Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования ( Теоретические аспекты налоговой системы РФ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2 - Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2009 - 2015 гг., % к ВВП

Показатели

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы всего

35,04

34,62

37,26

35,02

34,42

34,34

33,32

в том числе

Фискальная нагрузка

31,50

31,79

35,15

33,08

32,57

32,57

30,77

Налоговые доходы и платежи

30,88

31,12

34,50

32,49

31,80

31,90

30,17

Нефтегазовые доходы

8,19

8,64

10,75

10,37

9,94

10,18

7,63

Доходы, не относящиеся к нефтегазовым

22,69

22,48

23,75

22,12

21,86

21,72

22,54

Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей

0,62

0,67

0,65

0,59

0,77

0,68

0,61

Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации сопоставим с аналогичными расчетами по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Приложение А).

При этом указанная величина фискальной нагрузки не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.

Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) предложено оценивать уровень фискальной нагрузки как соотношение суммы налоговых платежей (за вычетом налога на доходы физических лиц) в консолидированный бюджет Российской Федерации, взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации и страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов в разрезе видов экономической деятельности к валовой добавленной стоимости за вычетом амортизации (Приложение Б).

Отличием данного подхода является то, что такой подход оценивает долю налоговых платежей в доходах организаций по видам экономической деятельности. Тем самым оценивается, на какую отрасль больше или меньше остальных приходится уплаченных налогов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации.


Согласно расчетам, подготовленным в соответствии с методикой РСПП, налоговая нагрузка в 2014 году выросла в целом по экономике по сравнению с уровнем 2008-2009 годов. Несмотря на это, в разрезе видов экономической деятельности движение было разнонаправленным. Так, налоговая нагрузка снизилась в рыболовстве и рыбоводстве, обрабатывающих производствах, гостиницах и ресторанах, финансовой деятельности, здравоохранении и предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Вместе с тем результаты по Российской Федерации, полученные на основе подхода, используемого РСПП, не позволяют сопоставить их с показателями других стран и международными организациями, к примеру со странами ОЭСР, Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

2.2 Проблемы налоговой системы России

Проблема налогообложения является одной из наиболее сложных в практической деятельности по осуществлению проводимой в нашей стране экономической реформы. Однако налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений и оказывает огромное воздействие на успех экономических преобразований в стране.

Современная налоговая система РФ обозначена множеством проблем, одна из которых – это ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства в практической деятельности выражена установлением жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. На основании этого произошел процесс обособления налогового учета из системы бухгалтерского.

Наиболее ярким примером с данной точки зрения является процесс повышения страховых взносов. Для того чтобы поднять промышленность, сельское хозяйство необходимы материальные ресурсы. Для наличия средств в целях наполнения доходной части бюджета, государством осуществляется повышение налогов. В итоге ни одним юридическим или физическим лицом не является возможным оплата всех реальных налогов. На основании этого осуществляется процесс сокрытия налогов, неплатежей, разрастания теневой экономики.

Так же стоит отметить проблему нестабильности налогового законодательства. Сегодня достаточно часто осуществляется внесение поправок и изменений, имеющих обратную силу, ликвидация ранее введенных привилегий, что способствует созданию дополнительных источников риска для инвесторов. Государством должно гарантироваться соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение определенного периода времени. При этом обо всем комплексе планируемых изменений налогоплательщики должны быть проинформированы до периода их действия, а не в момент свершения факта.


Не стоит опускать наличие недостаточной четкости и ясности положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивости и запутанности, что способствует значительному затруднению их изучения налогоплательщиками. На основании этого ряд ошибок при исчислении налогов остается практически неизбежным. Наличие нестабильности, частой смены «правил игры с государством», принятия налоговых актов задним числом, противоречивости законов и подзаконных актов - все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей.

Проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма так же способствует образованию проблем. На сегодняшний день существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Неподготовленность кадров данных органов, неумение грамотного проведения поддержки, ревизии и т.д. способствуют развитию теневой экономики.

В современной России теневая экономика является наиболее латентным видом экономической деятельности, качественно отличающимся от всех других нарушений и «сокрытий», требующим огромного количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющим собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере.

