Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования ( Теоретические аспекты налоговой системы РФ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- развивать и совершенствовать методы побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств посредством совершенствования системы управления налоговыми рисками в результате реализации отраслевых проектов;

- развивать механизмы расширенного взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками (заключать соглашения о ценообразовании и соглашения о расширенном информационном взаимодействии).

Ожидаемый результат:

- осуществление процесса развития инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля;

- осуществление процесса снижения количества выездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности.

2. Сформировать единую правоприменительную практику и создать условия для защиты интересов налогоплательщиков в рамках досудебного урегулирования вопросов.

Задачи:

- сформировать единую правоприменительную практику, способствующую однозначному пониманию норм законодательства, как тем или иным налоговым органом, так и каждым налогоплательщиком;

- создать удобные для налогоплательщиков сервисы в целях взаимодействия с налоговыми органами в рамках досудебного урегулирования споров;

- развивать досудебные (внесудебные) способы урегулирования налоговых споров.

Ожидаемый результат:

- осуществление процесса развития инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля;

- осуществление процесса снижения количества выездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности;

- процесс досудебного порядка урегулирования налоговых споров, способствующий доведению до суда наиболее значимых дел.

3. Повысить эффективность мер урегулирования налоговой задолженности и снизить риски образования налоговой задолженности.

Задачи:

- повысить эффективность межведомственного взаимодействия с ведомствами, которые принимают участие в урегулировании задолженности;

- снизить риск образования новой задолженности посредством предоставления каждому налогоплательщику удобных инструментов по уплате налогов (электронных сервисов), повышения информированности налогоплательщиков о сроках и порядке уплаты налогов – размещение информации на официальном Интернет-сайте Федеральной налоговой службы России, на стендах в инспекциях, в СМИ, проведение декларационных кампаний и своевременного направления уведомлений и платежных документов по имущественным налогам физических лиц.


Ожидаемый результат:

- осуществление процесса сохранения низкого уровня соотношения объема налоговой задолженности и объема поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации.

4. Совершенствовать оказываемые налогоплательщикам услуги, которые направлены на то, чтобы повысить налоговую грамотность, и создать благоприятные условия для исполнения ими обязанностей по уплате налогов.

Задачи:

- повысить качество обслуживания налогоплательщиков;

- развить онлайн услуг для налогоплательщиков и расширить способов исполнение налогоплательщиками своих обязанностей;

- повысить налоговую грамотность и информированность налогоплательщиков, в том числе с привлечением средств массовой информации

Ожидаемый результат:

- привлечение стабильно высокой доли налогоплательщиков, которые удовлетворительно оценивают качество работы налоговых органов.

5. Оптимизировать процедуры, связанные с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Задачи:

- совершенствовать процедуры государственной регистрации;

- развить системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации.

Ожидаемый результат: осуществление процесса расширения возможностей онлайн регистрации.

6. Совершенствовать меры по противодействию коррупции.

Задачи:

- развить автоматизированные системы налогового администрирования и дистанционных механизмов взаимодействия с налогоплательщиками;

- повысить уровень правосознания государственных гражданских служащих ФНС РФ и внедрить антикоррупционные стандарты поведения, основанных на знании общих прав и обязанностей;

- сформировать у государственных гражданских служащих ФНС РФ негативного отношения к коррупции.

Ожидаемый результат: увеличить долю налогоплательщиков, которые дают высокий уровень оценки работе, проводимой ФНС РФ по противодействию коррупции. [23]

Как итог стоит отметить, что данные мероприятия должны внедряться в процесс налогообложения РФ посредством обоюдного взаимодействия правительства и органов ФНС РФ, а также осуществляться в комплексе с основными направлениями развития в сфере налогообложения, существующими сегодня.

Заключение

Налоговая система — это политика регулирования экономики посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста


Налоговая система – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная, автоматическая и фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях, но при этом оба метода фискальной политики имеют недостатки.

Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы в доле ВВП снизились по сравнению с 2009 годом, однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 31% - 32% ВВП). При этом показатели уровня налоговой нагрузки с 2011 года были обновлены в связи с изменением Росстатом методологии оценки ВВП Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) предложено оценивать уровень фискальной нагрузки как соотношение суммы налоговых платежей (за вычетом налога на доходы физических лиц) в консолидированный бюджет Российской Федерации, взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации и страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов в разрезе видов экономической деятельности к валовой добавленной стоимости за вычетом амортизации Отличием данного подхода является то, что такой подход оценивает долю налоговых платежей в доходах организаций по видам экономической деятельности. Тем самым оценивается, на какую отрасль больше или меньше остальных приходится уплаченных налогов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации

Наиболее приемлемыми для современной российской налоговой системы являются проблемы, связанные с фискальной направленностью, страховыми взносами, несовершенство законодательной базы и т.д.

Основополагающими целями государства при разработке основных направлений налоговой политики являются обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России.

Предполагается, что в плановом периоде общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017-2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы могут быть скорректированы в году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы.


На основании проведенного исследования предлагается комплекс мероприятий, способствующих повышению эффективности функционирования налоговой системы РФ.

1. Повысить эффективность применения инструментов налогового администрирования, которые направлены на процесс мотивирования налогоплательщиков к добровольной уплате налогов и применению в сделках цен, соответствующих рыночным.

2. Сформировать единую правоприменительную практику и создать условия для защиты интересов налогоплательщиков в рамках досудебного урегулирования вопросов.

3. Повысить эффективность мер урегулирования налоговой задолженности и снизить риски образования налоговой задолженности.

