ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2019
Просмотров: 1274
Скачиваний: 2
ется так хорошо, что вас даже не беспокоят эти вопросы. Или природа наградила вас
темпераментом, который позволяет невозмутимо воспринимать укусы и удары судьбы.
Вам можно позавидовать. Главное, чтобы ваша эмоциональная броня не мешала вам
общаться с людьми. Третий вариант – проблемы есть, но вы делаете вид, что их нет.
Люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях выглядят не лучшим обра-
зом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются в нужный момент неподготов-
ленными. Обычно у них низкая мотивация достижений. Им также необходимо учиться
управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена или соревнований,
которые для всех являются стрессовыми, показать все, на что способны.
7–13 – средний уровень тревожности. Умеренный уровень тревожности оказыва-
ет на человека стимулирующее действие. Однако вам следует учитывать, что ваше
внутренне состояние неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов – успех или
неуспеха в делах, отношений с близкими людьми, здоровья.
14–20 – высокий уровень тревожности. Вероятно, вы часто испытываете нервное
перенапряжение. Обратите внимание на режим дня, займитесь спортом, пересмотрите
свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите
второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и
чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планирова-
нии своей работы. Не стремитесь к общению с большим числом людей.
Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих
событий. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тре-
вожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.
5. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ
Изучение психологических особенностей учащихся снижает вероятность ошибки
при выборе профиля обучения. При этом необходимо отметить, что в школьном воз-
расте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только
об индивидуальных психологических способностях как предпосылках формирования
профессиональных способностей.
Работа с методиками основана на активности и желании подростка самостоя-
тельно принять решение о своем профессиональном будущем на основе полученной
информации о себе и профессии, поэтому предполагает отказ от директивных методов
консультирования, блокирующих потребность в профессиональном и личностном са-
моопределении.
Данные, полученные в ходе диагностики, можно систематизировать следующим
образом:
1. Мотивационная сфера. Профессиональные интересы и склонности, уровень
притязаний, направленность личности, ценностные ориентации, потребности.
2. Интеллектуальная сфера. Уровень и качественные особенности интеллекта,
когнитивные стили, степень реализации интеллектуальных возможностей.
3. Эмоционально-волевая сфера. Эмоциональная стабильность, способность к
адаптации, саморегуляция, особенности поведения в конфликтных ситуациях.
Блоки нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, получен-
ная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Результа-
ты диагностики могут учитываться при комплектовании профильных классов. Ряд ме-
тодик может использоваться не только в целях профессионального самоопределения,
но и при оказании психологической помощи подросткам, испытывающим трудности в
обучении и общении.
Сочетание нескольких разноплановых методик дает достоверную картину
профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя учащимся выбрать
профиль обучения или направление профессиональной деятельности.
В таблице указаны десять профилей обучения, методы диагностики профессиональ-
ных интересов, склонностей, особенностей интеллектуальной, коммуникативной, пси-
хоэмоциональной сферы и значимые результаты, соотносящиеся с профилем обучения:
Профиль
Профессиональные ин-
тересы и склонности
Интеллектуальная
сфера
Психо-
эмоциональная
сфера
Физико-
математи-
ческий
профиль
Матрица выбора профес-
сии: техника.
Опросник Холланда: реа-
листический, интеллекту-
альный тип.
«Профиль»: физика – ма-
тематика, механика – кон-
струирование, радиотехни-
ка – электроника
«Эрудит»: физика и мате-
матика, «Поиск закономер-
ностей», «Установление
аналогий».
Тест механической понят-
ливости Беннета (высокий
результат).
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
Есте-
ственно-
научный
профиль
(физика и
химия)
Матрица выбора профес-
сии: техника, природа.
Опросник Холланда: реа-
листический, интеллекту-
альный тип.
«Профиль»: физика – ма-
тематика, химия – биоло-
гия
«Эрудит»: физика и мате-
матика; естественные
науки; «Аналогии»; «Поиск
закономерностей».
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
Есте-
ственно-
научный
профиль
(биология
и геогра-
фии)
Матрица выбора профес-
сии: природа.
Опросник Холланда: реа-
листический, интеллекту-
альный тип.
«Профиль»: химия – биоло-
гия, география – геология
«Эрудит»: естественные
науки; «Аналогии»; «Поиск
закономерностей».
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
Социаль-
но-
экономи-
ческий
профиль
Матрица выбора профес-
сии: финансы.
Опросник Холланда: пред-
принимательский тип.
«Профиль»: предпринима-
тельство, история – поли-
тика
«Эрудит»: общественные
науки; «Классификация»;
«Аналогии»; «Обобще-
ние».
Высокая интеллектуальная
лабильность.
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
Тест «Поведение
в конфликтах
(сотрудниче-
ство)».
Высокий соци-
альный интел-
лект
Гумани-
тарный
профиль
Матрица выбора профес-
сии: человек.
Опросник Холланда: соци-
альный тип.
Опросник профессиональ-
ных склонностей: склон-
ность к работе с людьми.
