Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
1.1 Сущность и значение государственного кредита.
1.2 Функции государственного кредита.
1.3 Формы и виды государственного кредита.
1.4 Управление государственным кредитом.
Глава 2. АНАЛИЗ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.
2.1 РФ в роли гаранта, заёмщика и кредитора.
2.4 Проблемы и перспективы развития государственного долга в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема актуальна для любого периода в экономике. Государственный кредит оказывает, и будет оказывать влияние на экономическую ситуацию в любой стране. Каждая страна в своей экономике постоянно прибегает к государственному кредиту.
Причины для государственного кредита у каждой страны могут быть абсолютно разными и совсем не похожими друг на друга. Для одной страны это может быть начавшаяся война, а для другой это может быть очередной экономический кризис и для выхода, из которого стране необходим такой кредит. Государственный кредит играет огромную роль в экономике страны и всего мира в целом. Многие ученые прошлого и настоящего посвятили большое количество свои трудов и научных работ на изучение государственного кредита. В своих работах они рассматривают следующие вопросы.
-Понятие государственный кредит.
-Функции государственного кредита.
-Значение и влияние государственного кредита на экономику той или иной страны.
-Управление государственным кредитов.
И многие другие вопросы, возникающие при исследовании данной темы. Поэтому данная тема, никогда не потеряет своего интереса. В экономике нашей страны государственный кредит то же играет очень важную роль. Россия неоднократно прибегала к государственному кредиту. Но для и чего и зачем и какое влияние государственный кредит оказал на экономику России?
Целью курсовой работы является понимание роли государственного кредита в современном мире и в экономике России.
Глава 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
1.1 Сущность и значение государственного кредита.
Для того чтобы понять значение государственного кредита нужно для начала дать определение самому понятию государственный кредит. В литературе встречается множество различных определений.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. [1]
Государственный кредит – это денежный фонд, который создается путем привлечения государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на принципах возвратности, срочности и платности. [2]
Государственный кредит — здесь заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические или физические лица. Из этих определений мы можем вывести общее определение для государственного кредита.[3]
Общее определение государственного кредита.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством и другими экономическими субъектами, при которых государство является заёмщиком, а также кредитором или гарантом. С понятием государственного кредита всё понятно. Как понять когда государство является заёмщиком, а когда гарантом или кредитором?
Если государство само одалживает денежные средства, то оно выступает в роли заёмщика. Операции, когда государство является кредитором, т. е. предоставляет денежные средства физическим или юридическим лицам гораздо ниже. Если же государство несёт ответственность за погашение займов, взятых физическими или юридическими лицами, то тут государство является гарантом.
В современной экономике встречаются два определения государственный кредит и частный кредит. Рассмотрим отличие государственного кредита от частного. Современная экономика нашей станы и других стан доказывает нам, что эти два понятия нельзя сравнивать между собой, так как они имеют абсолютно разное значение и применение. В качестве отличий можно привести несколько пунктов.
Первым пунктом отличия можно привести то, что участники государственного и частного кредита отличаются. Вторым отличием может служить то, что в государственном кредите роль заёмщика принадлежит государству, а не физическому или юридическому лицу. Можно выделить ещё одно отличие государственного кредита это то, что его отличают более низкие ставки процента по данному кредиту, обусловленные социально-экономической значимостью данного кредита. Из этого мы можем сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного участниками сделки, разными условиями кредитования и предоставления денежных средств на разных условиях. Если государственный кредит так сложен в своём использовании и у него столько отличий от частного кредита, почему тогда так много стран и в том числе наша страна прибегает к его использованию?
Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных денежных средств для государства и покрытия дефицита бюджета несет менее негативные последствия чем, например, эмиссией денег. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения спроса и количества денег в обращении. Из всего сказанного выше мы делаем вывод, что государственный кредит играет огромную роль и имеет влияние на политику страны, в которой он используется. Но чтобы понять, как государственный кредит воздействует на экономику страны нужно разобраться с его функциями и их значением.
1.2 Функции государственного кредита.
У государственного кредита существует три основные функции такие как: распределительная, регулирующая, контрольная.
Функции государственного кредита.
Распределительная.
Контрольная функция.
Регулирующая функция.
Рисунок 1. Функции государственного кредита
Распределительная функция.
Эта функция проявляется в создании денежного фонда государства или его использованием с применением принципов срочности, возвратности и платности. Государство выполняет роль заёмщика денежных средств для обеспечения притока новых денежных средств для покрытия своих расходов. В большинстве промышленно развитых стран государственный кредит является одним из основных источников для покрытия бюджетного дефицита страны.
