Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Теоретико-методические основы изучения мотивации труда ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– высокая текучесть кадров;

– высокая конфликтность;

– низкий уровень трудовой дисциплины;

– некачественный труд;

– низкая эффективность воздействия руководителей на подчинённых;

– низкий уровень межличностных коммуникаций;

– сбои в производственном процессе;

– неудовлетворённость сотрудников работой;

– низкий профессиональный уровень персонала;

– безынициативность сотрудников;

– негативная оценка персоналом деятельности руководства;

– неудовлетворительный морально психологический климат;

– нежелание сотрудников повышать свою квалификацию.

Причём анализ перечисленных негативных последствий низкого уровня трудовой мотивации персонала показывает, что большая их часть формируется под влиянием социально-психологических и административных аспектов мотивационного состояния организации.

Данные проблемы, таким образом, становятся следствием недостаточного внимания к социально-психологическим методам управления трудовой мотивацией. В свою очередь, проблемы, свидетельствующие о низкой трудовой мотивации в организации, напрямую влияют на уровень удовлетворённости трудом персонала, что сказывается как на индивидуальной эффективности сотрудников, так и на общей эффективности функционирования организации [8].

В целях контроля ситуации в рамках трудовой деятельности необходимо своевременно и качественно проводить анализ системы мотивации персонала предприятия. Периодический анализ удовлетворённости трудом персонала предприятия помогает выявить «слабые звенья» в структуре управления, ввести дополнительные стимулы, позволяющие устранить или компенсировать не удовлетворяющие персонал факторы труда.

Оценка системы мотивации персонала предприятия является необходимым средством выявления несоответствий между ожиданиями относительно мотивационной политики и сложившейся в конкретном подразделении или организации в целом ситуации, свидетельствующей о реальном уровне мотивационного состояния, общей удовлетворённости трудом и лояльности сотрудников к своей компании.

Считается не корректным в оценке мотивации персонала организации оценивать всех сотрудников при помощи идентичных показателей. Здесь необходим индивидуальный подход и к оценке, и к анализу полученных результатов, и к внедрению или усовершенствованию материальных и нематериальных стимулов. Различия в оценке мотивации зависят от следующих признаков: гендерный признак; возраст сотрудника; профессия; территориальный [23].


Исследователи проблемы оценки системы мотивации персонала в целом и её эффективности в частности рассматривают две группы показателей: количественные и качественные (таблица 2).

Таблица 2 – Показатели эффективности системы мотивации

Группа

показателей

Характеристика

Методики оценки системы мотивации

Количественные

показатели

Диагностика экономической эффективности стимулирования трудовых ресурсов, показывает, в какой мере затраты на материальное и моральное стимулирование работников оправданы. Данный показатель можно рассчитывать за разные периоды: месяц, квартал, год, а также на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Измерение различных производственных результатов: прирост продукции, себестоимость, объём реализации продукции.

Качественные

показатели

Одним из наиболее эффективных способов получения качественных оценок стимулирования трудовых ресурсов является проведение на предприятии социологических исследований, которые представляют собой анкеты удовлетворённости сотрудников:

– характером и условиями работы,

– уровнем заработной платы,

– применяемыми формами стимулирования.

Проведение опросов, интервью, психологических тестов, проективных методик, наблюдений.

Проанализируем подробнее каждую группу показателей.

Оценка мотивации персонала может производиться с помощью измерений количественных результатов, связанных с производительностью труда конкретного сотрудника, подразделения или организации в целом. Безусловно, для разных отраслей и категорий персонала показатели эффективности стимулирования трудовых ресурсов будут отличаться. Так, например, для сотрудников отдела продаж сравниваются объёмы реализации продукции или услуг, в то время как для работников бухгалтерии этот показатель неприемлем, поскольку данное подразделение на предприятии выполняет обеспечивающую функцию.

Оценка мотивации персонала также производится в качественных показателях. Опросы применяются для оценки степени удовлетворённости персонала, выявления отношения коллектива к их непосредственному руководителю или отношение работников к пропагандируемым в компании корпоративным ценностям. Формы опросов могут быть различными: интервью, анкета. Как правило, испытуемому предлагается выбрать и оценить из предложенного перечня мотивов, интересов, потребностей те, которые наиболее точно его описывают, задаются прямые вопросы о том, насколько сотруднику нравится сама работа, её условия, отношения в коллективе, стиль руководства.


Кроме различных опросов для анализа и оценки системы мотивации используются психологические тесты. Тест-опросник содержит серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. Тест-задание это особого рода испытание, по итогам выполнения которого определяют наличие или отсутствие и степень развития характерологических черт, свойств личности [19].

Не менее важны для эффективной оценки системы мотивации проективные методики. Основной акцент делается на диагностику скрытой мотивации сотрудника, причём скрытой, в том числе, и для самого сотрудника. Зачастую проективные методы включают комбинации всевозможных методов – ситуаций, конкретных заданий, интервью, включающих вопросы на первый взгляд не имеющие отношения к респонденту. Предполагается, что испытуемый выделяет ключевые для него показатели.

Интервью при оценке мотивации персонала обычно осуществляются в целях конкретизации полученной информации или в целях формирования более детального представления об объекте исследования, получения дополнительной информации «из первых рук».

Кроме того, к методам исследования системы мотивации персонала можно отнести наблюдение, объектами которого могут быть, например, состояние рабочих мест и мест отдыха, технологическое оборудование, поведение сотрудников, трудовой процесс. Причём результатом применения метода наблюдения могут стать как качественные (условия труда, соответствие трудового поведения требованиям предприятия), так и количественные (время затрачиваемое сотрудниками на выполнение определённых операций) показатели.

Таким образом, система мотивации персонала – упорядоченная совокупность элементов, определяющих, регулирующих и направляющих трудовую жизнь персонала организации – представляет собой открытую подсистему более масштабной системы управления персоналом.

Совершенствованию системы мотивации персонала должна предшествовать её оценка, которая в большинстве случаев осуществляется по количественным и качественным показателям. Соответственно могут быть выделены и две группы методов оценки. Безусловно, для разных отраслей и категорий персонала показатели оценки системы мотивации будут иметь некоторые отличительные особенности [3].


Глава 2 Анализ управления мотивацией труда в организации на примере ООО «АкваХит Плюс»

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

ООО «АкваХит Плюс» действует с 30 ноября 2016 года. Основным видом деятельности компании является оптово-розничная торговля инженерным оборудованием для систем отопления и водоснабжения. Также компания осуществляет монтаж квартирных приборов учета тепла.

Полное фирменное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «АкваХит Плюс», сокращённое наименование организации: ООО «АкваХит Плюс».

ООО «АкваХит Плюс» в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», иными законодательствами и действующим Уставом. «АкваХит Плюс» осуществляет свою деятельность на принципах полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, исходя из конъюнктуры и спроса на рынке.

Предприятие является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом и ответчиком в суде.

Предприятие имеет самостоятельный баланс и вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами.

Согласно Уставу основным видом деятельности предприятия является оптово-розничная торговля инженерным оборудованием.

В связи с тем, что 10 августа 2018 года вступили изменения в Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Оперативно реагируя на конъюнктуру рынка, «АкваХит Плюс» предлагает в продажу и монтаж квартирных приборов учета тепла, а также монтажного оборудования.


К основным достижениям «АкваХит Плюс» можно отнести поставку инженерного оборудования для систем отопления и водоснабжения от производителя. Собственный склад, расположенный в Одинцовском районе Московской области, отгружает большие объем продукции ежедневно. Склад оснащен новым техническим обнародованием, которое позволяет своевременно оповещать о наличии того или иного товара на складе главный офис.

Так как рынок инженерного оборудования в России широко развит, АкваХит Плюс имеет достаточное количество конкурентов. Основные конкуренты предприятия представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Конкуренты ООО «АкваХит Плюс»

Наименование

организации

Основная

деятельность

Место нахождения

предприятия

OOO Лунда

Отопление водоснабжение водоотведение

г. Москва, Саввинская набережная, д. 15

ООО САНТЕХ ПРО

разработчик и производитель инженерных систем SANEXT для отопления, водоснабжения и теплых полов

г. Санкт-Петербург, ул. Трефолева д.2

ООО ВОДНАЯ ТЕХНИКА

водная техника

МО, г. Одинцово, ул. Транспортная, д. 2"Б"

ООО «Теплоком-Сервис Москва»

Производство и поставки энергосберегающего оборудования

г. Москва, Варшавское шоссе, д. 125Д, корпус 1, офис 317

2.2 Анализ основных социально-экономических и трудовых показателей

Для дальнейшего анализа мотивации труда на предприятии необходимо изучить основные финансовые показатели компании (таблица 4).

Таблица 4 – Анализ основных экономические показателей предприятия

Наименование

показателя

2016,

тыс. руб.

2017,

тыс. руб.

2018,

тыс. руб.

Абсолютное отклонение 2018 от 2016

Темп роста

2018 к 2016,

%

Выручка

1 525 384

1 753 324

1 930 225

404 841

126,5403

Себестоимость продаж

1 032 263

1 239 896

1 162 008

129 745

112,569

Валовая прибыль

(убыток)

493 121

513 428

768 217

275 096

155,7867

Коммерческие расходы

225 393

192 452

344 093

118 700

152,6636

Управленческие расходы

57 861

80 107

128 054

70 193

221,3131

Прибыль (убыток) от продаж

209 867

240 869

296 07

86 203

141,0751

Проценты к получению

373

29

21 278

20 905

5704,558

Проценты к уплате

27 989

44 773

49 234

21 245

175,9048

Прочие доходы

200 093

233 143

77 265

-122 828

38,61454

Прочие расходы

276 536

256 492

97 778

-178 758

35,35815

Прибыль (убыток) до налогообложения

105 808

172 776

247 601

141 793

234,0097