ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 1274

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ется  так  хорошо,  что вас даже  не беспокоят  эти  вопросы. Или  природа  наградила вас 
темпераментом, который позволяет невозмутимо воспринимать укусы и удары судьбы. 
Вам  можно  позавидовать.  Главное,  чтобы  ваша  эмоциональная  броня  не  мешала  вам 
общаться с людьми. Третий вариант – проблемы есть, но вы делаете вид, что их нет. 

Люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях выглядят не лучшим обра-

зом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются в нужный момент неподготов-
ленными.  Обычно  у  них  низкая  мотивация  достижений.  Им  также  необходимо  учиться 
управлять  своим  психическим  состоянием,  чтобы  в  ситуациях  экзамена  или  соревнований, 
которые для всех являются стрессовыми, показать все, на что способны. 

7–13 – средний уровень тревожности. Умеренный уровень тревожности оказыва-

ет  на  человека  стимулирующее  действие.  Однако  вам  следует  учитывать,  что  ваше 
внутренне состояние неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов – успех или 
неуспеха в делах, отношений с близкими людьми, здоровья.  

14–20 – высокий уровень тревожности. Вероятно, вы часто испытываете нервное 

перенапряжение. Обратите внимание на режим дня, займитесь спортом, пересмотрите 
свои  привычки.  Определите,  что  для  вас  сейчас  самое  главное,  и  на  время  отложите 
второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и 
чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планирова-
нии своей работы. Не стремитесь к общению с большим числом людей.  

Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих 

событий. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тре-
вожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.  

 

5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ 
Изучение психологических особенностей учащихся снижает вероятность ошибки 

при  выборе  профиля  обучения.  При  этом  необходимо  отметить,  что  в  школьном  воз-
расте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только 
об  индивидуальных  психологических  способностях  как  предпосылках  формирования 
профессиональных способностей.  

Работа  с  методиками  основана  на  активности  и  желании  подростка  самостоя-

тельно  принять  решение  о  своем  профессиональном  будущем  на  основе  полученной 
информации о себе и профессии, поэтому предполагает отказ от директивных методов 
консультирования,  блокирующих  потребность  в  профессиональном  и  личностном  са-
моопределении. 

Данные, полученные в ходе диагностики, можно систематизировать следующим 

образом: 

1.  Мотивационная  сфера.  Профессиональные  интересы  и  склонности,  уровень 

притязаний, направленность личности, ценностные ориентации, потребности. 

2.  Интеллектуальная  сфера.  Уровень  и  качественные  особенности  интеллекта, 

когнитивные стили, степень реализации интеллектуальных возможностей. 

3.  Эмоционально-волевая  сфера.  Эмоциональная  стабильность,  способность  к 

адаптации, саморегуляция, особенности поведения в конфликтных ситуациях. 

Блоки нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, получен-

ная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Результа-
ты диагностики могут учитываться при комплектовании профильных классов. Ряд ме-
тодик  может  использоваться  не  только  в  целях  профессионального  самоопределения, 
но и при оказании психологической помощи подросткам, испытывающим трудности в 
обучении и общении.  


background image

Сочетание  нескольких  разноплановых  методик  дает  достоверную  картину 

профессиональных  интересов  и  склонностей  подростков,  позволяя  учащимся  выбрать 
профиль обучения или направление профессиональной деятельности.  

В таблице указаны десять профилей обучения, методы диагностики профессиональ-

ных  интересов,  склонностей,  особенностей  интеллектуальной,  коммуникативной,  пси-
хоэмоциональной сферы и значимые результаты, соотносящиеся с профилем обучения:  

 

Профиль 

Профессиональные ин-

тересы и склонности 

Интеллектуальная  

сфера 

Психо-

эмоциональная 

сфера 

Физико-
математи-
ческий 
профиль 

Матрица выбора профес-
сии: техника. 
Опросник Холланда: реа-
листический, интеллекту-
альный тип.  
«Профиль»: физика – ма-
тематика, механика – кон-
струирование, радиотехни-
ка – электроника 

«Эрудит»: физика и мате-
матика, «Поиск закономер-
ностей», «Установление 
аналогий». 
Тест механической понят-
ливости Беннета (высокий 
результат). 
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

 

Есте-
ственно-
научный 
профиль  
(физика и 
химия) 

Матрица выбора профес-
сии: техника, природа. 
Опросник Холланда: реа-
листический, интеллекту-
альный тип.  
«Профиль»: физика – ма-
тематика, химия – биоло-
гия 

«Эрудит»: физика и мате-
матика; естественные 
науки; «Аналогии»; «Поиск 
закономерностей». 
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

 

Есте-
ственно-
научный 
профиль 
(биология 
и геогра-
фии) 

Матрица выбора профес-
сии: природа. 
Опросник Холланда: реа-
листический, интеллекту-
альный тип.  
«Профиль»: химия – биоло-
гия, география – геология 

«Эрудит»: естественные 
науки; «Аналогии»; «Поиск 
закономерностей». 
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

  
 

Социаль-
но-
экономи-
ческий 
профиль 

Матрица выбора профес-
сии: финансы. 
Опросник Холланда: пред-
принимательский тип. 
«Профиль»: предпринима-
тельство, история – поли-
тика 

«Эрудит»: общественные 
науки; «Классификация»; 
«Аналогии»; «Обобще-
ние». 
Высокая интеллектуальная 
лабильность. 
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

Тест «Поведение 
в конфликтах 
(сотрудниче-
ство)». 
Высокий соци-
альный интел-
лект 

Гумани-
тарный 
профиль 

Матрица выбора профес-
сии: человек. 
Опросник Холланда: соци-
альный тип. 
Опросник профессиональ-
ных склонностей: склон-
ность к работе с людьми. 
«Профиль»: педагогика – 
медицина 

«Эрудит»: общественные, 
гуманитарные науки; 
«Аналогии»; «Обобще-
ние»; «Классификация». 
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

Тест «Поведение 
в конфликтах 
(сотрудниче-
ство)». 
Высокий соци-
альный интел-
лект 

Филологи-
ческий 

Матрица выбора профессии: 
информация, искусство. 

«Эрудит»: гуманитарные 
науки; «Классификация»; 

Высокий соци-
альный интел-


background image

профиль 

Опросник Холланда: ин-
теллектуальный, артисти-
ческий тип. 
«Профиль»: литература – 
искусство 

«Аналогии»; «Обобще-
ние».  
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

лект 
 

Информа-
ционно-
техноло-
гический 
профиль 

Матрица выбора профес-
сии: информация, техника. 
Опросник Холланда: ин-
теллектуальный тип. 
«Профиль»: физика – ма-
тематика, радиотехника – 
электроника 

«Эрудит»: физика и мате-
матика; «Поиск закономер-
ностей». 
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

Высокий соци-
альный интел-
лект 
 

Агро-
техноло-
гический 
профиль 

Матрица выбора профес-
сии: природа, техника. 
Опросник Холланда: реа-
листический тип. 
«Профиль»: география – 
геология 

«Эрудит»: естественные 
науки, «Поиск закономер-
ностей». 
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

 

Индустри-
ально-
техноло-
гический 
профиль 

Матрица выбора профес-
сии: техника. 
Опросник Холланда: реа-
листический тип. 
«Профиль»: радиотехника – 
электроника, механика – 
конструирование 

«Эрудит»: «Поиск законо-
мерностей». 
Тест Беннета (высокий 
результат). 
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

 

Художе-
ственно-
эстетиче-
ский про-
филь 

Матрица выбора профес-
сии: искусство. 
Опросник Холланда: арти-
стический тип. 
«Профиль»: литература – 
искусство  

«Эрудит»: гуманитарные 
науки. 
Тест интеллектуального 
потенциала (высокий ре-
зультат) 

 

Заключение по результатам диагностики может представлять собой развернутый 

психологический  портрет  или  таблицу,  в  которой  отражены  характеристики,  суще-

ственные для принятия решения о выборе профессии.  

