Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Анализ организации и полномочий судебной власти).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты судебной власти
1.1. Место и роль судебной власти в системе разделения властей
1.2. Понятие и признаки судебной власти
1.3. Задачи и функции судебной власти
2. Анализ организации и полномочий судебной власти
2.1. Организация судебной власти
Особенно актуальна проблема обеспечения единства государства при реализации принципа федерализма в судебной системе. Единство судебной системы Российской Федерации определяется единством характера судебной власти. Но единство судебной власти зависит от единства судебной системы, через которую осуществляется эта власть.
В то же время единство судебной власти не отрицает существования единой судебной системы как развивающегося целого, сочетания уровней и судебных подсистем.[36]
Конституция Российской Федерации, использующая термины «суд» и «федеральный суд», не указывает на наличие в государственном устройстве России судебной системы субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации непосредственно регулирует статус высших федеральных судебных органов, а суды субъектов Российской Федерации не упоминаются. Конституция России, как правило, не содержит положений, устанавливающих основы организации и деятельности судебных органов на региональном уровне. В то же время представляется, что нормы российской Конституции предопределяют, благодаря федеративному устройству государства, возможность распределения не только законодательной и исполнительной власти, но и судебной власти между Российской Федерацией и ее субъектами.
Таким образом, согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации субъекты Федерации имеют право самостоятельно организовывать систему органов государственной власти, исходя из требований их соответствия основам конституционного строя России.[37]
Принцип конституционного разграничения субъектов компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами входит в компетенцию федерального центра по созданию системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и их деятельность, и формирование федеральных органов судебной власти. Кроме того, в области федеральной компетенции входят судебная система, применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гражданское законодательство и гражданский процесс (пункт «о», статья 71).[38]
Совместная юрисдикция федерального центра и субъектов Российской Федерации включает вопросы, касающиеся судебных работников (пункт «1» части 1 статьи 72), а также определение общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе судебные органы (пункт «п» ч. 1 ст. 72).[39]
Таким образом, не следует предполагать, что Конституция Российской Федерации вовсе не предусматривает создание судов субъектов Российской Федерации. Также маловероятно, что необходимы изменения в Конституцию Российской Федерации, регулирующие положение судов субъектов Российской Федерации в российской судебной системе. Последовательная реализация действующих конституционных положений о федеративном характере российского государства обуславливает создание системы судебных органов в субъектах Российской Федерации.
Федеральный принцип организации государственной власти применительно к судебной системе означает наличие двух подсистем единой национальной судебной системы России: федеральных судов и судов субъектов. федерации. Принцип единства судей закреплен в Конституции Российской Федерации и Законе о судебной системе. Последнее определяет суды, входящие в федеральную судебную систему, а также суды, образующие судебную систему субъектов Российской Федерации. В этом случае в Закон о судах Российской Федерации входят: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4).
В Федеральном конституционном законе от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» также закреплено, что систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 1 ст. 1). К судам общей юрисдикции субъектов РФ вышеуказанный Закон относит мировых судей (ч. 3 ст. 1).[40]
Согласно Закону о судебной системе, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок наделения полномочиями мировых судей и формирование корпуса мировых судей.
Принцип единства судебной системы проявляется в ряде важнейших аспектов:
- в осуществлении судопроизводства всеми федеральными судами и мировыми судьями в соответствии с правилами, установленными федеральным законом;
- в соблюдении всеми судами положений Конституции России и единообразном применении норм федеральных законов;
- в обязательном исполнении на всей территории государства актов судебной власти, вступивших в законную силу6;
- в приоритете федеральных законов перед законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к федеральному ведению и совместному ведению федерального центра и субъектов Федерации;
- в осуществлении федеральными судами судебного контроля законности правовых актов, принятых региональными органами власти.[41]
Исследование федеративного аспекта реализации судебной власти в Российской Федерации включает изучение вопросов, связанных с организационным построением судебной системы субъектов Российской Федерации и спецификой функционального назначения судов, образующих эту судебную систему. Развитие региональных судебных подсистем определяется совокупностью необходимых политических, социальных, экономических и иных предпосылок, в числе которых следует выделить:
- перспективное совершенствование федеративных отношений;
- поэтапное расширение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере судоустройства;
- осуществление правосудия в судах субъектов Российской Федерации на основе принципов, закрепленных в российской Конституции и федеральном законодательстве.[42]
Реализация принципа федерализма преследует дополнительные цели, направленные на совершенствование взаимоотношений между федеральным центром и регионами, а также между судебными органами и органами местного самоуправления. Суды, образующие судебную систему Российской Федерации, призваны разрешать следующие задачи:
- обеспечение доступности правосудия посредством приближения судебных органов к месту проживания граждан;
- обеспечение взаимодействия региональных институтов государственной власти, гражданского общества и суда (в том числе, посредством согласования кандидатур судей субъектов федерации с региональными органами власти);
- отправление правосудия с учетом соответствующих региональных традиций и особенностей правосознания граждан конкретных регионов;
- упрощение процедуры правосудия (посредством использования примирительных процедур, института медиации и т.д.);
- снижение нагрузки на федеральную судебную систему;
- обеспечение доступности правосудия посредством упрощения процедуры инициирования судебного разбирательства (снижение минимального размера уплачиваемой госпошлины, замена письменного обращения устным заявлением, подлежащим занесению в протокол и т.п.).
При этом следует помнить, что, с одной стороны, суды субъектов РФ должны содействовать совершенствованию и укреплению федеративных отношений, а с другой, — не могут рассматриваться как органы, созданные исключительно с целью уменьшения «нагрузки» на федеральные суды путем создания дополнительного звена российской судебной системы.[43]
В целом, можно сделать вывод о том, что проблема организации судебной власти в реалиях Российского федерализма нуждается в глубоком научном исследовании и осмыслении. Так же необходимо отметить, что за 2015 - 2019 гг. внимание к затронутым вопросам со стороны ученых и государства усилилось. Но не стоит забывать, что вопрос федерализма в России касательно судебной системы остается одним из самых сложных в поиске «золотой середины» между федеральным центром и регионами.
2.2. Полномочия судебной власти
Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:
- по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
- по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);
- нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);
- контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.[44]
Полномочия судебных органов власти включают:
1. основные (исключительные):
- осуществление правосудия;
- конституционный контроль;
2. вспомогательные:
- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
- дача разъяснений по вопросам судебной практики;
- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.[45]
Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.
Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются предназначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.[46]
Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям (ст. 21).[47]
Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.[48]
Отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной властью.
Специфика суда как органа судебной власти:
1) суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры;
2) независимость судов при осуществлении основных функций (правосудия либо конституционного контроля);
3) особый порядок (процедура) деятельности.
Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):
- конституционное судопроизводство;
- гражданское судопроизводство;
- арбитражное судопроизводство;
- уголовное судопроизводство;
- административное судопроизводство.
Таким образом, каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.[49]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам.
Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, и субъектом, осуществляющим эту власть, является судебная система, способная влиять на процессы, происходящие в обществе.
Судебная власть является разновидностью государственной власти вместе с законодательной и исполнительной властью, а ее органы обладают определенной независимостью.
Принцип независимости судебных органов Российской Федерации проявляется в независимости судей, подчиняющихся только закону и Конституции Российской Федерации. Суды Российской Федерации находятся наравне с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, осуществляющими государственную власть в нашей стране.