Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
К4= Д / А = (Д1*Д%) / А + (Д2 * Д%) / А (1.11)
В условиях инфляционного процесса важности роста доходов за счет % уменьшаются. Возможности роста нормы прибыли за счет к достаточности ограничены, так как рост активов должен поддерживаться ресурсной базой.
Коэффициент достаточности капитала:
К3 = К / А (1.12)
В этой связи очень важными становятся непроцентные доходы.
Предприятиям рекомендуется расширять спектр платных услуг.
Показатель К5 :
К5 = П / Д (1.13)
Отражает способности предприятия контролировать свои доходы, он раскладывается на следующие составляющие:
К5 = П / Д = Д / Д – Н / Д – Н % расходы / Д - % расходы / Д (1.14)
В зарубежной практике наиболее распространенными являются показатель, рассчитываемый как Норма чистой прибыли (после уплаты налогов) на капитал предприятия, известный как показатель ROE (return on equity):
Р1 = Прибыль / Капитал (1.15)
Данный показатель довольно точно характеризует результативность вкладываемых средств и, как правило, колеблется от 0,1 до 0,2.
Величина Р1 в значительной степени зависит от соотношения собственного капитала и привлеченных средств в общей сумме баланса предприятия. Чем больше доля собственного капитала, и таким образом, более высока надежность предприятия, тем труднее ему обеспечить высокую прибыльность своего капитала.
Весь анализ рентабельности деятельности предприятия строиться на тесной взаимосвязи показателей прибыльности и доходности активов, достаточности капитала, доли прибыли в доходах.
Также проанализировать эффективность прибыли можно путем анализа ликвидности баланса предприятия:
А1 = стр. 1240 + стр. 1250 (1.16)
А2 = стр. 1230 (1.17)
А3 = стр. 1210 + стр. 1220 + стр. 1260 (1.18)
А4 = стр. 1100 (1.19)
П1 = стр. 1250 (1.20)
П2 = стр. 1500 – стр. 1250 (1.21)
П3 = стр. 1400 (1.22)
П4 = стр. 1300 (1.23)
Коэффициенты ликвидности:
Клт =с. 1200 / (с. 1510 + с. 1520 + с. 1550) (1.24)
Клср = (стр. 1230 + стр. 1240 + стр. 1250) / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550) (1.25)
Клабс = (1250 + 1240) / (1510 + 1520 + 1550) (1.26)
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности собственного капитала и внеоборотных активов предприятия к его оборотным активам:
Косос = (стр. 1300 – стр. 1100) / стр. 1200 (1.27)
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами:
КО = (стр. 1200 – стр. 1500) / стр. 1210 (1.28)
Коэффициент маневренности собственных средств:
КМ = (Стр. 1300 — Стр. 1100) / Стр. 1300 (1.29)
Коэффициент автономии:
КФА = (1310 + 1340 + 1350 + 1360 + 1370) / 1600 (1.30)
Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств:
Кзис = (стр. 1410 + стр. 1510) / стр. 1300 (1.31)
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом:
Kпдсс = стр. 1300 / (стр. 1400 + стр. 1500) (1.32)
Коэффициент текущей задолженности:
КЗ = (стр. 1400 + стр. 1500) / стр. 1600 (1.33)
Таким образом, понятие прибыли отражает полученный чистый доход, который создается в сфере материального производства в виде денежных накоплений. Его можно рассматривать с совершенно разных сторон.
Прибыль выступает в качестве экономической категории, формы денежных накоплений, результата хозяйственной деятельности, источника финансирования развития, критерия отбора инвестиционных проектов и оптимизации текущих затрат. Функции прибыли предприятия напрямую зависят от вышеперечисленных ее особенностей.
Неоспоримо, что главной целью финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. В современных условиях существования рынка, таких как высокие темпы инфляции и нестабильность курса национальной валюты, особое значение приобретает проблема достоверной оценки результатов деятельности предприятия, в том числе прибыли.
В связи с этим необходимо обратить внимание на проблему качества и формирования прибыли. Качество и формирование прибыли, как экономическая категория, имеет важнейшее значение для объективной оценки реальных результатов деятельности предприятия.
В последние годы в России наблюдается ряд негативных тенденций, которые усложняют процесс управления прибылью предприятия, среди которых ученые акцентируют внимание на уменьшении объема полученной прибыли предприятиями от всех видов деятельности; снижение уровня рентабельности предприятий; замедление прироста валовой дополнительной стоимости и объема реализованной продукции и основных средств предприятий.
Эти проблемы являются ключевыми в вопросах формирования и распределения прибыли предприятий.
Учитывая очерченные негативные тенденции в формировании прибыли и тенденции к усилению глобализационных процессов, обострение конкуренции на внутренних и внешних рынках, создание эффективного механизма формирования и распределения прибыли является объективной необходимостью, а именно в части более детальной систематизации и учета факторов, оказывающих влияние на величину прибыли предприятия, прежде всего на стадии ее формирования, а также разработки и внедрения более действенных методов и инструментов управления, которые соответствуют современным экономическим условиям деятельности.
Прежде всего актуальность этой проблемы определяется необходимостью повышения эффективности субъектов хозяйствования на основе обеспечения роли и значимости прибыли в современной экономике. Высокая роль прибыли определяется ее теоретической и практической значимостью.
Теоретическая значимость прибыли в экономике определяется тем, что она является главной целью предпринимательской деятельности, основным мотивом осуществления любого бизнеса и критерием эффективности производственной деятельности предприятия [2, стр. 68].
