Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования стресса в психологии
1.1 Понятие и сущность стресса как формы эмоционального состояния
1.2 Методики изучения уровней переживания стресса
Глава 2. Сравнительный анализ диагностических методик изучения уровня стресса
2.1 Организация и проведение исследования
В ходе работы использована шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона – методика, предназначенная для измерения феноменологической структуры переживания, целью которой является измерение стрессовых ощущений.
Для выявления уровня стрессоустойчивости обучающихся были использованы такие методы как: анкетирование, опросник УСК (уровня субъективного контроля) Дж. Роттера (Ju. Rotter), личностный опросник (16PF) Р. Кеттелла (R.Cattell), методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, социометрия Дж. Морено (J.L. Moreno) и тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых.
Опрос прошла одна из групп 1 курса факультета управления, в составе 27 человек. Полученные результаты были проанализированы, по итогу которых составлена диаграмма.
Выявлены основные стресс-факторы у студентов 1 курса факультета управления. Полученные результаты могут быть использованы для оптимизации адаптационного процесса, а также для сохранения психического здоровья студентов при разработке профилактических мер в отношении дезадаптивных, асоциальных форм поведения обучающихся.
Таким образом, стрессоустойчивость обучающихся на младших курсах университета в учебной деятельности является комплексным свойством личности, которое характеризуется необходимым уровнем адаптации студентов к обучению в вузе. Данное качество человека включает в себя такие личностные компоненты, как низкая ситуативная и личностная тревожность, адекватная самооценка, высокий уровень работоспособности, психоэмоциональная устойчивость.
Список использованной литературы
- Акименко, Г.В., Михайлова, Т.М. Индивидуализация обучения в вузе как условие его эффективности: психолого-педагогический аспект // В сборнике: Актуальные вопросы повышения качества непрерывного медицинского образования. Материалы IX Межрегиональной научно- практической конференции с международным участием. 2017. – Изд-во: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Кемерово), 2017. - С. 74-77.
- Аракелов, Г.Г. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г.Г. Аракелов, В.В. Аршинова, Г.Е. Жданова. // Психологическая наука и образование. - 2008. - №2. - С. 52 – 60.
- Барбараш Н. А., Шапошникова В. И. Оцените свое здоровье сами — СПб: Питер. — 2003. — 256 с.
- Зинченко, Е. В. Психологические аспекты стресса: Учебное пособие / Зинченко Е.В. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2017. – 91 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2013. – 583 с.
- Мандель, Б. Р. Психология стресса : учебное пособие / Б. Р. Мандель. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 252 с.
- Мельникова М.Л. Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие / М.Л. Мельникова; науч. ред. Л.А. Максимова. –– Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018.- 112 с.
- Михайлова, Т.М. К вопросу о мотивации ценностного отношения к здоровому образу жизни в рамках изучения курса «Психология» у студентов медицинского вуза // Акименко Г.В., Михайлова Т.М. В книге: Инновационное развитие науки и образования. Монография. - Пенза, 2017.- С. 164-171.
- Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012 – 212 с.
- Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015 – 142 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И.Рогов. — М. — 1995. — 529 с.
- Сапольски Р. Психология стресса. / Р.Сапольски. – СПб.: Питер, 2015 – 480 с.
- Хуторная, М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.Л. Хуторная. – Тамбов, 2007. – 182 с.
- Чурянина Д.А. Подходы к организации воспитательной работы в учебной группе по предупреждению дезадаптации студентов // Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции. Сборник статей по материалам учебнометодической конференции. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. – 2017. – с. 331-332.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с
- Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.
- Selye H. Stress and distress // Compr. Ther. 1975. V. 1. P. 9–13.
- Selye H. Syndrome produced by diverse nocuous agents // Nature. 1936. V. 138. P. 32.