Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
1.1 Сущность и значение государственного кредита.
1.2 Функции государственного кредита.
1.3 Формы и виды государственного кредита.
1.4 Управление государственным кредитом.
Глава 2. АНАЛИЗ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.
2.1 РФ в роли гаранта, заёмщика и кредитора.
2.4 Проблемы и перспективы развития государственного долга в РФ.
3 В зависимости от срока займа можно выделить:
Краткосрочные займы ( продолжительностью до одного года)
Среднесрочные займы ( продолжительностью от одного года до пяти лет).
Долгосрочные займы( продолжительностью от пяти лет и больше).
В виде краткосрочного займа государственные центральные органы могут выпустить казначейский вексель, а местные органы власти – муниципальный вексель. Они используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов в бюджеты территорий и расходованием бюджетных средств. Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.[6]
4 В зависимости от обеспеченности долговых обязательств выделяют:
А)Закладные;
Б)беззакладные.
Закладные займы это те займы, которые обеспечиваются определённым залогом, например каким то-видом имущества и, как правило, их выпускают местные органы власти; по беззакладным займам, обеспечением является всё имущество государства или отдельного муниципалитета, в связи, с чем надежность беззакладных займов очень высока, ведь инвесторы не нуждаются в дополнительных гарантиях. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства. Данный займ отражает один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности.
5 По характеру выплачиваемого дохода можно выделить:
-выигрышные (мало пользующиеся спросом);
процентные (доход по купонам, 1, 2, 3, 4 раза в год);
- с нулевым купоном (весь доход выплачивается вместе с суммой основного долга).
По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента.
При этом может установиться, твердая фиксированная ставка на весь период займа, или плавающая, это та ставка, которая изменяется в зависимости от различных факторов, таких как спроса и предложения на кредитном рынке. Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Следует из этого, что доход получают не все кредиторы, а только, те, у кого облигации выиграли.
Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.
По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта.
Первый - заем погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - заем погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы. В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.
6 В зависимости от метода определения дохода выделяют:
с твёрдым доходом (фиксированный процент дохода);
с плавающим доходом (процент дохода пересматривается)
7. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
с правом досрочного погашения, кода заёмщик имеет право выпустить и разместить новый заём и погасить старый;
без права досрочного погашения.
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств, как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и
Физических лиц.
Государственный кредит требует особого контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
1.4 Управление государственным кредитом.
Управление государственным кредитом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с его деятельностью в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, которое включает совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.[7]
Перед органами государственной власти стоит задача по определению необходимых займов, которые нужны в экономике той или иной стране. Также правительство должно определить направления и поставить чёткие цели для чёго страна прибегает к государственному кредиту. Также правительство должно понимать и оценивать риски связанные с государственным кредитом, ведь он может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие, как на отдельные части экономики, так и на экономику в целом.
Во время управления кредитом правительство решает следующие задачи:
- Минимизировать долг для заёмщика.
- Как своевременно вернуть взятый кредит.
- Не допустить переполнения экономики страны занятыми в долг денежными средствами.
- Максимально решить те проблемы в экономике, для которых пришлось обратиться к государственному кредиту.
- Проведение контроля над денежными средствами, взятыми в кредит.
Мы видим, что государственный кредит неотрывно связан с таким понятием как государственный долг. Если страна прибегает к государственному кредиту, то она приобретает государственный долг.
Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;[8]
Можно сделать вывод из выше сказанного, что управление государственным долгом – это совокупность действий государства направленных на регулирование, управление и погашение финансовой задолженности страны.
Управление государственным кредитов и государственным долгом в каждой стране происходит с особенностями характерными для экономики той или ионной страны. В нашей стране про управление государственным долгом и кредитом можно сказать то что:
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется органом местного самоуправления (местной администрацией).
