Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие «внешняя среда организации»)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемам внешней среды организации в научном мире уделяется немало внимания, но практически невозможно проанализировать и учесть 100 процентов факторов внешней среды. Менеджеру надо уметь отбирать и учитывать те факторы, которые ключевым образом влияют на организацию, а методы и подходы анализа внутренней и внешней среды соотносить с индивидуальностью и особенностями своей фирмы.

В качестве примера (см. таблицу1) показаны те факторы, которые в значительной мере влияют на эффективное функционирование предприятия МБ – салона красоты «N». 

Таблица 1[40].

Факторы

Вес

Балл

Политические факторы

1

Изменение законодательства в области налогообложения и лицензирования

5

-1

2

Государственный контроль за деятельностью бизнеса

6

-2

Итого:

-17

Экономические факторы

3

Уровень инфляции

8

-2

4

Покупательная способность

7

-1

5

Колебания курса доллара и евро

5

-1

Итого:

-28

Социально-культурные факторы

6

Общественные ценности

4

1

7

Демографические факторы

5

-1

8

Уровень индивидуального дохода

6

1

9

Новинки в области моды

10

2

Итого:

16

Технологические факторы

10

Нововведения

1

1

11

Инновация в области косметологии

5

2

12

Достижения в области химии, медицины и косметологии

3

2

Итого:

17

Рассмотрим компоненты, участвующие в приведенном примере.


К факторам политико-правого воздействия (Р), которые постоянно оказывают влияние на салон красоты, относится изменение законодательства в области налогообложения и лицензирования. Поскольку салоны красоты используют продукцию различных стран, важно, что бы обстановка как в нашей, так и в странах-поставщиках, оставалась благоприятной, а отношения между странами мирными.

Основным экономическим фактором (E) следует отнести покупательскую способность населения и характер распределения их доходов. Все эти факторы сильно влияют на предприятие в отрицательную сторону. Колебания курса доллара и евро относительно рубля впрямую затрагивают интересы салонного бизнеса. Постоянное повышение или понижение курса доллара по отношению к российскому рублю приводит к удорожанию или удешевлению салонного оборудования, мебели, профессиональной косметики, расходных материалов в рублевом эквиваленте, а, значит, салон красоты должен увеличивать или уменьшать цены на свои услуги, чтобы не остаться в накладе (большинство единиц оборудования и материалов поступают из-за рубежа).

Наиболее важными социальные факторы (S) выступает демографический фактор, образ и качество жизни, общественные ценности, уровень индивидуального дохода. Улучшение качества жизни населения влечёт за собой повышение потребления услуг. То же самое можно сказать и о доходе населения. Новинки в области моды, косметологии напрямую «провоцируют» салон красоты на поиск новых идей, моделей причёсок, маникюра, массажа и т.д. Общество пристально следит за законодателями мод и хочет идти с ними в ногу, тем самым ждёт от салонов необходимых действий.

Первостепенными технологическими факторами (T) в рассматриваем примере будут различные нововведения, инновации в области косметологии, за которыми владельцы и управляющие салонов красоты всегда должны следить, иначе можно быстро потерять конкурентные позиции. Технологическая среда обеспечивает появление новых разработок, а значит и расширяет ассортиментный перечень и увеличивает количество конкурентов. Достижения в области химии, медицины и косметологии оказывают прямое воздействие на салонный бизнес. В медицине профессионалы, учёные ищут все новые методы борьбы со старением кожи, волос и т.д. Их идеи находят воплощение в различного рода масках, шампунях, средствах для укладки волос, кремах, которые используются в индустрии красоты и здоровья. Современные женщины, как основные клиенты салонов красоты, не ищут компромиссов, им нужны быстрые и эффективные результаты. Если салон не следит за инновациями, то теряет клиентуру, что в свою очередь ведёт к потере конкурентного преимущества. Адаптировано по: статья в StudFiles[41].


Абакумов В.В., Голубев А.А.[42] отмечают, что «оценка состояния факторов внешней среды позволяет сопоставлять состояние системы управления с изменившейся средой. Есть несколько подходов к этому вопросу. Например, Б. Карлоф предлагает осуществлять такой анализ на базе сценария-описания будущих обстоятельств и основываться на отборе прогнозов и предложений относительно будущих событий». Такой сценарий обычно используется для прогнозирования возможных структурных изменений и вероятных конкурентных ситуаций в конкретной отрасли. Прогнозы и предложения, на которых строится сценарий, должны включать все факторы, относящиеся к будущему данного бизнеса. Одно из главных преимуществ сценария заключается в том, что при обсуждении могут учитываться как крайние, так и наиболее вероятные варианты развития событий, основанные на предложениях и прогнозах, которые стоят за сценарием.

Анализ внешней среды по другим методикам

«Все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития»

К.Мацусита основатель японской компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd

Абакумов В.В., Голубев А.А., Кустарев В.П., Подлесных В.И.[43] [6] знакомят нас с трудами нашего соотечественника в области анализа хозяйственной деятельности предприятий. Анализ внешней среды можно осуществлять на базе методики, предложенной С. Болотовым в виде четырех этапов:

- выбор сферы деятельности, товара или услуги. Определяется торговая ниша. Для этого изучаются объемы продаж и удовлетворенность спроса, определяется емкость рынка, а также возможности вытеснения одним товаром других;

- оценка действий конкурентов. Определяются возможности конкурентов для занятия этой ниши. Для этого изучается работа аналогичных предприятий в области технологии, научных исследований, качества продукции, затрат, способов снабжения и реализации продукции или услуг;

- анализ схемы предпринимательства. На этом этапе определяются требуемые ресурсы и возможности их получения на рынках. Изучается технология производства, возможности и способы обеспечения сырьем, материалами, оборудованием, рабочими помещениями, кадрами, услугами и капиталом;


- анализ общего окружения организации. Определяется значимость для организации внешних факторов косвенного воздействия. При этом выясняется современное состояние по всем составляющим внешней среды, выявляются тенденции изменения этих составляющих, определяется характер перемен и ожиданий по ним.

Надо иметь в виду, что для анализа внешней среды менеджмент, как наука, располагает в своём арсенале рядом методик. Сюда относится также и SNW-анализ, Профиль среды, метод «5х5» и другие.

Интересно рассмотреть эти методы в сравнении – см. Приложение.

Заключение

По сути, анализ внешней и внутренней среды – это выявление слабых и сильных сторон предприятия, а так же внешних угроз и возможностей для развития. Только обладая полной информацией, можно выработать и осуществить эффективные управленческие решения.

Успех организации зависит от внешнего окружения, без которого невозможен жизненный цикл организации. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, их свойства сложны и неопределенны. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможности существования. Эффективный менеджмент подразумевает налаживание такого взаимодействия организации с внешней средой, которое обеспечивало бы достижение поставленных целей и давало организации возможность выживать в долгосрочной перспективе.

В условиях нестабильной и сложной внешней среды необходим постоянный мониторинг этой среды. На основании полученной информации определяются тенденции, приоритеты, прогнозируются возможные ситуации.

Внутренние переменные организации тесно связаны между собой, их можно рассматривать как социотехнические подсистемы. Изменение любой из них влияет на другие. От внутренних переменных зависит внутреннее благополучие организации. Их сбалансированное, правильно выстроенное взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Внутренние переменные в целом контролируемы и регулируемы. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются цели, структура, задачи, технология и персонал.

Внешняя и внутренняя среда предприятия тесно взаимосвязаны. Внешние факторы оказывают всеохватывающее влияния на предприятие, а внутренняя структура постоянно испытывает на себе это влияние.


Только проведя анализ внешней и внутренней среды, и хорошо изучив все факторы и тонкости дела, менеджер может выстроить правильную (конкурентоспособную) стратегию с наименьшими рисками.

Общий вывод: современному предприятию для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития необходим детальный анализ среды окружения, т.е. комплексный анализ внешней и внутренней среды в их взаимосвязи с учетом индивидуальных особенностей предприятия. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

Известный Честер Бернард сказал: «… процесс руководства, даже если свести его к организационной эффективности и к технологиям организационной активности, – это процесс интеграции, процесс создания баланса между локальными и общими факторами, между общими и конкретными требованиями»[44], а анализ тут является мощными необходимым инструментов в руках менеджера.

Список использованных источников

1. Бородай В.А. Основы менеджмента: учебно-методическое пособие / В.А. Бородай [и др.]; под общей ред. Н.А. Красновой. – Нижний Новгород: Научн. обществ. орг. Профессиональная наука, 2019. – С. 161. (с.6)

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. – 4-е из., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ, 2017. – C. 512 (с.10)

3. Драчева Е.Л. Л.И. Менеджмент: учебник / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.: Академия, 2016. – C.34-44.

4. Ружанская Л.Д. Общий менеджмент: учебное пособие / Л.С. Ружанская [и др.]; под ред. Л.Д. Ружанской, И.В. Котляревской. – Екатеринобург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – C.116. (С. 22, 24, 25,

5. Чернышев М.А. Основы менеджмента: учебное пособие / М.А. Чернышев [и др.]; под ред. И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышева. – М.: Изд-во ИТК «Дашков и К», 2006. – C. 272.

Интернет ресурсы:

6. Абакумов В.В., Голубев А.А., Кустарев В.П., Подлесных В.И. и другие. Менеджмент: Учебное пособие [Текст] – СПб.: СПбГУ ИТМО – 2015. URL: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=3&index=27

7. Ковалева Т.В. Изучение факторов внешней и внутренней среды организации // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1293-1296. — URL https://moluch.ru/archive/116/31886/ (дата обращения: 11.01.2020).
8. Михненко П.А., Основы менеджмента: интернет-курс [Текст] – // М: МПФУ «Университет», 2011. URL: e-biblio.ru/book/bib/06_management/osn_manag/osnovi_managment.html#_Toc309910075