Файл: Государственный кредит..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От имени РФ государственные гарантии даёт Правительство Российской Федерации. На переговорах Правительство РФ представляет Минфин или другой уполномоченный орган. Они заключают соглашения от имени Правительства РФ. В каждом случае применения государственных гарантий принимается постановление, в котором Минфин заключает с эмитентом или кредитором соглашение. Оно содержит детальные условия сделки, источник и порядок погашения займа и выплаты дохода по кредиту. Предоставление государственных гарантий ведёт к образованию государственного долга. Но если даже заёмщик будет исправно выполнять свои обязательства, то государство, которое исполняет роль гаранта всё равно буде нести реальные расходы. Расходами будут денежные средства, направленные на оформление гарантий и формирования резервов для обеспечения гарантий. Если же заёмщик не может вернуть займ то государство, выполняя роль гаранта, возвращает денежные средства за него. В Российской Федерации использование гарантированных займов является обычной практикой.

Бюджетный кодекс РФ определяет государственную гарантию
как возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.[11]

Из статьи 115 Бюджетного кодекса РФ мы понимаем что, государство в роли гаранта само не становиться заёмщиком, а при определённых обстоятельствах должно будет выполнить обязательства заёмщика. Вышесказанное означает, что государственные заимствования и государственные гарантии –совершенно разные экономические явления.

Россия сейчас выступает не только в роли заёмщика, но и кредитора. В результате длительных экономических процессов наша страна для многих развивающихся и постсоциалистических стран выполняет роль кредитора. А для многих стран с хорошо развитой рыночной экономикой РФ является заёмщиком. Необходимость некоторых стран брать кредиты у РФ объясняется невозможностью своей экономики покрыть растущие расходы своей страны. Вот как роль РФ в качестве кредитора описывает одна из статей Бюджетного кодекса РФ.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства.[12]


В экономике Российской Федерации все три функции, такие как гарант, заёмщик и кредитор играют значительную роль для успешного развития экономики страны. Роль гаранта в РФ показывает, что экономика развивается стабильно и вызывает доверие у других стран для совершения финансовых сделок.

2.2 Внешний долг РФ.

Для того чтобы понимать какую роль играет в нашей стране и какое он оказывает влияние на нашу экономику нужно чётко понимать что такое внешний долг РФ и из чего состоит и какова его динамика в настоящее время. Принятый в 1992году закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний. Рассмотрим с начала внешний долг Российской Федерации.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);[13]

Важно понимать какие финансовые обязательства относят к внешнему долгу РФ они и будут составлять внешний государственный долг. К ним относятся финансовые обязательства Центрального Банка Российской Федерации, органов федеральной власти. Так же к ним нужно отнести финансовые обязательства федеративных субъектов страны. При анализе государственного внешнего долга важно рассматривать и историю формирования долга это даёт возможность провести анализ колебаний происходящих с течением времени. Это даёт возможность учитывать прошлый опыт с государственным внешним долгом и вносить определённые изменения в экономику страны на данное время.

Рассмотрим государственный внешний долг за последние несколько лет, и рассмотреть динамику его изменений за эти годы. Также важно понимать, что на современное состояние государственного внешнего долга повлияла и история нашей страны. Так в 1991 году, когда произошёл распад Союза Советских Социалистических республик, Российская Федерация и приобрела большую часть внешнего долга. Это произошло из-за того что РФ, как преемница, взяла все долговые обязательства стран которые были в составе СССР. Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат. В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть. Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.


Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов, инициатором создания, которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году, когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже. С 1956 по май 2014 года в рамках Парижского клуба было достигнуто более 430 соглашений с 90 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила более 583 млрд. долларов США.

Главная задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время, — реструктуризация задолженности развивающихся стран. Несмотря на то, что Парижский клуб не имеет строго формализованного статуса, то есть является неформальной организацией, его деятельность базируется на определённых правилах и принципах.

Лондонский клуб — это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами.

Деятельность Лондонского клуба похожа по целям на деятельность Парижского клуба. Отличие состоит в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторы в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время как Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. Членами Лондонского клуба являются около 1000 банков из разных стран.

Отличие Парижского клуба от Лондонского клуба состоит в том, что он занимается урегулированием государственного долга стран-заёмщиков перед странами-кредиторами, в то время как Лондонский клуб рассматривает вопросы урегулирования долга перед частными банками-кредиторами. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе её погашения.