РФ не несёт ответственности по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если только указанные обязательства не были ею гарантированы.[9]
Из сказанного выше можно сделать вывод, что управление государственным кредитом лежит полностью на правительстве страны. Это значит, что у государственной власти должны быть опредёлённые методы и механизмы для управления как внешним, так и внутренним долгом страны. С помощь этих методов и механизмов страна успешно регулирует, контролирует и погашает финансовую задолженность. Какие же это методы. В большинстве учебной литературы можно увидеть 7 методов для управления государственным долгом.
Методы управления государственным долгом.
1 новации.
3Аннулирование государственного долга.
6 Унификация долга
5Отсрочка погашения займов.
7Консолидация государственного долга.
2Конверсия государственного долга.
4Реструктуризация долга
Рисунок 2. Методы управления государственным долгом.
Чтобы понимать успешно ли функционируют методы управления государственным долгом нужно понимать, в чём они заключаются и как проявляются в применении к государственному долгу. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Первый метод это новация. Данный метод проявляется в том, что стороны договариваются о замене первоначального обязательства другим обязательством, но лица сделки остаются прежними. Может только поменяться способ исполнения или предмет сделки.
Вторым методом можно выделить конверсию государственного долга.
Конверсия государственных долговых обязательств – это изменение доходности уже размещенных займов. Возможность конверсии должна определяться в условиях выпуска облигаций. Вариант конверсируемых облигаций – облигации с плавающей ставкой дохода, которая обычно привязывается к какому-либо макроэкономическому показателю. Например, квартальная ставка доходности по сберегательным облигациям изменяется в зависимости от изменения доходности государственных краткосрочных бескупонных облигаций.[10]
Третий метод это аннулирование государственного долга. Он проявляется в полном отказе государства по всем его займам. Это может произойти по ряду причин. Одной из этих причин может быть экономическая несостоятельность государства или смене политических сил, которые отказались признавать финансовые обязательства прошлой власти.
Четвёртый метод это реструктуризация государственного долга.
Данный метод проявляется в прекращение прошлых долговых обязательств с заменой новыми долговыми обязательствами. При замене старого обязательства происходит смена условий данной сделки. К примеру, может быть списана часть суммы долга.
Пятый метод это отсрочка погашения займов.
Отсрочка займов проявляется в том, что сроки погашения задолженности смещаются за ранее установленный срок. Это происходит в случае исчерпания источников финансирования и говорит о финансовой неэффективности государства.
Шестой метод унификация государственного долга. Это объединение нескольких прошлых займов в один. Это приводит к сокращению затрат государства на систему государственного кредита.
Седьмой метод это консолидация государственного долга. Он проявляется в том, что происходит изменение условий сделки связанное со сроками. В такой ситуации возможно как увеличение, так и уменьшение срока действия государственных ценных бумаг.
В заключение к методам управления государственным долгом можно сказать если данные методы будут использоваться эффективно и применяться в нужное время, то это улучшит ситуацию в системе государственного кредита во многих странах.
Глава 2. АНАЛИЗ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.
2.1 РФ в роли гаранта, заёмщика и кредитора.
Российская Федерация в кредитных отношениях выступает не только как кредитор и заёмщик, но и гарант. Если страна выступает в роли поручителя по кредиту или, который получили другие лица, то в данной ситуации государство выполняет роль гаранта. В ситуации, когда государство выдаёт кредит из средств бюджета или из средств фондов (но это бывает гораздо реже), оно является кредитором, а другая сторона экономических отношений является заёмщиком.
В зависимости от характера операций государственные кредитные отношения Российской Федерации проявляются в форме государственного кредита, государственных займов и государственных гарантий. Важно понимать, что государственные гарантии и государственные заимствования это разные экономические понятия.
Государственные гарантии в РФ предоставляются органами всех уровней власти по финансовым обязательствам третьих лиц. В Российской Федерации федеральные органы государственной власти выступаю в качестве гаранта по займам и кредитам, взятым субъектами РФ и органами местного самоуправления.