Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования стресса в психологии
1.1 Понятие и сущность стресса как формы эмоционального состояния
1.2 Методики изучения уровней переживания стресса
Глава 2. Сравнительный анализ диагностических методик изучения уровня стресса
2.1 Организация и проведение исследования
Введение
Проблема стресса была и остается сегодня по-прежнему одной из наиболее актуальных и интересных тем для исследования.
Актуальность темы связана с нынешней ситуацией в мире, когда нестабильность, перепады в экономике, пандемия, угроза заражения, карантинные меры по самоизоляции, выступают очень серьезным стрессом для общества. Увеличение стресс наполненности жизни скорее всего отразится в увеличении количества обращений к психологам. Стресс – это по своей сути вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
И именно поэтому изучение и понимание того, что происходит с психикой и состоянием человека в таких ситуациях крайне важно как для работы с собой каждому человеку, так и для выстраивания работы специалистам психологам, а также управленцам различных организаций для правильного взаимодействия с сотрудниками.
Объект исследования - стрессоустойчивость студентов ВУЗа.
Предмет исследования – уровень стрессоустойчивости.
Цель исследования - изучить влияния стресса на студентов при поступлении в ВУЗ.
Гипотеза исследования – определяется предположением, что поступление в ВУЗ оказывает значительное влияние на уровень стрессоустойчивости студентов.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы стресса как формы эмоционального состояния;
2. Рассмотреть основные методики изучения уровня переживания стресса;
3. Провести исследования среди студентов;
В основу работы положен анализ научных публикаций, посвященных психологическому стрессу, его разновидностям академическому и экзаменационному стрессу, иерархии эмоционального и информационного факторов в его структуре, а также результатам собственных наблюдений.
В ходе работы использована шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона – методика, предназначенная для измерения феноменологической структуры переживания, целью которой является измерение стрессовых ощущений.
Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования стресса в психологии
1.1 Понятие и сущность стресса как формы эмоционального состояния
Стресс изучается достаточно давно, активно ведутся различные исследования и эксперименты в данной области. Согласно многочисленным исследованиям у современных людей произошло и происходит катастрофическое снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что и вызывает различные болезни стресса, формы стресса, виды стресса.
Многие рассматривают стресс как неотъемлемый «атрибут» современной перенасыщенной эпохи и указывают на необходимость практической ориентированной разработки проблемы защиты от ситуаций стресса.
Поэтому работы Ганса Селье, которые послужили основой в изучении стресса, имеют большое влияние и востребованность. Слово «стресс» происходит от латинского stringere, что значит «натягивать».
Существует множество определений: одни исследователи считают, что стресс может и должен быть определен исходя из субъективных ощущений (из нашего описания самочувствия), другие предполагают, что необходимо объективное определение (по анализу слюны, крови или сердцебиения). Некоторые ученые уверены, что достаточно общего определения (вот есть такое понятие «стресс»), другие подчеркивают, что стресс — феномен многосторонний (имеет множество различных признаков).
Рассмотрим понятие стресс, которое трактовал Ганс Селье, оно звучит следующим образом:
Стресс – «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психической напряженности нервной системы, которое обусловлено выполнением какой-либо деятельности в особенно сложных условиях.[1]
Данная реакция организма имеет большое биологическое значение для личности: она помогает ей оптимально приспособиться к возникшим трудностям, используя имеющиеся ресурсы. Факторы, вызывающие стресс, могут быть как отрицательными, так и положительными. Тяжелое горе или же чрезмерная радость запускают механизмы, называемые стресс-реакции. Данные факторы также имеют свое название – стрессоры.[2]
Чтобы разобраться в данной теме рассмотрим возникновение этого понятия в истории, а именно обратимся к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Впервые термин «стресс» в психологию и физиологию ввел американский психофизиолог Уолтер Кентон в своих трудах, он описывал этот процесс как универсальную реакцию «бежать и бороться».
Позже знаменитый исследователь, канадский физиолог Ганс Селье, в 1936 году опубликовал свою первую работу, но он старался избегать употребления термина «стресс», т.к. тот использовался как обозначение исключительно нервно-психического напряжения. Лишь только в 1946 Ганс Селье начал использовать «стресс» для определения общего адаптационного напряжения. В то же время он выделил две его формы: стресс полезный – эустресс, и вредоносный – дистресс. При всем этом, чаще всего под стрессом понимается именно реакция организма на негативные воздействия внешней среды.[3]
Согласно мнению Селье, стресс может быть полезным, в этом случае он способствует мобилизации защитных сил и возбуждает работу. Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий.[4]
Факторы, которые способствуют переходу стресса в эустресс:
- Положительный эмоциональный фон;
- Одобрение действий индивидуума со стороны социума;
- Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;
- Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз.
При значительной силе отрицательного и негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс.
Этому может благоприятствовать множество факторов субъективного и объективного характера.[5]
Факторы, которые способствуют переходу первичного стресса в дистресс:
- Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности самого организма;
- Долгая продолжительность стрессорного воздействия, которая приводит к истощению адаптационного ресурса;
- Эмоционально-когнитивные факторы: чувство беспомощности, возникшей перед проблемой, негативный прогноз ситуации, недостаток нужной информации и т.д.
