ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 1273

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

5) все вышеперечисленное; 
6) ничего. 

Цель следующего вопроса (5) – не только оценка уровня притязаний респонден-

тов.  Данный  пункт  анкеты  позволяет  озвучить  достоверную  информацию  о  средней 
заработной плате как в целом по стране, так и в конкретных регионах, что может по-
влиять на обычно завышенный уровень притязаний молодых людей.  

5.  Знаешь  ли  ты  средний  размер  заработной  платы  в  своем  регионе?  Когда  ты 

будешь работать, то планируешь зарабатывать (один вариант): 

1) примерно столько;  
2) в два раза больше;  
3) в три раза больше; 
4) в десять раз больше; 
5) не думаю об этом. 

Вопрос о соотношении трудовых затрат и материальном вознаграждении (6) ло-

гически  связан  с  предыдущим.  Респонденты  должны  задуматься  над  тем,  какую  цену 
они готовы платить за большую зарплату. 

6.  В будущем я, скорее всего, предпочту (один вариант): 

1) небольшой, но стабильный доход;  
2) много работать и много получать; 
3) мало работать и мало получать; 
4) возможность высокой прибыли с риском все потерять; 
5) не думаю об этом. 

Вопрос о ресурсах, на которые респондент рассчитывает при достижении своих 

профессиональных целей (7), косвенно затрагивает его ценностные ориентации:  

7.  При  достижении  моих  профессиональных  целей  важнее  всего  (не  более  трех 

вариантов): 

1) деньги; 
2) связи; 
3) трудолюбие; 
4) способности; 
5) образование;  
6) случай. 

Ответы на вопросы 6, 7 выявляют ресурсы для достижения своих целей. Такого 

рода показатели отражают «феномен цены» (В.С. Магун), которая должна быть запла-
чена  человеком  для  того,  чтобы  удовлетворить  свои  потребности.  Можно  предполо-
жить, что далеко не всегда «цена» соответствует тем достижениям, за которые она за-
плачена. Если жизненная удовлетворенность является как бы вознаграждением за успе-
хи и достижения, то усталость – цена за них. Соотношение этих показателей позволяет 
охарактеризовать  актуальную  жизненную  ситуацию  с  точки  зрения  степени  ее  благо-
приятности  для  респондентов.  Это  особенно  наглядно  проявляется  в  зрелый  период 
жизни,  когда  слишком  дорогую  цену  приходится  платить  за  неправильные  решения, 
ошибочные цели и планы. Но подростки, опираясь на свой опыт, тоже способны осо-
знать этот феномен (Е.И. Головаха).  

Вопрос №8 включен для учащихся, выбирающих профиль обучения. Осознанное 

желание самого подростка учиться в профильном классе не менее значимо, чем оценки 
и результаты психологической диагностики.  

8.  Желательный для тебя профиль обучения.  
 
 


background image

9.  Желательный для тебя способ получения профессии:  

1) среднее профессиональное образование; 
2) высшее профессиональное образование; 
3) обучение на рабочем месте, курсы; 
4) обучение не требуется. 

Анкетирование учащихся 8–9-х классов по данной анкете в начале и конце учеб-

ного  года  – это, по  сути,  социально-психологический  мониторинг, который  позволяет 
увидеть  взаимосвязь  различных  факторов  самоопределения,  выявить  объективные  и 
субъективные причины, искажающие профессиональный выбор и негативно влияющие 
на личностное развитие подростка.  

Подобная  форма  работы  актуализирует  процесс  профессионального  и  личност-

ного  самоопределения  подростков,  помогает  им  более  реалистично  планировать  свое 
будущее. Специалистам, занимающимся профориентационной работой в школе, мони-
торинг  поможет  определить  приоритетные  направления  психолого-педагогического 
сопровождения выбора профессии. 

Логическим  продолжением  работы  с  «Анкетой  самоопределения»  является 

«Матрица выбора профессии». 

 

2.3. «Матрица выбора профессии» (методика Г.В. Резапкиной). 
«Матрица выбора профессии» представляет собой поле, где по горизонтали рас-

положены  восемь  названий  объектов,  или  предметов  деятельности,  а  по  вертикали  – 
восемь  видов  деятельности.  В  ходе  работы  уточняется  значение  этих  понятий,  затем 
каждый ученик выбирает конкретный вид и объект деятельности и на пересечении этих 
двух колонок читает названия профессий, соответствующих его запросам. Образно го-
воря, методика позволяет выбрать профессию «с первого взгляда». Расширение спектра 
предметов,  или  объектов,  труда  по  сравнению  с  известной  типологией  Е.А.  Климова 
позволяет  более  точно  определить  сферу  профессиональных  интересов,  а  выбор  вида 
деятельности сужает поле выбора до конкретных профессий. 

Методика  может  использоваться  на  первом, ориентировочном  этапе психологи-

ческой диагностики способностей к различным видам деятельности.  

Инструкция.  Многие  испытывают  трудности  в  выборе  профессии.  Работа  с 

«Матрицей  выбора  профессии»  поможет  вам  уточнить  свой  выбор,  узнать  будущую 
профессию, увидеть новые варианты. С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой 
объект труда вас привлекает? Выберите один основной и два запасных варианта: 

1)  Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупа-

тели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.). 