«Профиль»: педагогика –
медицина
«Эрудит»: общественные,
гуманитарные науки;
«Аналогии»; «Обобще-
ние»; «Классификация».
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
Тест «Поведение
в конфликтах
(сотрудниче-
ство)».
Высокий соци-
альный интел-
лект
Филологи-
ческий
Матрица выбора профессии:
информация, искусство.
«Эрудит»: гуманитарные
науки; «Классификация»;
Высокий соци-
альный интел-
профиль
Опросник Холланда: ин-
теллектуальный, артисти-
ческий тип.
«Профиль»: литература –
искусство
«Аналогии»; «Обобще-
ние».
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
лект
Информа-
ционно-
техноло-
гический
профиль
Матрица выбора профес-
сии: информация, техника.
Опросник Холланда: ин-
теллектуальный тип.
«Профиль»: физика – ма-
тематика, радиотехника –
электроника
«Эрудит»: физика и мате-
матика; «Поиск закономер-
ностей».
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
Высокий соци-
альный интел-
лект
Агро-
техноло-
гический
профиль
Матрица выбора профес-
сии: природа, техника.
Опросник Холланда: реа-
листический тип.
«Профиль»: география –
геология
«Эрудит»: естественные
науки, «Поиск закономер-
ностей».
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
Индустри-
ально-
техноло-
гический
профиль
Матрица выбора профес-
сии: техника.
Опросник Холланда: реа-
листический тип.
«Профиль»: радиотехника –
электроника, механика –
конструирование
«Эрудит»: «Поиск законо-
мерностей».
Тест Беннета (высокий
результат).
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
Художе-
ственно-
эстетиче-
ский про-
филь
Матрица выбора профес-
сии: искусство.
Опросник Холланда: арти-
стический тип.
«Профиль»: литература –
искусство
«Эрудит»: гуманитарные
науки.
Тест интеллектуального
потенциала (высокий ре-
зультат)
Заключение по результатам диагностики может представлять собой развернутый
психологический портрет или таблицу, в которой отражены характеристики, суще-
ственные для принятия решения о выборе профессии.
Заключение должно быть написано грамотно, профессионально и корректно, в
однозначных понятиях, доступных самому подростку, не должно содержать домыслов,
гипотез и категоричных формулировок.
Данный комплекс имеет не только диагностический, но и активизирующий и
развивающий характер. Его продолжением и дополнением могут быть система класс-
ных часов «Беседы о выборе профессии», тренинги, игры и другие средства психолого-
педагогической помощи учащимся в нахождении жизненных смыслов и ценностей,
лежащих в основе эффективной профессиональной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ САМОДИАГНОСТИКИ
Запишите в таблицу результаты работы с методиками
Профессиональные интересы и склонности
Матрица выбора профессии
«Одно из двух»
«Профиль»
Интеллектуальная сфера
Определение технических способностей
Тест интеллектуального потенциала
«Эрудит»
Эмоциональная сфера
Социальный интеллект
Поведение в конфликте
Определение уровня тревожности
Отметьте результаты, с которыми вы согласны (подчеркните).
Какие методики были для вас самыми полезными? (Подчеркните.)
Какие методики вызвали затруднения? (Подчеркните.)
Что вы еще хотели бы узнать о себе? ______________________________________
Вернитесь к началу и еще раз прочитайте вопросы «Анкеты самоопределения».
Отметьте, на какие вопросы вы сейчас ответили бы иначе? Изменились ли ваши про-
фессиональные планы?
а) да ________________________________________________________________
б) нет _______________________________________________________________
Заполните таблицу, учитывая, что достоинства и недостатки – это внутренние
факторы, которые зависят от вас, а возможности и препятствия – внешние, которые
от вас не зависят.
Достоинства – это личностные качества, склонности, способности, знания и
умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей.
Недостатки – это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, ко-
торые могут затруднить достижение поставленных целей.
Возможности – это благоприятные внешние условия.
Препятствия – неблагоприятные внешние условия.
Достоинства
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.
Недостатки
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.
Возможности
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.
Препятствия
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. – М., 1982.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – М., 1987.
4. Профессиональный отбор персонала (под ред. И.А. Волошиной и В.Л. Шкалико-
ва). – М., 2001.
5. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М., 1993.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
7. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологиче-
ских свойств нервной системы. Казань, 1969.
8. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологи-
ческого исследования школьников. – М., 1969.
9. Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета. – М., 1993.
10. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. – М., 2003.
11. Прощицкая Е.Н. Дж. Голланд о выборе профессии / Школа и производство.
1993–4.
12. Романова Е.С. Психодиагностика. – Спб., 2009.
13. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М., 2006.
14. Резапкина Г.В. Искусственный отбор. – М., 2004.
15. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М., 2005.
16. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. – М., 2004.
17. Резапкина Г.В., Холланд + Климов =… / Школьный психолог. № 5. 2007.
18. Тест интеллектуального потенциала. КГЦПМ. Киев, 1989.
19. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.
20. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.