Файл: Современные политические режимы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят новые задачи, требующие времени и большего напряжения всех социальных ресурсов.

Таким образом изучив понятие политического режима мы пришли к выводу, что под политическим режимом следует понимать правила политического взаимодействия; приемы, средства и способы осуществления политической власти; система политических отношений и институтов, характерных для конкретного государства.

С одной стороны политический режим является жизнью политической системы, а с другой – это сложная, многоплановая категория, которая охватывает целый ряд аспектов государственной жизнедеятельности общества. В связи с этим и появляется возможность классификации политических режимов по различным критериям.

2. Классификация политических режимов

2.1. Демократический политический режим

При демократическом политическом режиме гражданам государства гарантируются права и свободы, государство имеет не только права, но и обязанности по отношению к подвластному населению, может быть привлечено к ответственности. Деятельность различных политических сил строится на поиске компромисса, гласности, идеологическом и политическом многообразии.

Демократия – буквально в переводе с греческого языка означает власть народа [8., c. 75].

Под демократией также понимается [4., c. 65]:

  • особенности устройства организации, основанной на равноправной роли всех ее участников в осуществлении деятельности данной организации. Так выделяют партийную, профсоюзную и т. п. демократии.
  • некий политический идеал, основанный на мировоззрении и идеях равноправия и свободного участия в политической и общественной жизни страны.
  • политическое движение, целью которого является установление демократического режима и соответствующих ему правовых и общественных норм поведения.

Демократический способ правления известен со времен античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы [13., c. 135].


Основные признаки демократии это [5., c. 104]:

  • закрепленное законодательно, и отраженное в главном законе страны – в Конституции, признанное народовластие;
  • сменяемость представителей главных органов власти на основе проведения свободных выборов. Демократическим может считаться то государство, где происходит периодическая смена руководителей;
  • все граждане государства имеют равное право на свое участие политической жизни страны. Соблюдение данного признака обязывает иметь в стране равные избирательные права для всех граждан, возможность создавать политические партии и общественные организации. Целью таких организаций будет участие и борьба в рамках закона за власть и проведение собственной политики;
  • решения принимаются большинством голосов, после этого меньшинство обязано подчиняться победившему большинству.

Основным принципом демократического правления является возможность участия граждан в управлении собственной страной, участие в формировании различных государственных властных органов, а также применение полученной власти в необходимых и одобренных законом целях [15., c. 173].

Помимо вышеназванного, можно выделить и иные принципы демократического режима. Перечислим их [17., c. 257].

  1. Единственным источником власти в стране является народ данного государства. Именно народ участвует в политических и общественны делах, участвует в выборах и выбирает своих представителей, которые проводят необходимую внутреннею и внешнею политику.
  2. Граждане принимают участие в выборах основных государственных органов своей страны, могут принимать различные решения на основе выработанного законодательства и следить за исполнением принятых решений и постановлений.
  3. Неким идеалом участия граждан в политической жизни страны является прямая выборная демократия. В таком случае все жители страны получают возможность осуществить свое право на непосредственное участие в решении различных политических и общественных проблем. В таком случае орган представительной власти пришлось бы сократить до минимально необходимого уровня. Однако, в современных странах с демократическим политическим режимом установлен принцип представительства граждан.
  4. Представительную власть осуществляют такие государственные органы как парламент страны, законодательные которые представлены в центре и в регионах. Также носителями представительной власти являются люди, которые осуществляют исполнительную и судебную власть.

Данные представители выражают интересы заинтересованных в проведении определенной внутренней и внешней политики экономических классов (буржуазия, пролетариат), общественных групп (движение «зеленые»), этнических групп (русские, евреи), религиозных организаций (христиане, мусульмане), профессиональных групп (учителя, шахтеры) и т. д.

  1. Права и свободы любого человека имеют превосходство над интересами государства. Государство в лице своих действующих органов должно и обязано заботиться о соблюдении интересов граждан, их защиты, а также оказания им помощи в той или иной ситуации.

Также с рождения человек обладает такими правами как право на [16., c. 291]:

  • жизнь;
  • свободу;
  • безопасность;
  • равенство;
  • участие в политической жизни;
  • тайну семейной и личной жизни и т. д.

В демократических странах граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые позволяют населению страны активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В таких странах действует принцип означающий, что все, что не запрещено законом, разрешено к исполнению [19., c. 142].

Граждане все равны в своих политических правах. То есть любой из граждан государства имеет право избирать и быть избранным на ту или иную должность. При этом права таких граждан не должны быть ограничены соответствующим решением суда данного государства.

Свободное изъявление своей поли народом на выборах в государстве, сменяемость и выборность органов государственной власти в стране.