Практическая значимость прибыли и актуальность исследований проблемы ее формирования и повышения определяются тем, что она, являясь главной движущей силой экономики, обеспечивает оптимальность в достижении экономических интересов государства, предприятия (собственников) и его персонала. Прибыль создает базу социального и экономического развития предприятия, а также страны, и в целом характеризует уровень богатства граждан [3, стр. 32].
При наличии и росте прибыли она является основным источником: формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие на основе активизации инновационной и инвестиционной деятельности и повышения конкурентоспособности товаров; предохранения предприятий от угрозы банкротства; возрастания рыночной стоимости предприятия на основе ее капитализации [4, стр. 283].
Низкая прибыль (или ее отсутствие) является причиной «перелива» капитала и рабочей силы в отрасли с более эффективным их использованием. Актуальность проблемы управления формированием прибыли и ее повышения особенно возрастает в условиях ее снижения, прежде всего по причине отсутствия системной разработки методологических основ и организационно - экономических механизмов управления формированием прибыли в условиях ограниченных ресурсов и ужесточения конкуренции.
При этом рост прибыли является следствием повышения конкурентоспособности экономики и перехода ее на инновационный тип развития, понимания цели, системы принципов, факторов, глобализации мировой экономики и основных тенденций в управлении прибылью [5, стр. 23]. Вопросы разработки механизма управления прибылью предприятия на этапах ее формирования, распределения и использования исследовали многие отечественные и зарубежные ученые - экономисты: Ф. Баста, И.А. Бланк, Ю.В.
Богатин, Ф. Кенэ, В.В. Ковалев, Г.А. Костырко, Ф. Найт, В.П. Привалов, Р.С. Сайфулин, Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет и др.
К важнейшим проблемам относятся следующие: необходимость быстрого реагирования на нестабильность и неопределенность условий хозяйствования, на разнообразие социально - экономических процессов, динамичность внутренней и внешней среды, необходимость обработки больших объемов информационных потоков и т.п.
Обеспечение формирования предприятием оптимальной прибыли в условиях кризисных явлений в экономике требует выделения и более детального обоснования теоретических основ построения именно механизма управления формированием и распределением прибыли предприятия.
Кроме того, существует ряд теоретических и практических проблем, связанных с управлением прибылью, которые все еще остаются нерешенными, как на уровне промышленности в целом, та и на уровне ее отдельных отраслей. Проблемы, связанные с определением результата деятельности, направлениями распределения полученной прибыли, требуют индивидуальных подходов к решению на уровне конкретного предприятия.
Основными проблемами управления формированием и распределением прибыли являются:
- проблема обеспечения максимальной прибыли на основе оптимизации структуры ресурсов предприятия и повышения эффективности их использования с учетом потенциала предприятия и рыночной конъюнктуры;
- проблема обеспечения оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска, который определяет выбор одного из видов политики деятельности предприятия;
- проблема обеспечения высокого качества формируемой прибыли за счет реализации комплекса резервов текущей, инвестиционно - инновационной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, повышения качества продукции, оптимизации цен, расширения объема выпуска и реализации инновационных продуктов;
- проблема обеспечения эффективного использования прибыли в инвестирование капитала предприятия, прибыльность которого должна быть не ниже средней нормы 217 доходности на рынке капитала при условии предотвращения предпринимательских рисков и возмещения инфляционных потерь;
- проблема обеспечения развития предприятия в условиях самофинансирования на основе повышения прибыли, формирования оптимальной структуры фондов накопления, потребления и резервного фонда, формируемых за счет прибыли, и эффективного их использования;
- проблема обеспечения постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия на основе капитализации определенной доли прибыли при соблюдении оптимальных пропорций ее распределения на капитализируемую и потребляемую часть;
- проблема обеспечения эффективного участия персонала в формировании прибыли и капитала с целью: гармонизировать интересы собственников и наемных работников; стимулировать трудовой вклад этих работников и достичь приемлемого уровня их социальной защиты.
Разработка и реализация системы управления прибылью предполагает знание и учет внешних и внутрипроизводственных факторов ее формирования во взаимодействии с современными тенденциями в мировой и отечественной практике управления производственной, инвестиционной и финансовой деятельностью предприятий [2, с.70]. Чтобы быть эффективной, система управления прибылью на предприятии должна включать мероприятия по:
- строгому исполнению законодательства;
- организационному обеспечению, при котором во взаимодействии находятся все центры ответственности (доходов, инвестиций, инноваций, затрат, конкурентоспособности и прибыли);
- информационному обеспечению, включающему полноту и качество используемой информационной базы при управлении прибылью;
- использованию современных методов анализа прибыли;
- применению научных методов планирования прибыли;
- комплексной подсистеме внутреннего контроля за процессами формирования, распределения и использования прибыли на предприятии.
Таким образом, проблема получения и распределения прибыли является актуальной на сегодняшний день, потому что функционирование субъекта хозяйствования в целом зависит от того, насколько правильно на предприятии формируется и используется прибыль. Это в значительной мере влияет на экономическое положение предприятия и частично влияет на экономическую ситуацию в стране. Формирование прибыли связано с управлением доходами, расходами, ресурсным потенциалом предприятия. Управление распределением и использованием прибыли связано с выработкой налоговой, дивидендной, инвестиционной, социальной политики, а также политики формирования капитала.