ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 1272

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

 

 

Правильные ответы 

Число правильных отве-

тов и уровень интеллекта 

– 2 

– 5 

11 

– 2 

16 

– 1 

21 

– 5 

26 

– 6  

26

–29 (очень высокий) 

– 3 

– 6 

12 

– 2 

17 

– 3 

22 

– 6 

27 

– 3  

21

–25 (высокий) 

– 2 

– 2 

13 

– 6 

18 

– 5 

23 

–1 

28 

– 1  

16

–20 (средний) 

– 6 

– 3 

14 

– 5 

19 

– 6 

24 

– 4 

29 

– 5  

10

–15 (сниженный) 

– 3 

10 

– 3 

15 

– 4 

20 

– 2 

25 

– 2 

∑ 

Менее 10 (очень низкий) 

Высокие результаты по данному тесту соотносятся с успехами по физике и мате-

матике. Расхождение  результатов  тестирования  со школьной  успеваемостью (высокие 
результаты  –  низкая  успеваемость), а  также  отставание  вербального  мышление  от  не-
вербального – признак педагогической запущенности.  

ТИП может быть использован для оценки реалистичности ориентации школьни-

ка на высшее техническое и естественнонаучное образование, исследовательскую дея-
тельность, на профессии, требующие высокого уровня развития пространственно- зри-
тельных представлений.  

Измеряемый с помощью ТИП уровневый показатель интеллекта – всего лишь ра-

зовый замер, который не может служить основанием для категорических выводов.  

 

4.3. Методика «Эрудит» (модификация методики ШТУР).  

Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной про-

граммы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербально-

го интеллекта учащихся 8–9-х классов. Она состоит из четырех серий заданий, каждая 

из которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установле-

ние аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физи-

ко-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметно-

го  цикла.  Задания  четвертой  серии  направлены  на  изучение  способности  к  анализу  и 

синтезу знаковой информации. 

Методика  «Эрудит»  может  использоваться  для  оценки  успешности  обучения 

различных групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.  

Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по 

одному, психолог должен внимательно следить, чтобы они не списывали друг у друга. 

У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.  

 

 

21 

 

41 

 

61 

 

 

22 

 

42 

 

62 

 

 

23 

 

43 

 

63 

 

 

24 

 

44 

 

64 

 

 

25 

 

45 

 

65 

 

Общественные науки 

 

 

 

 

26 

 

46 

 

66 

 

 

27 

 

47 

 

67 

 

 

28 

 

48 

 

68 

 

 

29 

 

49 

 

69 

 

10 

 

30 

 

50 

 

70 

 

Гуманитарные науки 

 

 

 

11 

 

31 

 

51 

 

71 

 


background image

12 

 

32 

 

52 

 

72 

 

13 

 

33 

 

53 

 

73 

 

14 

 

34 

 

54 

 

74 

 

15 

 

35 

 

55 

 

75 

 

Естественные науки 

 

 

 

16 

 

36 

 

56 

 

76 

 

17 

 

37 

 

57 

 

77 

 

18 

 

38 

 

58 

 

78 

 

19 

 

39 

 

59 

 

79 

 

20 

 

40 

 

60 

 

80 

 

Физика математика 

 

З 

 

А 

 

К 

 

О 

 

 

  

Инструкция I. 
Даны три слова. Первое и второе слова связаны по смыслу. Из четырех слов вы-

берите  то, которое  связано  по  смыслу  с  третьим  так,  как  первое  со вторым. В  бланке 
рядом с номером задания запишите его букву. Пример: летчик – самолет = машинист – ? 
Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, ма-
шинист – поездом. Правильный ответ – б.  

1. Рабовладельцы – капиталисты = рабы – … 

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наёмные рабочие; г) пленные. 

2. Богатство – бедность = крепостная зависимость – … 

а)  крепостные  крестьяне;  б)  личная  свобода;  в)  неравенство;  г)  частная  соб-

ственность. 

3. Первобытный строй – рабовладельческий строй = рабовладельческий строй – …  

а)  социалистический  строй;  б)  капиталистический  строй;  в)  демократическое 

правление; г) феодальный строй. 

4. Роза – цветок = врач – … 

а) занятие; б) должность; в) специальность; г) профессия. 

5. Война – смерть = частная собственность – … 

а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы. 

6. Стихотворение – поэзия = рассказ – … 

а) проза; б) писатель; в) повесть; г) предложение. 

7. Старт – финиш = пролог – … 

а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) эпилог. 

8. Роман – глава = стихотворение – … 

а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм. 

9. Числительное – количество = глагол – … 

а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи. 

10. Глагол – спрягать = существительное – … 

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять.  

11. Колумб – путешественник = землетрясение – … 

а) природное явление; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы. 