2)  Информация (текст, формулы, схемы, иностранные языки, языки программи-

рования). 

3)  Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты). 
4)  Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины). 
5)  Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.). 
6)  Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.).  
7)  Изделия  и  продукты  (одежда,  предметы  обихода,  лекарства,  продукты  пита-

ния и т.д.).  

8)  Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, полезные ископаемые т.д.). 
 
 
 
 


background image

Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает? Выбери-

те один основной и два запасных варианта. 

1)  Управление (руководство чьей-то деятельностью). 
2)  Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей). 
3)  Образование (воспитание, обучение, формирование личности). 
4)  Производство и добыча  (изготовление продукции, добыча полезных ископа-

емых).  

5)  Конструирование (проектирование деталей и объектов). 
6)  Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).  
7)  Защита (охрана от болезней и враждебных действий). 
8)  Контроль и оценка (проверка и наблюдение).  
В «Матрице» приведены около двухсот профессий. Для ознакомления с ними ре-

комендуются  профессиокарты  учебно-методического  комплекта  «Скорая  помощь  в 
выборе профессии» (Генезис, 2010). В ходе знакомства с профессиями представления о 
них  учащихся  нередко  претерпевают  изменения,  становясь  более  реалистичными  и 
обоснованными. 

Те, кто уже выбрал профессию, могут определить, насколько их выбор совпал с 

тем,  что  предлагается  в  таблице.  На  этом  этапе  нередко  происходит  подтверждение 
первоначального  выбора,  вызывающее  положительные  эмоции  («У  меня  совпало!»). 
Однако это совпадение не должно никого обольщать, так как свидетельствует только о 
подтверждении  желания  заниматься  определенной  деятельностью,  но  не  возможно-
стью. Особое  внимание следует  обратить  на  тех  ребят,  чей  первоначальный выбор  не 
совпал  с  результатами  диагностики  по  «Матрице  выбора  профессии».  Ценность  этой 
ситуации  в  том,  что  она  активизирует  процесс  профессионального  самоопределения, 
обнажает проблему выбора, давая возможность здесь и теперь увидеть, в чем причина 
рассогласования двух выборов.  

 

 

Человек 

Информация 

Финансы 

Техника 


Управление 
 

Администратор 
Менеджер по пер-
соналу 
Секретарь 

Системный адми-
нистратор 
Маркетолог  
Диспетчер  

Консультант по 
управлению  
Финансист 
Экономист 

Водитель 
Штурман 
Машинист 
Техник 


Обслужива-
ние 
 

Продавец 
Менеджер по ту-
ризму 
Соцработник 
Медработник 

Оператор связи 
Информатик  
Гид-переводчик  
Менеджер по ре-
кламе 

Инкассатор 
Бухгалтер 
Брокер 
Кассир 

Электромонтер 
Слесарь  
Инженер 
Автомеханик 


Обучение и 
воспитание 

Воспитатель 
Тренер 
Школьный психо-
лог 
Преподаватель  

Филолог 
Лингвист 
Преподаватель 
информатики 

Преподаватель  
Экономики 
Консультант по 
управлению 

Мастер произ-
водственного 
обучения 
Инструктор по 
вождению 


Производ-
ство 
и добыча 
 

 

Программист 
Редактор теле-
радиопрограмм 
Web-

дизайнер 

Верстальщик 
Журналист 
Кинооператор 

Финансист 
Экономист 
Бухгалтер 
Кассир 
 

Электрик 
Слесарь  
Сварщик  
Фрезеровщик 
Станочник 

 
 


background image


Конструиро-
вание 
 

Имиджмейкер 
Генетик 
Пластический 
хирург 

Переводчик 
Корреспондент 
Журналист 
Web-

дизайнер 

Картограф 
Программист 

Аналитик 
Экономист 
Финансист 
Калькулятор 

Инженер-
конструктор 
Инженер-
рационализатор 
Автомеханик 
Техник 
Инженер по те-
леоборудова-
нию 


Исследова-
ние 
 

Психолог 
Физиолог 
Социолог 
Эксперт-
криминалист 
Следователь 
Лаборант 

Социолог 
Математик 
Историк 
Маркетолог 
Статистик  
Аналитик 

Аудитор. 
Экономист 
Аналитик 

Инженер-
технолог 
Инженер-
математик 
Испытатель 
Хронометражист 
Метролог 


Защита 
 

Адвокат 
Военный 
Врач  
Милиционер 

Программист 
Нотариус 
Патентовед 

Страховой агент 
Антикризисный 
управляющий 
Юрисконсульт 
Инкассатор 

Инженер по ТБ 
Испытатель 
Пожарный 
Водолаз 


Контроль и 
оценка 
 

Прокурор 
Врач-
эпидемиолог 
Контролер 

Программист 
Редактор 
Корректор 
Оператор 

Аудитор. 
Бухгалтер-
ревизор 
Контролер 
Налоговый ин-
спектор 

Инженер-
технолог  
Инженер по ТБ 
Контролер 
Аппаратчик 

 