4. Совершенствовать оказываемые налогоплательщикам услуги, которые направлены на то, чтобы повысить налоговую грамотность, и создать благоприятные условия для исполнения ими обязанностей по уплате налогов.

5. Привлечь стабильно высокую долю налогоплательщиков, которые удовлетворительно оценивают качество работы налоговых органов.

6. Оптимизировать процедуры, связанные с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

7. Совершенствовать меры по противодействию коррупции.

Однако стоит отметить, что данные мероприятия должны внедряться в процесс налогообложения РФ посредством обоюдного взаимодействия правительства и органов ФНС РФ, а также осуществляться в комплексе с основными направлениями развития в сфере налогообложения, существующими сегодня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.
  2. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика.- 2014. - № 9.
  3. Алексеенко М.М. Взгляд на развитие учения о налоге у экономистов А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди и Дж. Ст. Милля. – М.: Либроком, 2012. – 152 c.
  4. Байзулаев С.А., Азаматова Р.М., Шурдумова Э.Г. Теоретические основы возникновения налогов // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 7-2. – С. 309-313.
  5. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации: конкретные примеры // Консультант. - 2014 - №22. – с. 21-23
  6. Вылкова Е.С., Кацюба И.А., Петухова Р.А., Фирсова Е.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / под редакцией Петуховой Р.А. – Издательство СПбГУЭФ, 2014. – 80 с.
  7. Гальяхметова А. М., Балеева О. М. Механизмы реализации дискреционной фискальной политики на субфедеральном уровне // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №2 (34) С.10-16.
  8. Джаарбеков С.М Налоговое планирование = оптимизация налогообложения // Финансовый директор. – 2015 – №1. – с. 13.
  9. Динмухаметов И. Ф. Инструменты фискальной политики государства // Science Time. 2014. №8 (8) С.93-98.
  10. Емелин Н.В., Прыткова Н.И. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика в Российской Федерации // Вестник СамГУ. 2014. №8 (119) С.172-176.
  11. Игнатущенко Н.А. Новикова, Н.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко Н.М. Новикова, МГОУ, 2013
  12. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с.
  13. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб­ник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 541 с.
  14. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с.
  15. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академи­ческого бакалавриата / под ред. Н. И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 388 с.
  16. 7. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 297 с.
  17. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2014 – 65с.
  18. Тедеев А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2014.
  19. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Ф.Н. Филина, ГроссМедиа; РОСБУХ, 2013.- 340 с.
  20. Черник Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бака­лавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Изда­тельство Юрайт, 2016. — 364 с.
  21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд.3-е, перераб. и доп. / Т.Ф. Юткина, М.: ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
  22. ВВП – Росстат // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru (данные по состоянию на 20.09.2017).
  23. Материалы информационно-новостного сайта «Упрощенная бухгалтерия» – Режим доступа: http://buhpressa.ru (дата обращения 20.09.2017)
  24. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru (дата обращения 20.09.2017).

Приложение А

Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)

Страна

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Австралия

25,78

25,57

26,26

27,34

27,50

н.д.

Австрия

40,97

40,83

41,02

41,68

42,49

43,00

Бельгия

42,15

42,42

42,96

43,99

44,66

44,66

Великобритания

32,32

32,80

33,58

33,05

32,93

32,57

Венгрия

39,02

37,31

36,55

38,59

38,37

38,48

Германия

36,09

34,98

35,70

36,38

36,53

36,13

Голландия

35,44

36,16

35,86

36,06

36,68

н.д.

Греция

30,81

32,04

33,54

34,55

34,43

35,90

Дания

45,17

45,32

45,38

46,39

47,60

50,88

Израиль

29,66

30,40

30,84

29,68

30,57

31,12

Ирландия

27,63

27,45

27,38

27,92

29,03

29,90

Исландия

32,01

33,33

34,40

35,19

35,95

38,67

Испания

29,83

29,90

31,31

32,15

32,71

33,20

Италия

42,06

41,84

41,88

43,88

43,88

43,64

Канада

31,36

30,44

30,24

30,72

30,54

30,82

Люксембург

39,01

38,06

37,87

38,76

38,43

37,79

Мексика

17,16

18,53

19,48

19,54

19,69

19,50

Новая Зеландия

30,45

30,58

30,89

32,38

31,37

32,37

Норвегия

41,17

41,91

42,05

41,52

40,50

39,07

Польша

31,54

31,41

32,00

32,27

31,93

н.д.

Португалия

30,05

30,59

32,50

31,99

34,51

34,44

Словакия

28,87

28,14

28,73

28,45

30,37

31,01

Словения

36,21

36,93

36,50

36,84

36,79

36,55

США

22,97

23,18

23,56

24,05

25,41

26,00

Турция

24,64

26,20

27,83

27,64

29,27

28,72

Финляндия

40,93

40,79

42,03

42,68

43,74

43,85

Франция

41,32

41,58

42,86

44,13

45,03

45,22

Чехия

32,35

32,55

33,35

33,83

34,26

33,47

Чили

17,21

19,53

21,24

21,48

19,98

19,82

Швейцария

27,13

26,50

27,02

26,90

26,86

26,65

Швеция

44,08

43,22

42,51

42,56

42,85

42,70

Эстония

34,91

33,20

31,91

32,09

31,84

32,87

Южная Корея

23,76

23,39

24,16

24,78

24,30

24,61

Япония

26,96

27,57

28,61

29,41

30,31

н.д.

Средняя по ОЭСР

32,68

32,78

33,29

33,79

34,15

34,44

Россия

30,88

31,12

34,50

32,49

31,80

31,89

Россия (без учета нефтегазовых доходов)

22,69

22,48

23,75

22,12

21,86

21,72