Феномен, который Ганс Селье назвал неспецифической реакцией организма на различные воздействия или стресс, представляет собой динамический процесс[6], он имеет ряд последовательных стадий:
1. Реакция тревоги. Эта стадия мобилизует защитные силы организма. В это же время усиливается возбуждение, учащается дыхание, сердцебиение, повышается давление.
Идет осуществление повышенного внимания и контроля над ситуацией. Человек находится в состоянии повышенной напряженности. Большинство стрессов на данной стадии заканчивается, конечно, при том условии, что адаптивная функция выполнена и стрессор перестает действовать.
2. Стадия сопротивления. На данной стадии организм продолжает приспосабливаться к новой ситуации. Тревога, которая была первоначально, практически полностью проходит, повышается уровень сопротивляемости организма, его работоспособность. Человек способен выполнить задачи, раннее не выполнимые, например, не спать всю ночь, поднять тяжелый предмет и т.д.
3. Стадия истощения. Стадия, отражающая длительные последствия интенсивного воздействия стрессоров. При затяжной суггестивности происходит максимальная нагрузка на организм, происходит нарушение психического и физического здоровья.
Общая сопротивляемость организма к болезням снижается, он становится ослабленным и уязвимым. В первую очередь, это связано с тем, что возможности организма не безграничны и при длительном, сильном воздействии истощаются. Стресс является импульсом к возникновению различных болезней у человека, начинаются психосоматические заболевания.[7]
Виды стресса и их характеристика:
- Психологический – представляет собой воздействие различных стимулов на психику человека, имеет индивидуальный характер ответной реакции, трудно предсказуемы, отличаются высокой значимостью для личности, например, эмоциональная опасность, гибель друга, участие в насилии, информационная перегрузка;
- Физиологический – представляет собой воздействие максимальных или минимальных стрессоров, имеет биологическую значимость для организма, характер воздействия стимула происходит непосредственно на организм, причем контактно, например, усиленные физические нагрузки, боль, вибрация, гипоксия, шум, температура воздуха и др.
Негативные последствия стресса, также делятся следующим образом:
- Физиологические – это общее нарушение здоровья, хроническая усталость, боль, дискомфорт, нарушение сна, нарушение функций органов и систем;
- Психологические – снижение самооценки, повышенная конфликтность, неуверенность в себе, снижение памяти, интеллектуальных способностей, нарушение в эмоциональной сфере;
- Поведенческие – нарушение пищевого поведение, курение, употребление алкоголя, нарушение общение и социально взаимодействия, трудности в завершении начатых дел;
Работы Ганса Селье перешли в учение о стрессе, которое в свою очередь интенсивно применяют врачи, биологи, физиологи, психологи, научные работники различных направлений и все, кто интересуется проблемой стресса.[8]
Перечисленные исследования Ганса Селье внесли серьезный вклад в изучении стресса, однако по-прежнему проблема остается актуальной. При всей значимости работ Селье и других исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с нынешней ситуацией в мире, где стресс стал неотъемлемой частью нашей жизни. Согласно этому, можно сделать вывод, что необходимость проведения крупных исследований в нашей стране и мире и дальнейшего изучения данной проблематики является очень важной задачей для понимания данного защитного механизма.
1.2 Методики изучения уровней переживания стресса
Ввиду своей значимости в современном мире, проблема эмоционального стресса является объектом изучения для огромного числа учёных, занятых поиском эффективной терапии. Но эффективная терапия невозможна без эффективных методов диагностики, которые смогут объективно оценить степень выраженности эмоционального стресса.
Существует несколько основных групп методов диагностики психоэмоционального стресса: аппаратные методы, методы психодиагностики.[9]
Перечислим основные методы аппаратной диагностики эмоционального стресса. К ним относятся такие методы как: анализ показателей биоэлектрической активности мозга, анализ показателей вегетативной нервной системы, анализ с помощью методики биологической обратной связи.
Анализ показателей биоэлектрической активности мозга проводится с помощью прямых и непрямых методов регистрации активности отдельных участков головного мозга человека. Методы измерения биоэлектрической активности головного мозга основаны на регистрации изменений ионных токов, которые обеспечивают электрическую связь между нейронами головного мозга. Подавляющая часть данных методов основана на регистрации и измерении внеклеточного напряжения.
К прямым методам измерения биологической активности относятся: измерение активности одиночного нейрона (SUA — Single-Unit Activity), измерение ансамблевой или многоэлементной активности нейронов (MUA — Multi-Unit Activity), измерение потенциалов локального поля (LFP — Local Field Potential) и электрокортикографию (ЭКоГ).
К непрямым методам измерения биологической активности относятся: электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитоэнцефалография (МЭГ) и функциональная магнитно-резонансная томография(фМРТ).
К отдельному классу диагностики эмоционального стресса относятся психодиагностические методики, которые являются специфическими средствами измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей стояния человека.