12. Север – юг = осадки – … 

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха. 

13. Папоротник – спора = сосна – … 

а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.  

14. Растение – стебель = клетка – … 

а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент. 

 

15. Понижение атмосферного давления – осадки = антициклон – … 

а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность. 

16. Фигура – треугольник = состояние вещества – … 

а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода. 


background image

17. Прямоугольник – плоскость = куб – … 

а) сторона; б) ребро; в) высота; г) объем. 

18. Диаметр – радиус = окружность – … 

а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг. 

19. Холодно – горячо = движение – … 

а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие. 

20. Слагаемые – сумма = множители – … 

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.  

Инструкция II. 
Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите сло-

во, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Пример: а) корова; 
б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, а четвертое – 
дикого. Значит, правильный ответ – волк.  

21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.  
22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника. 
23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов. 
24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.  
25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ. 
26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.  
27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ. 
28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев. 
29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог. 
30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание. 
31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас. 
32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость. 
33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин. 
34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия. 
35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал. 
36. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая. 
37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак. 
38. а) длина; б) метр; в) масса; г) объём.  
39. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность. 
40. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник. 
Инструкция III. 
Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые 

существенные для обоих слов признаки. Пример: сосна – ель. Варианты ответов: а) рас-
тения; б) природа; в) деревья; г) хвойные деревья. Правильный ответ – г, потому что он 
точнее всего отражает существенные свойства этих понятий. 

41. Феодализм – капитализм: а) устройство общества; б) формы правления; в) не-

равенство; г) общественный строй.  

42. Радио – телевидение: а) способы передачи информации; б) средства массовой 

информации; в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.  

43. Наука – искусство: а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области 

человеческой деятельности. 

44. Школа – институт: а) образование; б) здания; в) учебные заведения; г) спосо-

бы получения знаний.  

45.  Монархия  –  демократия:  а)  государственный  строй;  б)  формы  правления;  

в) правительство; г) устройство общества.  


background image

46.  Сказка  –  былина:  а)  литературный  жанр;  б)  выдумка;  в)  устное  народное 

творчество; г) литературное произведение. 

47.  Пролог  –  кульминация:  а)  литературный  прием;  б)  элементы  литературного 

произведения; в) художественные средства; г) способы изложения.  

48.  Глагол  –  прилагательное:  а)  главные  члены  предложения;  б)  части  речи;  

в) второстепенные члены предложения; г) лингвистические термины.  

49.  Классицизм  –  романтизм:  а)  стиль;  б)  жанры;  в)  художественный  стиль;  

г) направления в искусстве.  

50. Определение – обстоятельство: а) члены предложения; б) части речи; в) виды 

предложений; г) уточняющие слова. 

51. Азия – Африка: а) страны; б) континенты; в) материки; г) части света. 
52. Сердце – артерия: а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система крово-

обращения; г) органы тела.  

53.  Облачность  –  осадки:  а)  природные  явления;  б)  дождь;  в)  погода;  г)  атмо-

сферные явления.  

54.  Жиры  –  белки:  а)  биологические  вещества;  б)  микроэлементы;  в)  органиче-

ские вещества; г) химический состав тела.  

55. Канал – плотина: а) гидроэлектростанции; б) водные сооружения; в) водоемы; 

г) водные преграды.  

56.  Сумма  –  произведение:  а)  математические  термины;  б)  вычисления;  в)  ре-

зультаты математических действий; г) результаты вычислений. 

57. Газ – жидкость: а) молекулы; б) состояние; в) химическое вещество; г) агре-

гатное состояние вещества.  

58. Дифракция – интерференция: а) волновые явления; б) характеристики свето-

вой волны; в) природные явления; г) физические термины. 

59. Ампер – вольт: а) электричество; б) физические термины; в) единицы измере-

ния электрического тока; г) ученые-физики.  

60. Синус – косинус: а) квадратичные функции; б) тригонометрические функции; 

в) четные функции; г) нечетные функции.  

Инструкция IV. 
Числа в  каждом  ряду  расположены по определённому  правилу.  Вы  должны  по-

нять эту закономерность и записать в бланке ответов число, которое продолжает этот 
числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо 
мысленно выполнять арифметические действия. 

 

61. 

12 

15 

18 

21 

62. 

63. 

64. 

10 

12 

11 

10 

65. 

16 

18  

66. 

13 

18  

67. 

15 

13 

16 

12 

17 

11 

68. 

16 

32  

69. 

10 

17 

26  

70. 

16 

25 

36  

71. 

128 

64 

32 

16 

72. 

15 

31 

56  

73. 

31 

24 

18 

13 

74. 

255 

127 

63 

31 

15 

75. 

17 

33 

58