К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5трлн. $. В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия. Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего долг стал достаточно быстро сокращаться из-за санкций. В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля. Летом 2017 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн. $ Боснии и Герцеговине.


Внешний долг России в 2018 состоит из следующих категорий:

  • Внешний госдолг;
  • Обязательств перед участниками Парижского клуба;
  • Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
  • Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
  • Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
  • Обязательства перед финансовыми международными организациями;
  • Погашение по еврооблигационным кредитам;
  • Облигационные ссуды;
  • Выплаты по ОВГВЗ.

Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги — еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты. 8 августа 2017 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине. За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 млрд долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности таким странам как Куба, Ирак, Монголия, Афганистан, КНДР, Сирия и Вьетнам. Точные данные о списании долгов Россией за последние 10 лет приведены в следующем графике. Величина списанной задолженности измеряется в миллиардах долларов.

Рисунок 3. Списанные Россией долги за последние 10 лет

Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.

Внешний долг России по состоянию на 1 января 2019 года достиг отметки в 453,7 миллиарда долларов, снизившись за минувший год более чем на 12 процентов — 64,4 миллиарда долларов. Об этом сообщается на сайте Центробанка.

Отмечается, что внешние обязательства сократились во всех институциональных секторах. Основного снижения госдолга удалось достичь благодаря сокращению обязательств прочих секторов, которое составило свыше 32 миллиардов долларов. Около 56 миллиардов долларов из общего объема долга приходятся на долю правительства и ЦБ, 398 миллиардов составляют долги компаний, домохозяйств и банков. При этом более половины обязательств приходится на частный сектор. Более четверти внешнего долга составляют обязательства в рублях.

Как следует из данных Центробанка, это минимальный показатель внешнего долга с апреля 2009 года. Максимального значения объем внешних обязательств достиг в середине 2014-го — 733 миллиарда долларов.

В итоге получается, что экономика Российской Федерации перешла границы по росту внешнего долга и поэтому надо направить все силы на выработку идей


выхода экономики нашей страны из долговой ямы. Такие большие долги могут поставить под сомнения положительное развитие экономики РФ в ближайшие годы. Также такая крупная задолженность подрывает авторитет экономики РФ как игрока на мировом экономическом рынке. Для успешного функционирования экономики правительство должно решать вопрос с внешним долгом, чтобы все полученные страной доходы шли на её развитие, а не на погашение государственного внешнего долга. Для этого стране нужно поднять долю накопления в ВВП. Так же стимулировать потребительский спрос, но его увеличение должно происходить за счёт отечественного производства, а не импортных товаров. Ещё одним методом борьбы с внешним долгом может быть защита внутреннего рынка от демпинга низкокачественных товаров.

Понятие демпинг (с английского «to dump» — сбрасывать, сваливать, хлам) означает установление цен на товары заведомо ниже рыночной. Это понятие вошло в практику в начале прошлого столетия. Демпинг как прием используется в первую очередь в конкурентной среде. Обращаем внимание, что «сбрасывают» вовсе не устаревший и некачественный товар. Демпинг — популярный инструмент компаний и целых стран, когда продавать товары и услуги по цене ниже себестоимости становится выгодно.[14]

2.3 Внутренний долг РФ.

Внутренний долг государства не стоит путать с внешним. Последний формируется за счёт заимствований из-за рубежа. Государственный внутренний долг — это совокупность финансово-кредитных операций по перемещению денежных средств из казны и обратно. Механизм образования внутреннего госдолга в разных странах может несколько отличаться от того, как это происходит в нашей стране. Государственный внутренний долг оказывает также значительное воздействие на внутреннюю экономику нашей страны. Важно понимать, что представляет из себя данный вид долга, как им управлять и какими должны быть действия правительства внутри страны, чтобы избегать больших финансовых задолженностей как внутри страны, так и за её пределами.

Рассмотрим сущность внутреннего государственного долга. Сущность государственного внутреннего долга в РФ — долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами. Для чего это нужно? Внутренний долг в какой-то степени обеспечивает движение наличных денег во внутренней экономике страны. Также за счёт внутреннего долга проще покрыть дефицит бюджета, нежели прибегая к заимствованиям из-за рубежа.