Заключение  должно  быть  написано  грамотно,  профессионально  и  корректно,  в 

однозначных понятиях, доступных самому подростку, не должно содержать домыслов, 

гипотез и категоричных формулировок.  

Данный  комплекс  имеет  не  только  диагностический,  но  и  активизирующий  и 

развивающий  характер. Его  продолжением  и  дополнением могут  быть  система  класс-

ных часов «Беседы о выборе профессии», тренинги, игры и другие средства психолого-

педагогической  помощи  учащимся  в  нахождении  жизненных  смыслов  и  ценностей, 

лежащих в основе эффективной профессиональной деятельности.  

 

РЕЗУЛЬТАТЫ САМОДИАГНОСТИКИ 

Запишите в таблицу результаты работы с методиками 

 
 

Профессиональные интересы и склонности 
Матрица выбора профессии 

 

«Одно из двух»  

 

«Профиль»  

 

Интеллектуальная сфера 
Определение технических способностей 

 

Тест интеллектуального потенциала  

 

«Эрудит» 

 


background image

Эмоциональная сфера 
Социальный интеллект 

 

Поведение в конфликте  

 

Определение уровня тревожности 

 

 

Отметьте результаты, с которыми вы согласны (подчеркните). 

Какие методики были для вас самыми полезными? (Подчеркните.) 

Какие методики вызвали затруднения? (Подчеркните.) 

Что вы еще хотели бы узнать о себе? ______________________________________ 

 

Вернитесь к началу и еще раз прочитайте вопросы «Анкеты самоопределения». 

Отметьте,  на  какие вопросы вы сейчас ответили бы иначе? Изменились ли ваши про-

фессиональные планы?  

а) да ________________________________________________________________ 
б) нет _______________________________________________________________ 
Заполните таблицу, учитывая, что достоинства и недостатки – это внутренние 

факторы, которые зависят от вас, а возможности и препятствия – внешние, которые 
от вас не зависят.  

Достоинства  –  это  личностные  качества,  склонности,  способности,  знания  и 

умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей. 

Недостатки – это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, ко-

торые могут затруднить достижение поставленных целей. 

Возможности – это благоприятные внешние условия.  
Препятствия – неблагоприятные внешние условия.  

 

Достоинства 
1.________________________ 
2.________________________ 
3.________________________ 
4. 

Недостатки 
1.________________________ 
2.________________________ 
3.________________________ 
4. 

Возможности 
1.________________________ 
2.________________________ 
3.________________________ 
4. 

Препятствия 
1.________________________ 
2.________________________ 
3.________________________ 
4. 

 

Литература 

 

1.  Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. – М., 1982. 
2.  Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. 
3.  Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – М., 1987.  
4.  Профессиональный отбор персонала (под ред. И.А. Волошиной и В.Л. Шкалико-

ва). – М., 2001. 

5.  Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М., 1993. 
6.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995. 
7.  Климов  Е.А.  Индивидуальный  стиль  деятельности  в  зависимости  от  типологиче-

ских свойств нервной системы. Казань, 1969. 

8.  Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологи-

ческого исследования школьников. – М., 1969. 

9.  Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета. – М., 1993.  
10.  Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. – М., 2003. 
11.  Прощицкая  Е.Н.  Дж.  Голланд  о  выборе  профессии  /  Школа  и  производство. 

1993–4.  


background image

12.  Романова Е.С. Психодиагностика. – Спб., 2009. 
13.  Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М., 2006. 
14.  Резапкина Г.В. Искусственный отбор. – М., 2004. 
15.  Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М., 2005. 
16.  Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. – М., 2004. 
17.  Резапкина Г.В., Холланд + Климов =… / Школьный психолог. № 5. 2007. 
18.  Тест интеллектуального потенциала. КГЦПМ. Киев, 1989. 
19.  Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995. 
20.  Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.