

3,26

3,83

4,06

3,52

2,92

3,05

3,22

Налог на доходы физических лиц

4,29

3,87

3,57

3,38

3,52

3,47

3,47

Налог на добавленную стоимость

5,28

5,40

5,81

5,30

4,98

5,06

5,24

Акцизы

0,89

1,02

1,16

1,25

1,43

1,38

1,32

Таможенные пошлины

6,52

6,74

8,25

7,62

7,00

7,09

4,16

Налог на добычу полезных ископаемых

2,72

3,04

3,65

3,67

3,63

3,73

3,99

Единый социальный налог и страховые взносы

5,93

5,35

6,30

6,13

6,61

6,46

6,98

Прочие налоги и сборы*

1,99

1,88

1,71

1,62

1,71

1,67

1,78

* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины

Данные результаты достигнуты, в том числе за счет реализации мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в последние годы.

Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1 % к ВВП. В 2015 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,61% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 30,77% к ВВП (таблица 2) [22].