Уровень решения представленных проблем во многом определяют показатели эффективности формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизации экономики РФ [2, с. 4-5].

Таким образом, наиболее приемлемыми для современной российской налоговой системы являются проблемы, связанные с фискальной направленностью, страховыми взносами, несовершенство законодательной базы.

2.3 Основные направления налоговой политики РФ

На сегодняшний день, как и несколько лет назад, приоритетным направлением развития налоговой системы РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, способной обеспечить бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основные цели налоговой политики так же заключаются в поддержке инвестиций, а также в стимулировании инновационной деятельности.


Важнейший фактор проводимой налоговой политики заключается в необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы страны. Наряду с этим требуется сохранение неизменности налоговой нагрузки по секторам экономики, достигших ее оптимального уровня с учетом требований сбалансированности бюджетной системы РФ.

Стоит отметить, что сегодня в РФ действует около 200 различных льгот и преференций. Основными направлениями в налоговой системе, планируемыми к реализации в ближайшие годы, выступают те, которые представлены на рисунке 2 [5, с. 21-23].

Рисунок 2 - Основные направления налоговой политики РФ 2017 г.

Основными направлениями налоговой политики предусматриваются важные меры, которые будут направлены на стимулирование малого бизнеса. Субъектам РФ будет предоставлено право установления для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0%, которые назначены в 2015-2018 годах.

Для сравнения, сегодня ст. 346.50 НК РФ [1] предусмотрена налоговая ставка 6% без каких-либо исключений. Субъектам же РФ будет дано право на установление ограничений на применение налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей, превышение которых за налоговый период является основанием для лишения права применения указанной нулевой налоговой ставки.

Так же стоит отметить, что в перечень налогоплательщиков, применяющих ПСН, будет осуществляться включение самозанятых граждан - физические лица, не имеющих наемных работников, получивших патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.

Так же стоит отметить, что к основным направлениям совершенствования налоговой системы относится и разработка нескольких дорожных карт, в каждой из которых содержится конкретный комплекс мероприятий (рисунок 3) [8, с. 13].

Рисунок 3 - Результаты процесса разработки дорожных карт

Так же ведется работа в области повышения налогообложения объектов капитального строительства и незавершенного строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. руб. Планируется, что такие объекты недвижимого имущества будут облагаться повышенными налоговыми ставками в размере от 0,5 до 1% включительно.


Для того чтобы сократить и упростить порядок прохождения экспортных процедур предусматривается принятие федерального закона о внесении изменений в ст. 165 НК РФ [1] (возможность представления налогоплательщиками документов в электронном виде в обоснование применения налоговой ставки 0% по НДС).

Процесс расширения и уточнения мер поддержки экспорта включает в себя вопрос о целесообразности предоставления налогового стимулирования производителю, поставляющему комплекс несырьевых товаров на внешние рынки, ориентированный на рост экспорта и совокупных налоговых поступлений в доходную часть бюджета.

Ведется работа в отношении сокращения издержек хозяйствующих субъектов при применении контрольно-кассовой техники. Результат заключается в определении в качестве максимального срока эксплуатации моделей контрольно-кассовой техники, исключенных из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, срока полезного использования, устанавливаемого производителем (но не более 10 лет).

Таким образом, стоит отметить, что основные направления налоговой политики уделяет достаточно пристальное внимание к аспектам, отраженным на рисунке 7 [17, с. 27].

Рисунок 4 - Приоритетные направления налоговой политики РФ

Стоит отметить, что реализация данных направлений, с точки зрения правительства РФ, будет способствовать выходу страны по показателю «Налогообложение» до 50-го места к 2018 году.

На основании проведенного анализа можно отметить, что основные направления налоговой политики в РФ во многом зависит от потребностей и особенностей того или иного региона, а также от политики всего государства в целом.

3 Пути совершенствования фискальной политики РФ

3.1 Основные меры в области налоговой политики

Основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики являлись обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России.

Предполагается, что в плановом периоде общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017-2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы могут быть скорректированы в году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы.