Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
1.1 Сущность и значение государственного кредита.
1.2 Функции государственного кредита.
1.3 Формы и виды государственного кредита.
1.4 Управление государственным кредитом.
Глава 2. АНАЛИЗ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.
2.1 РФ в роли гаранта, заёмщика и кредитора.
2.4 Проблемы и перспективы развития государственного долга в РФ.
В Российской Федерации внутренний долг чаще всего предстаёт в виде ценных бумаг, которые, в свою очередь, являются гарантией того, что их владелец в обязательном порядке получит свои деньги из государственного бюджета. Данные отношения также являются отношениями кредитор и заёмщик. Кто же в данных отношениях является кредитором, а кто заёмщиком. В данной ситуации заёмщик это государство.
А кредитором может быть: любой гражданин, который приобретает ценные бумаги у государства, юридические лица, которые тоже могут покупать ценные бумаги или финансировать какие либо программы. Так же кредиторами будут являться депозиторы, которые инвестируют свои средства в банк. А управляет им государственный аппарат, он направляет их в оборот или использует для покрытия дефицита государственного бюджета.
Состав внутреннего государственного долга РФ: федеральные долги, долги предприятий и корпораций, финансовую ответственность за которые несет государство, задолженность муниципальных властей перед гражданами и коммунальщиками. Что делает государство, чтобы погасить внутренний долг?
- Финансирование рынка ценных бумаг и способствование его выхода на международный рынок.
- Создание и продвижение программ по привлечению иностранных инвестиций.
- Оптимизация федеральных затрат.
- Долговой оборот — погашение долговых обязательств с целью нового заимствования.
Существуют сотни методов по уменьшению суммы внутреннего госдолга. Но полное его погашение не возможно, так как за счет этого движется поток наличности внутри государства.
Министерство финансов отчиталось о наращивании государственного внутреннего долга России. За год размер долга вырос на 1,146 триллиона рублей или на 18,8 процента: на 1 января 2018 года он достиг 7,247 триллиона рублей. На 1 января 2017 года внутренний долг составлял 6,1 триллиона рублей. Рост долга во многом обусловлен ростом выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) с фиксированной доходностью. Долг по подобным бумагам за год вырос на 59,1 процента. На 24,1 процента выросла задолженность по другому типу ОФЗ — с плавающей ставкой дохода. С помощью размещения государственных облигаций в 2017 году Россия смогла привлечь в бюджет 1,756 триллиона рублей. Расходы на обслуживание госдолга Минфин оценивает в 527 миллиардов рублей. Чистое привлечение средств с учетом погашения текущей задолженности составило 1,123 триллиона рублей, расходы на погашения в 2017 году В бюджете страны на 2018 год верхний предел внутреннего госдолга предусмотрен на уровне в 10,58 триллиона рублей, а 1 января 2018 года он достиг 7,247 триллиона рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2019 года 10501,8млрд руб.
Структура государственного внутреннего долга по видам государственных ценных бумаг на 01.04.2019 года, (%) представлена в следующей диаграмме:
Рисунок 4. Состав внутреннего долга РФ за 2018 год.
Из диаграммы мы видим что структура внутреннего долга весьма разнообразна и состоит из семи пунктов. Первое место занимает ОФЗ с постоянным доходом, а наименьшую долю составляют облигации федерального займа для населения.
Из сказанного выше нужно понимать, что государственный долг также как и внешний, но в меньшей степени оказывает влияние на экономику страны. Но большие задолженности как внутренние, так и внешние имею только отрицательные последствия, и тормозят развитие всей экономики страны. И правительство должно выбирать комплекс мер, который будет удерживать внутренний и внешний долг в минимальных значениях, которые не будут тормозить развитие экономики.
2.4 Проблемы и перспективы развития государственного долга в РФ.
В современных условиях государственный долг рассматривается как инструмент, при помощи которого можно эффективно решать задачи которые стоят перед государством. Для Российской Федерации вопросы, связанные с государственной задолженностью являются не менее актуальными, чем для многих других развитых стран. Долговая политика является одной из стратегических направлений экономической политики, которое формируется в особых социально-экономических условиях и находится под влиянием специфических факторов.
Проблема обслуживания государственного долга – это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Огромное значение повышения эффективной государственной деятельности будет иметь создание «Единой системы управления государственным долгом Российской Федерации». На основе проведения единой долговой политики, единства планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению как внешних, так и внутренних государственных заимствований позволит:
– внести коррективы для того, что бы снизить неблагоприятные воздействия колебания курса иностранной валюты и процентных ставок на финансовых рынках;
– уменьшить бюджетные расходы, предназначенные на обслуживание государственного долга;
– выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами своевременно и в полном объеме.
Эффективная система управления государственным кредитом поднимает авторитет России как экономического игрока на мировом рынке.
Для более эффективной реализации долговой политики необходимо оказать большое воздействие на совершенствование системы долгового управления. Важными элементами данной системы выступают – надлежащий учет и мониторинг государственного долга. Для улучшения системы управления государственным долгом нужно постоянно вносить новые методы, которые позволят правильно реагировать на изменения на финансовом рынке и принимать верные решения.
Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает в себя 3 направления:
1. Формирование бюджетной политики исходя из постановленных целей перед федеральным бюджетом;
2. Осуществление заимствований с учетом платежеспособности и долговой емкости федерального бюджета, проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и минимизацию расходов на обслуживание.
3. Организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом. Управление структурой государственного долга в соответствии с данной стратегией следует осуществлять посредством систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребностям привлечения и способствующих минимизации стоимости государственного долга при заданном уровне рисков.
Из всего сказанного выше нужно сделать вывод, что при правильных действиях со стороны государства у системы государственного кредита есть перспективы для успешного развития, что в свою очередь будет способствовать развитию самой экономики Российской Федерации. Правительство страны должно чётко понимать и ставить правильные цели которые будут только способствовать развитию государственного кредита но не как тормозить его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный кредит стал неотъемлемой частью в современной экономике Российской Федерации, а также и в других развитых странах. Государственный кредит в современной экономической системе является главным методом для борьбы с дефицитом государственного бюджета, также многие страны используют государственный кредит для финансирования экономических и социальных проектов. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Некоторые страны, в том числе и РФ для развития экономики на мировом финансовом рынке выступают в качестве кредиторов, гарантов.
Рассматривая значение государственного кредита нужно помнить, что взятые в долг денежные средства, в дальнейшем требуют возврата. А вернуть их можно либо путём новых займов (что наоборот ухудшит состояние экономики) или увеличением налогов. Но правительство страны должно четко контролировать политику, проводимую в направлении государственного кредита. Если страна слишком часто прибегает к государственному кредиту, это будет являться крахом для экономики и будет понижать роль страны на мировом рынке. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. Но если, же страна будет проводить умеренную политику в отношении государственного долга, то это буде иметь только положительное влияние на экономику и не тормозить её развитие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1https://ru.wikipedia.org/wiki/ [электронный ресурс] (дата обращения 01.05.19)
2. На 2018 кому и сколько должна страна. https://promdevelop.ru/vneshnij-dolg-rossii-na-2018-god-komu-skolko-dolzhna-strana/ [электронный ресурс] (дата обращения 01.05.19)
3.https://ria.ru/20190121/1549681365.htm l[электронный ресурс] (дата обращения 05.05.19)
4.Что такое демпинг http://investorschool.ru/chto-takoe-demping [электронный ресурс] (дата обращения 05.05.19)
5.Финансовы форум государственного кредита - классификация https://all-sci.net/uchebnik-finansi/formyi-gosudarstvennogo-kredita-klassifikatsii.html [электронный ресурс] (дата обращения 06.05.19)
6. Деньги. Кредит. Банки : учебник / авт.-сост. Ю. М. Склярова, И. Ю. Скляров, Т. Г. Гурнович и др. ; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2013. – 312 с.
7Макарова, Л.А. Финансы и кредит: учебное пособие / Л.А. Макарова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 120 с 8 Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит чебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.
9.https://uchebnik.online/finansyi-kredit-dengi/formyi-gosudarstvennogo-kredita-53670.html [электронный ресурс] (дата обращения 07.05.19)
10. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе
11.https://economics.studio/finansistam/formyi-gosudarstvennogo-kredita-67440.html [электронный ресурс] (дата обращения08.05.19)
12.http://www.deepfinance.ru/finances-4894-1.html [электронный ресурс] (дата обращения 08.05.19)
13."Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) Статья 122. Внешние долговые требования Российской Федерации
14. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) Статья 115. Государственные и муниципальные гарантии.
15.https://lenta.ru/news/2018/01/23/kpacuvo/[электронныйресурс](дата обращения 09.05.19)
16.Внутренний госдолг России в 2019 https://www.pnp.ru/economics/vnutrenniy-gosdolg-rossii-v-2019-godu-ne-prevysit-116-trilliona-rubley.html[электронный ресурс] (дата обращения 10.05.19)
17.https://www.kredito24.ru/content/gosudarstvennyi-vnutrenniy-dolg/[электронный ресурс](дата обращения 10.05.19)
18.http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/[электронный ресурс](дата обращения 11.05.19)
19.https://www.rbc.ru/economics/22/01/2018/5a664ffa9a7947a2ecfc115 [электронный ресурс](дата обращения 11.05.19)
20.Гладковская Е. Н. Финансы: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.; - Питер, 2012.-320с
21. Е. Н. Финансы и кредит : Учебное пособие для студентов.- Литагент «Ай Пи Эр Медиа. 2006.-97с
-
Финансы и кредит. Учебное пособие Полякова Елена Валерьевна. ↑
-
Учебник «Финансы и Кредит» А.А. Голубева и Н.П. Гаврилова. ↑
-
«Деньги. Кредит. Банки» Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Ю. М. Скляровой. ↑
-
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) Статья 6. ↑
-
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе ↑
-
? https://uchebnik.online/finansyi-kredit-dengi/formyi-gosudarstvennogo-kredita-53670.html [электронный ресурс] (дата обращения 07.05.19) ↑
-
Гладковская Е. Н. «Финансы» Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.- Питер, 2012 ↑
-
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе ↑
-
Гладковская Е. Н. «Финансы» Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.- Питер, 2012 ↑
-
« Финансы и кредит» Санкт –Петербург 2006 А.А. Голубев. Н.П. Гаврилов. ↑
-
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) Статья 115. Государственные и муниципальные гарантии. ↑
-
."Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) Статья 122. Внешние долговые требования Российской Федерации ↑
-
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) БК РФ Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе. ↑
-
http://investorschool.ru/chto-takoe-demping [электронный ресурс] (дата обращения 05.05.19) ↑