ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2019
Просмотров: 1273
Скачиваний: 2
5) все вышеперечисленное;
6) ничего.
Цель следующего вопроса (5) – не только оценка уровня притязаний респонден-
тов. Данный пункт анкеты позволяет озвучить достоверную информацию о средней
заработной плате как в целом по стране, так и в конкретных регионах, что может по-
влиять на обычно завышенный уровень притязаний молодых людей.
5. Знаешь ли ты средний размер заработной платы в своем регионе? Когда ты
будешь работать, то планируешь зарабатывать (один вариант):
1) примерно столько;
2) в два раза больше;
3) в три раза больше;
4) в десять раз больше;
5) не думаю об этом.
Вопрос о соотношении трудовых затрат и материальном вознаграждении (6) ло-
гически связан с предыдущим. Респонденты должны задуматься над тем, какую цену
они готовы платить за большую зарплату.
6. В будущем я, скорее всего, предпочту (один вариант):
1) небольшой, но стабильный доход;
2) много работать и много получать;
3) мало работать и мало получать;
4) возможность высокой прибыли с риском все потерять;
5) не думаю об этом.
Вопрос о ресурсах, на которые респондент рассчитывает при достижении своих
профессиональных целей (7), косвенно затрагивает его ценностные ориентации:
7. При достижении моих профессиональных целей важнее всего (не более трех
вариантов):
1) деньги;
2) связи;
3) трудолюбие;
4) способности;
5) образование;
6) случай.
Ответы на вопросы 6, 7 выявляют ресурсы для достижения своих целей. Такого
рода показатели отражают «феномен цены» (В.С. Магун), которая должна быть запла-
чена человеком для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Можно предполо-
жить, что далеко не всегда «цена» соответствует тем достижениям, за которые она за-
плачена. Если жизненная удовлетворенность является как бы вознаграждением за успе-
хи и достижения, то усталость – цена за них. Соотношение этих показателей позволяет
охарактеризовать актуальную жизненную ситуацию с точки зрения степени ее благо-
приятности для респондентов. Это особенно наглядно проявляется в зрелый период
жизни, когда слишком дорогую цену приходится платить за неправильные решения,
ошибочные цели и планы. Но подростки, опираясь на свой опыт, тоже способны осо-
знать этот феномен (Е.И. Головаха).
Вопрос №8 включен для учащихся, выбирающих профиль обучения. Осознанное
желание самого подростка учиться в профильном классе не менее значимо, чем оценки
и результаты психологической диагностики.
8. Желательный для тебя профиль обучения.
9. Желательный для тебя способ получения профессии:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее профессиональное образование;
3) обучение на рабочем месте, курсы;
4) обучение не требуется.
Анкетирование учащихся 8–9-х классов по данной анкете в начале и конце учеб-
ного года – это, по сути, социально-психологический мониторинг, который позволяет
увидеть взаимосвязь различных факторов самоопределения, выявить объективные и
субъективные причины, искажающие профессиональный выбор и негативно влияющие
на личностное развитие подростка.
Подобная форма работы актуализирует процесс профессионального и личност-
ного самоопределения подростков, помогает им более реалистично планировать свое
будущее. Специалистам, занимающимся профориентационной работой в школе, мони-
торинг поможет определить приоритетные направления психолого-педагогического
сопровождения выбора профессии.
Логическим продолжением работы с «Анкетой самоопределения» является
«Матрица выбора профессии».
2.3. «Матрица выбора профессии» (методика Г.В. Резапкиной).
«Матрица выбора профессии» представляет собой поле, где по горизонтали рас-
положены восемь названий объектов, или предметов деятельности, а по вертикали –
восемь видов деятельности. В ходе работы уточняется значение этих понятий, затем
каждый ученик выбирает конкретный вид и объект деятельности и на пересечении этих
двух колонок читает названия профессий, соответствующих его запросам. Образно го-
воря, методика позволяет выбрать профессию «с первого взгляда». Расширение спектра
предметов, или объектов, труда по сравнению с известной типологией Е.А. Климова
позволяет более точно определить сферу профессиональных интересов, а выбор вида
деятельности сужает поле выбора до конкретных профессий.
Методика может использоваться на первом, ориентировочном этапе психологи-
ческой диагностики способностей к различным видам деятельности.
Инструкция. Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с
«Матрицей выбора профессии» поможет вам уточнить свой выбор, узнать будущую
профессию, увидеть новые варианты. С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой
объект труда вас привлекает? Выберите один основной и два запасных варианта:
1) Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупа-
тели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.).
2) Информация (текст, формулы, схемы, иностранные языки, языки программи-
рования).
3) Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).
4) Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).
5) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.).
6) Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.).
7) Изделия и продукты (одежда, предметы обихода, лекарства, продукты пита-
ния и т.д.).
8) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, полезные ископаемые т.д.).
Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает? Выбери-
те один основной и два запасных варианта.
1) Управление (руководство чьей-то деятельностью).
2) Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей).
3) Образование (воспитание, обучение, формирование личности).
4) Производство и добыча (изготовление продукции, добыча полезных ископа-
емых).
5) Конструирование (проектирование деталей и объектов).
6) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).
7) Защита (охрана от болезней и враждебных действий).
8) Контроль и оценка (проверка и наблюдение).
В «Матрице» приведены около двухсот профессий. Для ознакомления с ними ре-
комендуются профессиокарты учебно-методического комплекта «Скорая помощь в
выборе профессии» (Генезис, 2010). В ходе знакомства с профессиями представления о
них учащихся нередко претерпевают изменения, становясь более реалистичными и
обоснованными.
Те, кто уже выбрал профессию, могут определить, насколько их выбор совпал с
тем, что предлагается в таблице. На этом этапе нередко происходит подтверждение
первоначального выбора, вызывающее положительные эмоции («У меня совпало!»).
Однако это совпадение не должно никого обольщать, так как свидетельствует только о
подтверждении желания заниматься определенной деятельностью, но не возможно-
стью. Особое внимание следует обратить на тех ребят, чей первоначальный выбор не
совпал с результатами диагностики по «Матрице выбора профессии». Ценность этой
ситуации в том, что она активизирует процесс профессионального самоопределения,
обнажает проблему выбора, давая возможность здесь и теперь увидеть, в чем причина
рассогласования двух выборов.
1
Человек
2
Информация
3
Финансы
4
Техника
1
Управление
Администратор
Менеджер по пер-
соналу
Секретарь
Системный адми-
нистратор
Маркетолог
Диспетчер
Консультант по
управлению
Финансист
Экономист
Водитель
Штурман
Машинист
Техник
2
Обслужива-
ние
Продавец
Менеджер по ту-
ризму
Соцработник
Медработник
Оператор связи
Информатик
Гид-переводчик
Менеджер по ре-
кламе
Инкассатор
Бухгалтер
Брокер
Кассир
Электромонтер
Слесарь
Инженер
Автомеханик
3
Обучение и
воспитание
Воспитатель
Тренер
Школьный психо-
лог
Преподаватель
Филолог
Лингвист
Преподаватель
информатики
Преподаватель
Экономики
Консультант по
управлению
Мастер произ-
водственного
обучения
Инструктор по
вождению
4
Производ-
ство
и добыча
Программист
Редактор теле-
радиопрограмм
Web-
дизайнер
Верстальщик
Журналист
Кинооператор
Финансист
Экономист
Бухгалтер
Кассир
Электрик
Слесарь
Сварщик
Фрезеровщик
Станочник
5
Конструиро-
вание
Имиджмейкер
Генетик
Пластический
хирург
Переводчик
Корреспондент
Журналист
Web-
дизайнер
Картограф
Программист
Аналитик
Экономист
Финансист
Калькулятор
Инженер-
конструктор
Инженер-
рационализатор
Автомеханик
Техник
Инженер по те-
леоборудова-
нию
6
Исследова-
ние
Психолог
Физиолог
Социолог
Эксперт-
криминалист
Следователь
Лаборант
Социолог
Математик
Историк
Маркетолог
Статистик
Аналитик
Аудитор.
Экономист
Аналитик
Инженер-
технолог
Инженер-
математик
Испытатель
Хронометражист
Метролог
7
Защита
Адвокат
Военный
Врач
Милиционер
Программист
Нотариус
Патентовед
Страховой агент
Антикризисный
управляющий
Юрисконсульт
Инкассатор
Инженер по ТБ
Испытатель
Пожарный
Водолаз
8
Контроль и
оценка
Прокурор
Врач-
эпидемиолог
Контролер
Программист
Редактор
Корректор
Оператор
Аудитор.
Бухгалтер-
ревизор
Контролер
Налоговый ин-
спектор
Инженер-
технолог
Инженер по ТБ
Контролер
Аппаратчик
5
Искусство
6
Животные и
растения
7
Изделия и
продукты
8
Природные
ресурсы
1
Управление
Режиссер театра
и кино
Дирижер
Балетмейстер
Продюсер
Зоотехник
Фермер
Дрессировщик
Почвовед
Менеджер
по продажам
Товаровед
Логистик
Мерчендайзер
Инженер по ка-
дастру
Геодезист
Техник-
энергетик
2
Обслужива-
ние
Дизайнер
Кинооператор
Парикмахер
Экскурсовод
Агрохимик
Зооинженер
Животновод
Растениевод
Продавец
Экспедитор
Товаровед
Мелиоратор
Эколог
Техник-
озеленитель
3
Обучение и
воспитание
Учитель живописи
Руководитель
художественной
студии
Тренер лошадей
Жокей
Кинолог
Преподаватель
биологии
Преподаватель
спецпредметов
Мастер произ-
водственного
обучения
Преподаватель
Географии
Эколог
4
Производ-
ство и добы-
ча
Артист театра и
кино
Художник-
иллюстратор
Музыкант
Кинооператор
Ювелир
Резчик по дереву
Агроном-
семеновод
Зоотехник
Селекционер
Животновод.
Растениевод
Провизор
Инженер-
технолог
Повар
Слесарь
Швея
Горный инженер
Гидролог
Гидрогеолог
Мастер леса
Горнорабочий
Нефтяник
5
Конструиро-
вание
Композитор
Режиссер театра
и кино
Архитектор ланд-
шафта
Селекционер
Архитектор-
градостроитель
Инженер-
Горный инженер
Архитектор
ландшафта
Дизайнер
Артист
Художник-
иллюстратор
Музыкант
Флорист
Семеновод
Агротехник
Зоотехник
технолог
Модельер-
конструктор
Закройщик
Монтажник
Инженер-
гидролог
Техник-
озеленитель
6
Исследова-
ние
Киновед
Искусствовед
Литературовед
Культуролог
Биолог
Микробиолог
Зоопсихолог
Агротехник
Зоотехник
Лаборант-эколог
Археолог
Санитарный
врач
Лаборант
Товаровед
Технолог
Дегустатор
Почвовед
Метеоролог
Геолог
Техник-
гидрогеолог
Почвовед
7
Защита
Каскадер
Реставратор
Музейный работ-
ник
Егерь
Лесник
Ветеринар
Инспектор рыбна-
дзора
Таможенник
Врач-
эпидемиолог
Врач-диетолог
Лаборант
Инспектор по
охране природы
Мелиоратор
Эколог
Метеоролог
8
Контроль и
оценка
Редактор
Критик (литера-
турный)
Музейный работ-
ник
Оценщик (недви-
жимости)
Зооинженер
Агроном
Охотовед
Агротехник
Зоотехник
Санинспектор
Контролер
Риэлтор
Метролог
Таможенник
Радиолог
Эколог
Метеоролог
3. ГРУППОВАЯ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИН-
ТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ»
3.1. «Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г.В. Резапкиной).
В данной методике объединены две самые известные и теоретически обоснован-
ные типологии, которые дополняют друг друга. По Е.А. Климову, каждый человек со-
гласно своим личностным качествам выбирает определенный тип профессии. В зави-
симости от предмета труда выделяют следующие группы: человек – человек, человек –
техника, человек – природа, человек – знаковая система, человек – художественный
образ. По Дж. Холланду, профессиональный успех, удовлетворенность своим трудом
зависят от профессионального типа личности (реалистический, интеллектуальный, со-
циальный, офисный, предпринимательский, артистический).
В методике попарно сравниваются 60 профессий, относящихся к разным типам
по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. Узнать их содержа-
ние, профессионально важные качества и медицинские противопоказания можно с по-
мощью профессиокарт учебно-методического комплекта «Скорая помощь в выборе
профессии» (Генезис, 2010).
Инструкция. Прочитайте список профессий, сравнивая их попарно. После каж-
дой профессии стоит буква. Это код профессии. В бланке ответов рядом с кодом
наиболее привлекательной из двух профессий поставьте «+». Например, если в паре
«Автомеханик (Р)» — «Физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомехани-
ка, поставьте «+» в бланке ответов на строке «Р»; если интереснее профессия физиоте-
рапевта, поставьте «+» в строке «С».