Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие «внешняя среда организации»)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многие авторы, например, М.А. Чернышов, И.Ю. Солдатова[14] [5], рассматривают внутреннюю среду организации как совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку, они выделяют две части – ресурсную часть и операционную.

Ресурсная часть организации – те ресурсы, которыми организация располагает для осуществления своей деятельности. Сюда включают: менеджмент как ресурс, определяющий организацию процессов управления (состав менеджеров и их квалификация, методы и технология управления, информация, необходимая для принятия управленческих решений и т. п.); финансы как ресурс, определяющий возможности по закупкам необходимых ресурсов; персонал как трудовой ресурс.

Операционная часть организации – это процессы, связанные с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар, а именно, процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков; процессы проведения научных исследований и разработки новой продукции; процессы поставки производственных ресурсов; процессы производства и процессы сбыта продукции.

Подобный подход позволяет выделить состав объектов управления во внутренней среде организации, но не дает четкого представления о технологии управления. Для этого может быть использовано иное определение внутренней среды. Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Здесь фигурирует множество элементов иного порядка: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет. Адаптировано по: [5]. Эти элементы требуют осмысления.

Производство – ключевое понятие в хозяйственной деятельности предприятия, на любом этапе его жизнедеятельности производство находится в фокусе внимания менеджера .«Одним из путей выхода российских предприятий из кризиса является использование достижений теории и практики современного менеджмента, обеспечение рационального сочетания отечественного и зарубежного опыта в организации, планировании и управлении производством»[15]. Под термином «производство» Чернышов М.А. подразумевает объем, структуру, темпы производства; номенклатуру продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, систему контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническую эффективность мощностей, местонахождение производства и наличие инфраструктуры, экологию производства, контроль качества, издержки, патенты, торговые марки и т. п.


Персонал. Сюда можно отнести потенциал, квалификацию, количественный состав работников, их производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников. «Менеджмент персонала – необходимая процедура, как для любого крупного предприятия, так и для мелких фирм. Большую актуальность менеджмент персонала приобретает в компаниях, которые являются в одно время и малой группой, и юридическим лицом»[16].

Организация управления. Сюда относится организационная структура, система управления, уровень и квалификация менеджмента, способности и интересы высшего руководства, фирменная культура, престиж и имидж фирмы, организация системы коммуникаций. Об организации управления [шутливо, но справедливо. – Примеч. автора] высказался всемирно известный Генри Нив Р.: «Наиболее важные числа, нужные для управления любой организацией, как правило, неизвестны и количественно неопределимы»[17].

Маркетинг. Сфера компетенций: товары произведенные фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, каналы распределения и сбыта, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование. «Начните с души, а завершите продажей. И уж точно не наоборот» – изречение известного спикера, автора многих бестселлеров Чарльза Чепмена[18].

В категорию «финансы и учёт» относится финансовая устойчивость и платежеспособность, прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам), собственные и заемные средства и их соотношение, эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли. Адаптировано по: [5].

Для успешного развития организация должна постоянно выявлять имеющиеся и потенциальные возможности для наиболее эффективного использования своих ресурсов, в первую очередь интеллектуальных, информационных, трудовых, материальных, финансовых, потому что эти ресурсы составляют главный потенциал организации. Лучшие специалисты по менеджменту знают, что ресурсы ограничены, неравномерно развиты в количественном и в качественном отношении. Развитость (сила) любого ресурса может существенно улучшить шансы в окружающей среде, – например, высокий научно-технический потенциал организации создаст ей успех на рынке наукоемкой продукции. И, наоборот, нехватка ресурса может привести к убыткам и даже гибели организации, – например, отсутствие своевременных поставок материальных ресурсов неизбежно приведет к срыву сроков исполнения заказов, потере потенциальных заказчиков, к снижению рыночных позиций.


Общепринято такое понятие, как рынки ресурсов. «В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов[19] представляет собой большой ресурсный рынок – рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей – инженеров, бухгалтеров, экономистов и т.д. В свою очередь, рынок экономистов состоит из финансистов, маркетологов и т.д.»[20].

Одна из главных задач организации состоит в реализации открывающихся во внешней среде благоприятных возможностей/шансов через максимальное задействование своих сильных сторон, а также в ограничении внешних угроз путем нейтрализации слабых сторон. Задача менеджмента – уметь эффективно решать такие проблемы. Адаптировано по: [8]

  1. Современные методы анализа внутренней и внешней среды


2.1. Задачи и порядок анализа внутренней и внешней среды

Менеджмент имеет среди прочих одну специальную функцию, тесно связанную с планированием – это прогнозирование, – процесс предугадывания развития событий до их наступления.

«Прогнозировать средние экономические показатели – все равно что уверять не умеющего плавать человека, что он спокойно перейдет реку вброд, потому что ее средняя глубина не больше четырех футов» – изрёк Милтон Фридман[21].

Прогнозные оценки необходимы для того, чтобы правильно выбрать стратегические цели развития организации. Как правило, прежде чем сформулировать стратегические цели, менеджмент проводит анализ состояния своей компании и её внешнего окружения. Адаптировано по [8].

Ружанская Л.С., Фонова Н.Г., Бурлакова И.В., Сторожева О.С. утверждают, что «основная исследовательско-аналитическая компетенция менеджера – уметь анализировать внутреннюю и внешнюю среду и их влияние на принятие решений в организации»[22] [4]. С этим трудно не согласиться.

Анализ внутренней и внешней среды организации проводится с целью определения степени эффективности использования имеющихся ресурсов, определения внутренних возможностей и потенциала, дающего фирме преимущества в конкурентной борьбе. Тут важно правильно и своевременно выявить взаимоотношения ресурсов и результатов, усилий и достижений, затрат и доходов. Анализ среды можно рассматривать как средство управления производством[23]: «Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно- административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы».

Современный руководитель уже не может рассчитывать исключительно на собственную интуицию. «Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к анализу хозяйственной деятельности, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность»[24].


При этом надо помнить, что помимо производства продукции/услуг, организация является источником адекватного существования своих работников, следовательно, должна создавать определенные социальные условия для их жизни и трудовой активности и увязывать результаты анализа хозяйственной деятельности с будущим благосостоянием и развитием не только своего коллектива, но и общества в целом.

Умберг Э.Д.[25] [11] считает, что «анализ — одна из основных функцией управления. Он представляет собой процесс всестороннего исследования системы управления, внутренней и внешней среды ее функционирования. Анализ является обязательным инструментом познавательной деятельности руководителя, используемым при исследовании системы управления, позволяющим сопоставить теоретические, нормативные требования к системе, организационной структуре и процессу управления с фактическими характеристиками их выполнения».

Анализ включает совокупность приемов формирования и обработки информации об исследуемой системе управления, позволяющих дать достоверную оценку ее деятельности, состояния и тенденций развития. При подготовке к анализу необходимо, прежде всего, сделать диагностику управляющей системы, выявить ее достоинства и недостатки. Затем следует определить цели и направления деятельности по совершенствованию управления, выявить факторы, затрудняющие эту работу, невостребованные возможности повышения ее качества»[26] [11].

Известно высказывание Франческо Гвиччардини[27] [датируется более, чем 500 лет тому назад! – Примеч. автора] «Будущее так обманчиво и подвержено таким случайностям, что даже очень мудрые люди большей частью на этот счет ошибаются», оно оказалось актуальным до сих пор.

По мере развития и усложнения, организационных структуру управления возрастает значение анализа, расширяется круг приемов и методов, используемых для диагностики системы управления, выбора и аргументации наиболее рациональных путей ее адаптации к условиям внешней и внутренней среды. Адаптировано по: [8].

При проведении анализа внутренней среды предприятия в первую очередь составляется реестр сведений о предприятии (отраслевая принадлежность, вид деятельности, форма собственности, количество работающих, в том числе управленческого персонала, сведения об уставном фонде и стоимости основных фондов). Далее обобщаются сведения об основных потребителях готовой продукции/услуг и основных поставщиках. Неотъемлемой частью анализа внутренней среды является описание производственных и материальных потоков, используемых производственных технологий и оборудования, а также организация производства и труда промышленного персонала. Доходность, рентабельность, оборачиваемость фондов, наличие свободных финансовых ресурсов и возможность их получения (финансовый анализ) также является объектом исследования, – такой анализ необходим для уточнения экономического положения фирмы.