Ключевым основанием считать режим в стране демократическим является свободное ничем не ограниченное участие граждан в выборном процессе и в целом в политической жизни в стране. Такие свободные выборы предполагают отсутствия принуждения и подтасовок на выборах.

  1. Только на основе принятых законов, возможно, избирать и назначать определенных людей на ту или иную должность. Также данные представители должны быть сменяемы через определенное время и их, возможно, снять в случае такого волеизъявления граждан.

Главным регулятором взаимоотношений в обществе и государстве является только закон. Демократическим государством может быть лишь страна, где присутствует верховенство закона. Государство и общество должно ограничить себя определенными рамками, что бы только право и закон имел приоритет перед государством [2., c. 253].

  1. Ясное и логичное разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную. Каждая из данных ветвей власти имеет независимый друг от друга характер. При этом судебная власть в праве, отменить решения судебной и исполнительной ветви власти.
  2. Политические и общественные организации работают без какого – либо вмешательства со стороны государства. Существование системы многопартийности и идеологическое разнообразие позволяющее существовать различным идеологиям не нарушающие законы [11., c. 185].
  3. Свобода слова как возможность выражать свое мнение по поводу того или иного вопроса внутренней и внешней политики.
  4. Полиция, спецслужбы и армия выполняют охрану суверенитета и общественного порядка в стране.

Истории известны различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.

Существует несколько теорий демократии [7., c. 126]:

  1. Демократия участия, которая основной своей целью ставит максимальное участие населения в политике.
  2. Элитарная демократия, в которой процесс принятия решений происходит путем взаимодействия демократически выбранных элит и политических лидеров, а за народом остаются только контролирующие функции.
  3. Мажоритарная демократия, основанная на соблюдении принципа большинства при принятии решений, на обеспечении возможности высказать свое мнение, на открытость политического дискурса.
  4. Консоциативная демократия характеризует взаимодействие различных экономических и культурных групп в поликультурных обществах.

Демократический режим свойственен странам, практически обеспечивающим правовой статус населения на основе стабильного правопорядка и консолидирования политико-экономических и иных гарантий конституционного строя государства.

Составлением рейтинга стран мира по уровню демократии занимается исследовательская компания The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) [21.]. Как указывается в докладе, в этом году «глобальная демократия зашла в тупик», в том смысле, что не было отмечено ни значительного прогресса, ни регресса в уровне демократии во всем мире. Однако в целом за последние годы во многих государствах отмечена общая тенденция к снижению демократических процессов. Глобальный экономический кризис акцентировал многие ранее существующие негативные тенденции в политическом развитии, особенно в Европе, а также усилил мощь авторитарных режимов по всему миру. Нынешний рейтинг-за 2018 год (опубликован в 2019 году).

Индекс демократии (Democracy Index) измеряет уровень демократии внутри государства и основан на методологии экспертных оценок и результатах опросов общественного мнения из соответствующих стран, характеризующих состояние 60 ключевых показателей, сгруппированных в пять основных категорий [21.]:

  • избирательный процесс и плюрализ;
  • деятельность правительства;
  • политическое участие;
  • политическая культура;
  • гражданские свободы.

В таблице 1 представлен рейтинг стран по уровню демократии. Как видно из данной таблицы, наиболее высокий рейтинг в таких странах как Норвегия, Исландия, Швеция, Новая Зеландий, Дания, Канада и др. [21.].


Таблица 1

Рейтинг стран по уровню демократии

№№

Страна

Уровень демократии

Рейтинг

11

Норвегия

Полная демократия

9.87

22

Исландия

Полная демократия

9.58

33

Швеция

Полная демократия

9.39

4

Новая Зеландия

Полная демократия

9.26

35

Дания

Полная демократия

9.22

76

Канада

Полная демократия

9.15

77

Ирландия

Полная демократия

9.15

88

Финляндия

Полная демократия

9.14

99

Австралия

Полная демократия

9.09

110

Швейцария

Полная демократия

9.03

2.2. Авторитарный политический режим

Авторитарный (военный, корпоративный, дототалитарный, постколониальный, этническая квазидемократия). Данным термином обозначаются многочисленные режимы, основанные на подчинении населения неограниченной власти определенной немногочисленной группы лиц [5., c. 111].

Авторитаризм – это разновидность политического режима, при котором политическая власть сосредоточена в руках конкретного лица в одном политическом институте (партия, класс, элитная группа); реальное участие народа в политической жизни авторитарного государства минимально; для данного политического режима свойственны командно-бюрократические методы управления [14., c. 316].

При авторитарном режиме допустим ограниченный, жестко контролируемый плюрализм в политических действиях и мнениях. От социальных масс, в целом, не требуется особой демонстративной преданности властным структурам, но в то же время широкое участие общества в принятии политических решений отсутствует. Авторитарная власть беспощадна к реальным политическим конкурентам действующему режиму.