 

Искусство 

Животные и 

растения 

Изделия и 

продукты 

Природные 

ресурсы 


Управление 
 

Режиссер театра 
и кино 
Дирижер 
Балетмейстер 
Продюсер 

Зоотехник 
Фермер 
Дрессировщик 
Почвовед 
 

Менеджер 
по продажам 
Товаровед 
Логистик 
Мерчендайзер 

Инженер по ка-
дастру 
Геодезист 
Техник-
энергетик 


Обслужива-
ние 
 

Дизайнер 
Кинооператор 
Парикмахер 
Экскурсовод 

Агрохимик 
Зооинженер 
Животновод 
Растениевод 

Продавец 
Экспедитор 
Товаровед 
 

Мелиоратор 
Эколог 
Техник-
озеленитель 


Обучение и 
воспитание 

Учитель живописи 
Руководитель 
художественной 
студии 

Тренер лошадей 
Жокей 
Кинолог 
Преподаватель 
биологии 

Преподаватель 
спецпредметов 
Мастер произ-
водственного 
обучения 

Преподаватель  
Географии 
Эколог 


Производ-
ство и добы-
ча 
 

Артист театра и 
кино 
Художник-
иллюстратор 
Музыкант 
Кинооператор 
Ювелир 
Резчик по дереву 

Агроном-
семеновод 
Зоотехник  
Селекционер 
Животновод. 
Растениевод 

Провизор 
Инженер-
технолог  
Повар  
Слесарь 
Швея 
 

Горный инженер 
Гидролог 
Гидрогеолог 
Мастер леса 
Горнорабочий 
Нефтяник 


Конструиро-
вание 

Композитор 
Режиссер театра 
и кино 

Архитектор ланд-
шафта 
Селекционер 

Архитектор-
градостроитель 
Инженер-

Горный инженер 
Архитектор 
ландшафта 


background image

 

Дизайнер 
Артист 
Художник-
иллюстратор 
Музыкант 

Флорист 
Семеновод 
Агротехник 
Зоотехник 

технолог  
Модельер-
конструктор 
Закройщик 
Монтажник 

Инженер-
гидролог 
Техник-
озеленитель 


Исследова-
ние 
 

Киновед 
Искусствовед 
Литературовед 
Культуролог 

Биолог 
Микробиолог 
Зоопсихолог 
Агротехник 
Зоотехник 
Лаборант-эколог 

Археолог 
Санитарный 
врач 
Лаборант 
Товаровед 
Технолог 
Дегустатор 

Почвовед 
Метеоролог 
Геолог 
Техник-
гидрогеолог 
Почвовед 


Защита 
 

Каскадер 
Реставратор 
Музейный работ-
ник 

Егерь 
Лесник 
Ветеринар 
Инспектор рыбна-
дзора 

Таможенник 
Врач-
эпидемиолог 
Врач-диетолог 
Лаборант 

Инспектор по 
охране природы  
Мелиоратор 
Эколог 
Метеоролог 


Контроль и 
оценка 
 

Редактор  
Критик (литера-
турный) 
Музейный работ-
ник 
Оценщик (недви-
жимости)  

Зооинженер 
Агроном 
Охотовед 
Агротехник 
Зоотехник 

Санинспектор 
Контролер 
Риэлтор 
Метролог 
Таможенник 

Радиолог 
Эколог 
Метеоролог 

 

3.  ГРУППОВАЯ  ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ  «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ИН-

ТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ» 

3.1. «Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г.В. Резапкиной). 
В данной методике объединены две самые известные и теоретически обоснован-

ные типологии, которые дополняют друг друга. По Е.А. Климову, каждый человек со-
гласно  своим  личностным  качествам  выбирает  определенный  тип  профессии. В  зави-
симости от предмета труда выделяют следующие группы: человек – человек, человек – 
техника,  человек  –  природа,  человек  –  знаковая  система,  человек  –  художественный 
образ.  По  Дж.  Холланду,  профессиональный  успех,  удовлетворенность  своим  трудом 
зависят от профессионального типа личности (реалистический, интеллектуальный, со-
циальный, офисный, предпринимательский, артистический). 

В  методике  попарно  сравниваются  60  профессий,  относящихся  к разным  типам 

по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. Узнать их содержа-
ние, профессионально важные качества и медицинские противопоказания можно с по-
мощью  профессиокарт  учебно-методического  комплекта  «Скорая  помощь  в  выборе 
профессии» (Генезис, 2010).  

Инструкция.  Прочитайте  список  профессий,  сравнивая  их  попарно.  После  каж-

дой  профессии  стоит  буква.  Это  код  профессии.  В  бланке  ответов  рядом  с  кодом 
наиболее  привлекательной  из  двух  профессий  поставьте  «+».  Например,  если  в  паре 
«Автомеханик (Р)» — «Физиотерапевт (С)» для вас интереснее профессия автомехани-
ка, поставьте «+» в бланке ответов на строке «Р»; если интереснее профессия физиоте-
рапевта, поставьте «+» в строке «С».