В настоящее, время приток денежных средств от государственных кредитов стоит на втором месте после притока денежных средств за счёт налоговых поступлений. Данную закономерность можно объяснить более быстрым увеличением расходов бюджета государства над медленным увеличение поступлений за счёт налогов.
Распределительная функция государственного кредита имеет положительный эффект. Он проявляется в том, что с его помощь налоговое бремя распределяется более равномерно по времени. Ведь налоги один из основных источников покрытия расходов, связанных с обслуживание государственного долга. Равномерное распределение налогов делает покрытие государственного долга менее чувствительным для населения страны, а размещение новых государственных займов для ликвидации прошлой задолженности называется рефинансированием государственного долга.
Но большое количество государственных займов ведёт к усилению тяжести налогового бремени. Чем больше государственный долг, тем выше количество денежных средств, направляемая на его покрытие.
Регулирующая функция.
Государство, находясь в кредитных отношениях, оказывает воздействие на денежное обращение, которое происходит в стране, изменение процентной ставки на рынке денег, на занятость и производство. Государство осознано использует государственный кредит в качестве метода воздействия на экономику с целью её регулирования. Так государство может проводить политику нужную стране. Государство регулирует обращение денег в стране с помощью новых размещённых займов для инвесторов. Государство мобилизует денежные средства юридических и физических лиц с цель уменьшения платёжеспособного спроса. Государство как заёмщик увеличивает спрос на заёмные средства, это приводит к росту цен на кредит. Дорогая цена вынуждает бизнесменов сократить свои инвестиции в сфере производства, но это призывает к накоплению денежных средств в виде приобретения ценных бумаг государства. Данный процесс не оказывает отрицательного действия до определенного момента. Если в стране есть в достаточной степени свободные денежные средства, то данный процесс не окажет отрицательного воздействия.
Только после этого государственная активность на рынке финансов проявится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста. Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары, произведённые в стране за счет позаимствованных за границей средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция.
Контрольная функция государственного кредита имеет свои особенности.
1) связаны с деятельностью государства и денежными фондами.
2)включает движение денежных средств в двустороннем порядке, поскольку включает в себя возвратность и возмездность получения средств.
3)исполняется и финансовыми структурами государства и кредитными институтами.
В итоге можно сказать, что благодаря функциям государственного кредита экономика страны функционирует гораздо лучше. Данные функции обеспечивают регулирование денежного обращении в стране и гарантируют контроль за использованием денежных средств.
1.3 Формы и виды государственного кредита.
Выделяют внутренний и внешний государственный кредит.
Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).[4]
Внутренний долг – это обязательства, возникающие в российской валюте, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) [5]
Внутренний проявляется в следующих видах: обращение части из вкладов граждан в государственные займы, т. е. сберегательные учреждения предоставляют государству кредит за счёт денежных средств клиентов. В данном виде кредита есть особенность. Она проявляется в том, что сберегательные учреждения ведут себя как посредники, они действуют без ведома владельцев вкладов, которыми они пользуются. Сберегательные учреждения проводят покупку государственных ценных бумаг и продают их населению.
Также происходит заимствование денежных средств общегосударственного ссудного фонда. В данном случае государство в лице правительства одалживает у ЦБ денежные средства для погашения бюджетного дефицита и возмещения долга, который образовался в прошлые годы. Ещё существуют казначейские ссуды, т. е. происходит оказание финансовой помощи за счёт средств бюджета на условиях срочности, возвратности и платности.
Для государственных займов характерно то, что свободные денежные средства населения, предприятия привлекаются для финансирования общегосударственных потребностей через выпуск и дальнейшую реализацию ценных бумаг государства. Также существуют и гарантированные займы, это когда государство гарантирует погашение займа, который выпустили региональные органы власти или отдельные хозяйственные субъекты. И государство гарантирует выплаты процента по ним.
Формы государственных займов классифицируются по следующим основным признакам: праву эмиссии, месту размещения, субъектам заемных отношений, форме юридического оформления займа, по виду выплаты дохода по займу, сроку погашения, условиям погашения, методам размещения и наличию гарантий.
Выделяют следующую классификацию государственных займов.
1. По субъектам заёмных отношений выделяют следующие виды займов:
А) Займы, размещённые центральными органами управления;
Б) Займы, размещаемые территориальными органами управления.
2 В зависимости от обращения на рынке выделяют:
А)рыночные;
нерыночные.
Рыночные — свободно покупаются, продаются и являются основными при финансировании бюджетного дефицита.
Нерыночные — не могут свободно покупаться и продаваться, на рынке ценных бумаг не обращаются, выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов.