Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования стресса в психологии
1.1 Понятие и сущность стресса как формы эмоционального состояния
1.2 Методики изучения уровней переживания стресса
Глава 2. Сравнительный анализ диагностических методик изучения уровня стресса
2.1 Организация и проведение исследования
Психодиагностические методики классифицируются на базе методического принципа, лежащего в основе данной методологии, на основании этого факта выделяют формализованные и малоформализованные методики психодиагностики.
Формализованными методиками психодиагностики стрессовых состояний являются: опросники эмоционального состояния, психофизиологические методики. Они характеризуются строгой регламентаций проведения исследования, объективизацией способа диагностики, стандартизацией обработки результатов исследования, надёжностью и валидностью. Данные методики дают возможность в сжатые сроки получить валидную информацию, которая позволяет качественно и количественно анализировать состояние испытуемых. Рассмотрим некоторые их представленных формализованных методик.[10]
Опросники эмоционального состояния являются методикой, в которой задания представлены в виде утверждений или вопросов, позволяющих получить информацию о состоянии испытуемого с его слов. Опросники входят в число наиболее распространённых и используемых инструментов диагностики психофизиологического стресса, в них нет правильных или неправильных ответов, они выражают лишь степень согласия испытуемого с утверждением.
Психофизиологические методики позволяют диагностировать физиологические особенности человека, которые обусловлены свойствами его вегетативной нервной системы. Психофизиологические методики в момент своего зарождения являлись аппаратными методами диагностики, но в настоящее время появились бланковые методики, которые могут проводится без участия аппаратурных средств.
Малоформализованными методиками психодиагностики стрессовых состояний являются: наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности. Данные методики дают ценную информацию о психических процессах, которые слабо поддаются чёткой объективизации. Например, неосознаваемые переживания, субъективные личностные установки или настроение человека. Малоформализованные методики являются очень трудоёмкими и требуют от специалиста, проводящего психодиагностику обширного жизненного и профессионального опыта, а также высокую степень психологической подготовленности.
Метод научного наблюдения является первым методом психодиагностики. Данный метод хоть и является старым, но не теряет своей значимости с протяжением времени, он незаменим везде, где не разработаны стандартизированные процедуры диагностики. Как психодиагностический метод научное наблюдение характеризуется: постановкой проблемы, выбором наблюдаемой ситуации, определением психофизических качеств, которые станут объектом наблюдения и описанной системой фиксации полученных результатов.
Беседа используется для сбора первичных данных с помощью вербальной коммуникации. Данный метод позволяет получить не менее точную информацию, чем научное наблюдение. А также помогает собрать информацию о субъективных состояния, событиях прошлого, устойчивых склонностях или мотивах совершённых поступков.
Анализ продуктов деятельности является количественно-качественной методикой анализа материальных источников, которые помогают оценить психофизиологическое состояние человека. В качестве источников могут использоваться: автобиографии, письма, дневники, видеозаписи, результаты творческой деятельности человека или сведения из средств массовой информации.
В основе данного метода лежит методика получившая название контент-анализ, суть которого заключается в переводе качественной информации в количественную. Контент-анализ основан на принципе подсчёта повторяемости суждений, образов или понятий испытуемого. Анализ продуктов деятельности используется в качестве вспомогательного средства диагностики психофизиологического состояния, с его помощью анализируются речевые конструкции, используемые испытуемым в речи.
Малоформализованные методики психодиагностики нельзя ставить в сравнение, и уж тем более противопоставлять формализованным методиками психодиагностики. Они всегда являются дополнением друг к другу, и помогают сформировать более чёткую и ясную картину психофизиологического стресса испытуемого.[11]
Анализ вышеизложенной информации выстраивает чёткую классификацию методик диагностики психофизиологического стресса, что в дальнейшем поможет облегчить подбор методик для проведения различных научных работ в области исследования и управления стрессом. Также такое разнообразие методик говорит нам о том, что не существует одной единственной и самой лучшей методики, а для более комплексной и точной диагностики стоит использовать в совокупности различные методы диагностики психофизиологического стресса человека.
Таким образом, в заключении теоретической части исследования можем сделать ряд выводов:
1. Перечисленные исследования Ганса Селье внесли серьезный вклад в изучении стресса, однако по-прежнему проблема остается актуальной. При всей значимости работ Селье и других исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с нынешней ситуацией в мире, где стресс стал неотъемлемой частью нашей жизни. Согласно этому, можно сделать вывод, что необходимость проведения крупных исследований в нашей стране и мире и дальнейшего изучения данной проблематики является очень важной задачей для понимания данного защитного механизма.
2. Анализ вышеизложенной информации выстраивает чёткую классификацию методик диагностики психофизиологического стресса, что в дальнейшем поможет облегчить подбор методик для проведения различных научных работ в области исследования и управления стрессом. Также такое разнообразие методик говорит нам о том, что не существует одной единственной и самой лучшей методики, а для более комплексной и точной диагностики стоит использовать в совокупности различные методы диагностики психофизиологического стресса человека.
Глава 2. Сравнительный анализ диагностических методик изучения уровня стресса
2.1 Организация и проведение исследования
В учебной деятельности стрессоустойчивость обучающихся на младших курсах рассматривается преимущественно как комплексное свойство личности, которое, в первую очередь, характеризуется успешной адаптацией к обучению в вузе, которая включает в себя такие личностные факторы, как: низкая тревожность; оптимальный уровень нервно-психического напряжения; высокий уровень работоспособности, адекватная самооценка; эмоциональная устойчивость и другие. Именно наличие этих компонентов в поведенческом рисунке личности способствует формированию у первокурсников позитивного отношения к учебной деятельности в отличных от школьных условий.
В рамках проведенного исследования установлено: у современных студентов университета, испытывающих высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе, на младших курсах наблюдается отрицательная динамика отношения к учебной деятельности. Одной из основных причин такого положения является низкий уровень их стрессоустойчивости.
Нами было проведено исследование оценки психического состояния и уровня стресса. В ходе работы использована шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона – методика, предназначенная для измерения феноменологической структуры переживания, целью которой является измерение стрессовых ощущений.
Опрос прошла одна из групп 1 курса, в составе 25 человек. Полученные результаты были проанализированы, по итогу которых составлена диаграмма (рис.1).
Рис. 1. Шкала оценки психологического стресса PSM-25
Статистические данные диаграммы (рис.1) отражают, что в совокупности процент высокого и среднего уровня стресса в группе значительно превышает значения низкого показателя уровня стресса.
Лемура-Тесье-Филлиона |
||||||||
вытес |
регрес |
замещ |
отриц |
проекция |
компенс |
гип.комп |
рацион |
|
1 |
1 |
8 |
2 |
3 |
6 |
6 |
1 |
5 |
2 |
2 |
0 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
8 |
7 |
3 |
3 |
4 |
4 |
1 |
1 |
5 |
6 |
5 |
5 |
7 |
5 |
3 |
6 |
1 |
5 |
7 |
5 |
3 |
8 |
6 |
1 |
4 |
1 |
7 |
9 |
3 |
4 |
9 |
7 |
7 |
4 |
2 |
7 |
7 |
5 |
5 |
10 |
8 |
3 |
4 |
4 |
6 |
7 |
2 |
2 |
6 |
9 |
2 |
10 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
8 |
10 |
3 |
3 |
0 |
6 |
3 |
1 |
2 |
7 |
11 |
4 |
4 |
1 |
4 |
8 |
5 |
4 |
6 |
12 |
7 |
3 |
0 |
5 |
6 |
3 |
2 |
9 |
13 |
4 |
2 |
0 |
6 |
1 |
3 |
1 |
6 |
14 |
3 |
6 |
1 |
8 |
7 |
7 |
3 |
5 |
15 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
0 |
0 |
5 |
16 |
3 |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
1 |
5 |
17 |
3 |
4 |
3 |
7 |
5 |
3 |
3 |
6 |
18 |
5 |
4 |
2 |
7 |
8 |
8 |
4 |
7 |
19 |
3 |
6 |
4 |
5 |
7 |
3 |
2 |
7 |
20 |
1 |
2 |
0 |
6 |
5 |
1 |
0 |
4 |
21 |
5 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
1 |
7 |
22 |
4 |
2 |
4 |
5 |
9 |
5 |
4 |
5 |
23 |
3 |
3 |
2 |
5 |
10 |
6 |
8 |
11 |
24 |
5 |
2 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
25 |
4 |
3 |
1 |
6 |
5 |
3 |
2 |
7 |
2.2 Результаты проведенного исследования
Результаты исследования свидетельствуют о том, что первокурсники нуждаются в помощи и психологической поддержке со стороны кураторов учебных групп, преподавателей, психологов университета и старшекурсников.
Такая помощь помогает в профилактике стрессовых состояний и преодолении их негативных последствий у обучающихся. Для определения основных направлений формирования стрессоустойчивости студентов были выявлены уровни сформированности у них отношения к учебной деятельности.
Их условно можно разделить на: «позитивное отношение» - положительное ответственное отношение к учебным занятиям, (лекциям, семинарским занятиям), самостоятельной внеаудиторной работе; к учебной информации; выраженные положительные взаимоотношения с преподавателями и однокурсниками.
И, наоборот, равнодушное отношение к учебному процессу и проблемы во взаимодействия с преподавателями и коллегами по учебе. При этом фиксируется отрицательное отношение ко всему, с чем первокурсникам приходиться сталкиваться в процессе обучения.
Как правило, это является следствием того, что вуз выбран не по призванию. «Установлено, что к числу объективных факторов, влияющих на отношение студентов к учебной деятельности, можно отнести: «педагогическое воздействие» (преподаватели, куратор учебной группы); «межличностное взаимодействие» (отношения в коллективе учебной группы, на учебном потоке, факультете и др.); «факторы-стимулы» (система поощрений и наказаний как моральных, так и материальных); рейтинговая система оценки знаний».[12]
К числу «субъективных факторов» можно так же отнести: интерес к выбранной специальности, уровень притязания в учебной деятельности и т.д. Но, в первую очередь, готовность и умение противостоять стрессу, адаптироваться к различным ситуациям в учебной деятельности, а для иногородних студентов и адаптация к самостоятельной жизни вне дома родителей.
Наличие в поведенческом рисунке вышеперечисленных факторов безусловно помогает обучающимся сохранять психологическое равновесие, а это, в свою очередь, улучшает их субъективное отношение к учебной деятельности в целом.[13]
Значимыми психологическими условиями преодоления стресса у первокурсника, на наш взгляд, являются: формирование у них ориентации на поиск оснований для оптимистического прогноза на ближайшее будущее и проактивное предупреждение неудачи; нивелирование проявления ипохондрических симптомов; формирование адекватной самооценки и навыков обучения в вузе; обучение навыкам самостоятельной жизни без опеки и контроля со стороны родителей и близких.
В этой связи психолого-педагогические применение на практике технологий формирования у студентов позитивного отношения к учебной деятельности должны быть не случайными, разовыми, а представлять собой комплексную программу, которая должна включать в себя всю совокупность психологических методов и техник, направленных, на развитие определенных свойств личности будущего врача и, в первую очередь, стрессоустойчивости в когнитивной деятельности.
Результаты PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона лишь подтверждают, что уровень психоэмоционального нарушения организма, который связан со стрессом в современном мире является высоким.
В данной ситуации психологической службе вуза, кураторам групп, которые занимаются воспитательной работой с обучающимися, важно рекомендовать обратить внимание на работу со студентами для формирования среды благоприятной для процесса адаптации к стрессовым условиям и успешной самореализации личности.
Например, можно использовать синергетический подход в организации воспитательного процесса, который подразумевает раскрытие потенциала личности к самоорганизации в условиях нестабильных стрессовых состояний.
И здесь на первое место выступает развитие креативности обучающихся, как способности творчески подходить в работе над собой и творческой самостоятельной организации жизненным пространством. Напоминаем, что творческая активность является очень важным фактором, влияющим на снижение стресса в организме.
Заключение
Перечисленные исследования Ганса Селье внесли серьезный вклад в изучении стресса, однако по-прежнему проблема остается актуальной. При всей значимости работ Селье и других исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с нынешней ситуацией в мире, где стресс стал неотъемлемой частью нашей жизни. Согласно этому, можно сделать вывод, что необходимость проведения крупных исследований в нашей стране и мире и дальнейшего изучения данной проблематики является очень важной задачей для понимания данного защитного механизма.
Анализ изложенной информации выстраивает чёткую классификацию методик диагностики психофизиологического стресса, что в дальнейшем поможет облегчить подбор методик для проведения различных научных работ в области исследования и управления стрессом. Также такое разнообразие методик говорит нам о том, что не существует одной единственной и самой лучшей методики, а для более комплексной и точной диагностики стоит использовать в совокупности различные методы диагностики психофизиологического стресса человека.