Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день прибыль является самым важным звеном в деятельности любого коммерческого предприятия. Так, прибыль - это разница между полученными денежными средствами и затратами на изготовление продукции, она же является основным показателем финансовой деятельности предприятия. Величина прибыли измеряется в денежной форме.

Задача каждого предприятия – это получение максимальных выгод, при минимальном уровне затрат. Это даёт возможность оставаться на плаву, быть конкурентоспособными и занимать высокий рейтинг в условиях рыночных отношений.

Прибыль, как и любой показатель деятельности предприятия, имеет свои источники формирования. На практике выделяют три ключевых источника формирования прибыли: первым источником является монопольная деятельность предприятия, то есть компания должна выпускать уникальную продукцию и быть одним товаропроизводителем на рынке.

Использование такого рода источника в полной мере, дает возможность предприятию постоянно обновлять свои товары.

Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.

Степень изученности темы. Тема данного исследования хорошо изучена такими учеными, как Абдукаримов И.Т., Алексеев В. М., Алексеева М., Арсланова Г.Р., Арасланбаев И.В., Баклыков А. В., Басовский Л.Е., Белонву Ф.Ч., Бердникова Т.Б., Бузырев и.д

Целью данного исследования является анализ источников формирования и использования прибыли на предприятии.

Задачами данного исследования являются:

    1. изучить теоретические аспекты формирования и использования прибыли;
    2. проанализировать организационно-экономическую характеристику ООО «СтройГрупп»;
    3. провести анализ основных показателей деятельности предприятия за 2016 – 2018 гг;
    4. проанализировать механизм формирования прибыли ООО «СтройГрупп» как собственного финансового ресурса;
    5. выявить проблемы управления прибылью в ООО «СтройГрупп»;
    6. предложить пути совершенствования управления прибылью ООО «СтройГрупп» и рассчитать их экономическую эффективность.

Объектом данного исследования является ООО «СтройГрупп».

Предметом исследования является источники формирования и использования прибыли на предприятии ООО «СтройГрупп».


Теоретическую базу исследования составляют научные труды: статьи, журналы, учебная литература по данной теме исследования.

Методическую базу исследования составляют методы анализа и синтеза научной литературы, а также данных экономических показателей исследуемого предприятия.

Информационную базу исследования составляют данные экономических показателей деятельности исследуемого предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах за 2016 – 2018 год).

Практическую значимость исследования заключается в применении полученных данных и предложений на практике.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

1.1. Экономическая сущность категории «прибыль», законодательное регулирование и функции прибыли

В настоящее время роль прибыли в развитии экономики России кардинально изменилась, что обусловлено совершенствованием рыночных методов управления предприятием.

Степень удовлетворения потребностей работников предприятия, уровень его финансового состояния напрямую зависит от величины полученной прибыли.

Прибылью называется получаемая разница между доходами, которые были выручены в результате продажи продукции, и финансовыми расходами, связанными с производством товара. Данный показатель считается наиболее важным экономике. Только он в полной мере способен отображать уровень эффективности деятельности любой организации.

А. Смит под прибылью понимал приращение богатства. Этого же мнения придерживался И. Фишер, указывая на то, что запас богатства, существующий в каждый конкретный момент времени, называется капиталом, а поток генерируемых им выгод за данный промежуток времени называется прибылью».


Наиболее часто категорию прибыли с точки зрения Дж. Хиксу трактует, как максимальную величину, которую индивид может использовать на потребление в течение определенного периода времени, при этом оставаясь в конце периода таким же богатым как в начале.

В современном экономическом пространстве ученые определяют прибыль, как добавленной стоимости, полученной в результате реализации товаров и услуг, а также выполнения работ. [12, cтр. 44]

Классификация видов прибыли схематично представлена Приложение 1.

Текущая прибыль образуется у предприятия в результате осуществления его основной деятельности.

Итогом операций с внеоборотными активами и финансовыми вложениями является инвестиционная прибыль. Эффективное привлечение капитала для развития предприятия позволяет получить ему финансовую прибыль.

Прибыль от продаж рассчитывается путем вычитания управленческих и коммерческих расходов из валовой прибыли. Полученная величина, скорректированная на прочие доходы и расходы, определяет прибыль до налогообложения. После уплаты налогов и обязательных платежей, в распоряжении предприятия остается чистая прибыль [2, стр. 12].

Таким образом, категория прибыли является многосторонним и неоднозначным понятием.

Тем не менее, объединяющим звеном является то, что все экономисты однозначно характеризуют прибыль как важнейший фактор развития предприятия на микроуровне и государства — на макроуровне.

Функции прибыли характеризуют экономический эффект от работы предприятия, стимулирующее воздействие на его развитие, бюджетную формирующую сторону его деятельности.

Таблица 1.1

Основные функции прибыли

Функция прибыли

Характеристика

Бюджетно-

формирующая

Бюджетно-формирующая функция прибыли является важной, так как это главный источник формирования бюджета.

Стимулирующая

Стимулирующая функция прибыли является и окончательным результатом, и основным элементом формирования финансового результата предприятия. Любое предприятие заинтересовано в максимизации прибыли, так как оставшаяся часть - чистая прибыль должна покрывать потребности в финансировании производственной и другой деятельности предприятия.

Распределяющая

Распределяющая функция прибыли связана с распределением и использованием полученной прибыли.

Определение путей распределения прибыли производится по внутренним положениям организации. Обычно распределение прибыли осуществляется на формирование резервов, выплату дивидендов, материальное поощрение работников.


Прибылью называют положительную разницу между совокупным доходом и расходами компании на производство, транспортировку и сбыт продукции.

Несмотря на многозначность и широту понятия, его используют для определения эффективности работы предприятий, оценки успешности предпринимателя, а также рентабельности производства. Получение прибыли является целью и движущей силой для бизнесменов и инвесторов [11, стр. 18]. Соотношение дохода и издержек зависит не только от размеров организации, но и от выбранной тактики реализации продукции, умелого руководства, сокращения издержек и многих других факторов.

Понятие прибыли невозможно рассматривать в однозначном ракурсе, как вознаграждение предпринимателя за работу или процент на вложенный капитал, оно намного шире и включает совокупность нюансов и методик расчета.

Невзирая на факт, что получение прибыли является целью предпринимательской деятельности, долгое время ее рассматривали, как чудо экономики, с разных позиций и взглядов.

Согласно объективной теории, получение прибыли организациями обусловлено движениями на рынке.

Так, упоминание продукта на телевидении, использование его популярными людьми провоцирует рост спроса. В свою очередь, организации взвинчивают цены, сохраняя уровень предложения прежним.

Итогом становится объективное завышение стоимости продукции и получение прибыли.

Весьма похожая в своей простоте теория утверждает, что прибыль – есть результат диктата монополий на рынке, диктующих свои цены, существенно превышающие издержки производства.

Прибыль нередко рассматривают в качестве вознаграждения предпринимателя за его труд, оплата которого прямо пропорциональна его управленческому таланту и умению принимать эффективные решения.

Такая позиция ставит ее в один ряд с зарплатой работников и арендной платой. С другой стороны, получение доходов было бы невозможным без наличия капитала и прочих факторов производства, поэтому прибыль следует рассматривать, как нечто самостоятельное и всеобъемлющее [8, стр. 20].

Таким образом, прибыль может трактоваться исключительно с позиции доходов за вычетом издержек производства и реализации продукции компании. Она поразительно отличается от заработной платы, не вписывается в рамки процента на капитал и определяется значительным рядом факторов.

В отчетности компании фигурирует понятие бухгалтерской, валовой и чистой прибыли, каждая из которых рассчитывается согласно базовым схемам учета и отличаются в числовом выражении.


    1. Абсолютные и относительные показатели прибыли

Показатели прибыли деятельности предприятия рассчитываются на основе анализа баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках и других форм финансовой отчетности, установленных в законодательном порядке.

Уровень прибыльности можно оценить, применяя систему финансовых коэффициентов (путем сравнения фактических значений с нормативными).

Имеются в виду следующие коэффициенты:

К1 = Прибыль (1 сумме за период) / Активы (1.1)

К2 = Прибыль до налогообложения / Активы (1.2)

К3 = Прибыль / Собственный капитал предприятия (1.3)

К4 = Прибыль / Уставной капитал (1.4)

К5 = Прибыль / Доходы (1.5)

Коэффициент К1 показывает, как функционирует предприятие с точки зрения его акционеров и равен:

К1 = Прибыль / Капитал (1.6)

Но не только К1 – универсальный показатель, он синтезирован из двух параметров: прибыльности активов (К2) и коэффициента достаточности капитала:

К1 = Прибыль / капитал = (К2 ) = П / А : (К3) К / А = П / А * А / К (1.7) Это означает: рентабельность деятельности предприятия находиться в прямой зависимости от работоспособности активов, их прибыльности и обратной (зависимости) от коэффициента достаточности капитала.

Другими словами, предприятию выгодно функционировать на гране риска, то есть с наименьшим обеспечением активов собственным капиталом.

В связи с этим следует отметить, что для наибольшей эффективности предприятия следовало бы иметь высокую долю депозитов и низкую долю собственного капитала.

Но в условиях жестокой конкуренции и удорожания кредитных ресурсов многие предприятия не в состоянии довести до оптимального уровня отношение активов к капиталу.

Поэтому резервом увеличения К1 , остается К2 - степень отдачи активов. К2 = П / А (1.8)

К2 - прибыльность активов.

Основными направлениями работы предприятия по улучшению К2 можно вывести на основе разложения этого показателя на 2 сомножителя:

К2 = П / А = (К4) Д / А * (К5) П / Д (1.9)

То есть прибыльность активов находиться в прямой зависимости от доходности активов (К4) и доли прибыли в доходах предприятия (К5).

Оценку влияния доходности активности и доли прибыли в доходах предприятия на привлекательность активов дает анализ каждого из них в отдельности.

К2 = Д / А (1.10)

Данный коэффициент характеризует деятельность предприятий с точки зрения эффективности размещения активов.

В свою очередь суммарная доходность активов складывается из процентных (доходы от ссудных операций) и непроцентных доходов (доходы от иной деятельности).