ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2019
Просмотров: 1271
Скачиваний: 2
76.
47
39
32
26
21
17
77.
174
171
57
54
18
15
78.
54
19
18
14
6
9
79.
301
294
49
44
11
8
80.
23
46
48
96
98
196
Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количествен-
ный и качественный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Качественный анализ результатов выявляет группы учащихся с разной степенью усвоения
школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики пер-
вые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк
(6–10) – вопросы гуманитарных наук, с 11-го по 15-й – вопросы естественных наук, с 16-го по
20-й – физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) запи-
сываются в пустой клетке после названия цикла.
Правильные ответы
1
В
21
А
41
Г
61
24
2
Б
22
Г
42
Б
62
3
3
Г
23
Г
43
Г
63
11
4
Г
24
Б
44
В
64
7
5
В
25
Г
45
А
65
36
6
А
26
А
46
В
66
24
7
Г
27
А
47
Б
67
18
8
В
28
В
48
Б
68
64
9
Б
29
Б
49
Г
69
37
10
Г
30
Г
50
А
70
49
11
А
31
Б
51
Г
71
2
12
Г
32
А
52
А
72
92
13
Б
33
В
53
Г
73
4
14
В
34
В
54
В
74
3
15
А
35
Г
55
Б
75
94
16
А
36
В
56
В
76
14
17
Г
37
Г
57
Г
77
5
18
А
38
Б
58
А
78
2
19
Б
39
Б
59
В
79
4
20
В
40
А
60
Б
80
198
Степень сформированности основных мыслительных операций определяется
подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 – «Ана-
логии», 2 – «Классификация», 3 – «Обобщение», 4 – «Закономерности» – соответствен-
но буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из
20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией ря-
дом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем
прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:
наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых;
близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых;
средние по успешности – 40% от общего числа;
малоуспешные – 20 % от общего числа;
наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.
4.4. Опросник «Социальный интеллект» (методика Н. Холла в модификации
Г.В. Резапкиной).
Методика состоит из 30 утверждений и позволяет выявить слагаемые социально-
го интеллекта, который является важнейшим условием полноценного профессиональ-
ного и личностного развития человека («Самосознание», «Саморегуляция», «Эмпатия»,
«Коммуникабельность», «Самомотивация»). Достоверность методики зависит от уров-
ня самооценки и самопонимания.
Инструкция. Если высказывание отражает ваше отношение к себе, людям и со-
бытиям – поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает – минус.
1
6
11
16
21
26
2
7
12
17
22
27
3
8
13
18
23
28
4
9
14
19
24
29
5
10
15
20
25
30
1. Для меня дороги как отрицательные, так и положительные эмоции в моей жиз-
ни.
2. Когда я испытываю давление со стороны, то обычно сопротивляюсь.
3. Я обычно терпеливо выслушиваю других людей, иногда в ущерб своим инте-
ресам.
4. В общественных местах или транспорте я с интересом рассматриваю незнако-
мых людей.
5. Когда я занимаюсь любимым делом, все остальное отходит на второй план.
6. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что мне нужно изменить в своей
жизни.
7. Я отслеживаю свои эмоциональные реакции.
8. Мне легко понять переживания даже незнакомых людей.
9. Мне нравится работа, связанная с интенсивным общением.
10. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
11. Мне интересно наблюдать изменение своего эмоционального состояния.
12. Если меня что-то расстроило, я быстро прихожу в себя.
13. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они их стараются
скрыть.
14. Мне нетрудно попросить незнакомого человека о помощи.
15. Когда я берусь за новое дело, я не сомневаюсь в его успехе.
16. Когда есть время, я обращаюсь к своим переживаниям, чтобы понять их при-
чину.
17. Я не застреваю на отрицательных эмоциях.
18. Я чувствую настроение человека по выражению его лица.
19. Обычно я чувствую себя комфортно даже в компании незнакомых людей.
20. Профессиональная успешность во многом зависит от отношения человека к
своей работе.
21. Знание своих истинных чувств необходимо мне для поддержания хорошей
формы.
22. Я обычно быстро прихожу в себя после неожиданного огорчения.
23. Я замечаю зависимость своего настроения от настроения окружающих меня
людей.
24. В долгой дороге мне интереснее общаться с попутчиками, чем читать книгу.
25. Препятствия на пути к цели делают меня сильнее.
26. Люди, осознающие свои чувства, лучше управляют своей жизнью.
27. Я могу влиять на свое настроение.
28. Я обычно внимательно отношусь к просьбам незнакомых людей о помощи.
29. У меня много друзей, которые всегда поддержат меня в сложной ситуации.
30. Я хотел(а) бы работать не только из-за денег.
Подсчитайте число плюсов в каждой строке и запишите полученные числа в по-
следних строчках. Первая строка – «Самосознание», вторая – «Саморегуляция», третья –
«Эмпатия», четвертая – «Навыки взаимодействия», пятая – «Самомотивация». Обра-
ботка теста заключается в подсчете плюсов в каждой строке: 0–2 балла – низкий уро-
вень; 3–4 – средний уровень; 5–6 – высокий уровень выраженности качества.
Самосознание – способность осознавать свои эмоции, мотивы и потребности.
Высокий (5–6) уровень самосознания означает способность осознания своих эмоций,
мотивов и потребностей, дающую возможность прогнозировать успешность в профессиях,
связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Средний (3–4) уровень самосознания означает недостаточно сформированную
способность осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, затрудняющую профес-
сиональное и личностное развитие.
Низкий (0–2 балла) уровень самосознания означает несформированную способ-
ность осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, осложняющую работу, свя-
занную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Саморегуляция – способность управлять своими эмоциями.
Высокий (5–6) уровень самоконтроля позволяет людям контролировать свое
эмоциональное состояние, что является профессионально важным качеством в профес-
сиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Средний (3–4) уровень самоконтроля означает недостаточную способность
управлять своими эмоциями, затрудняющую профессиональную и социальную адапта-
цию человека.
Низкий (0–2 балла) уровень самоконтроля может проявляться в виде эмоциональной
неустойчивости, тревожности, утомляемости, осложняя профессиональную деятельность,
связанную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Эмпатия – умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе приня-
тия решений чувства и эмоции других людей.
Высокий (5–6) уровень эмпатии является профессионально важным качеством
для профессий, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием,
обучением.
Средний (3–4) уровень эмпатии может осложнять профессиональную деятель-
ность в сферах, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием,
обучением.
Низкий (0–2) уровень эмпатии свидетельствует о слабой способности понимать чув-
ства, мотивы и потребности других людей и может препятствовать эффективному выполне-
нию работы, связанной с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Навыки взаимодействия – доброжелательный интерес к людям, готовность к
сотрудничеству.
Высокий (5–6) уровень способствует эффективному взаимодействию с другими
людьми и является профессионально важным качеством для профессий, связанных с
управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Средний (3–4) уровень может осложнять деятельность, связанную с управлени-
ем, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Низкий (0–2) уровень затрудняет работу, связанную с управлением, общением,
обслуживанием, воспитанием, обучением.
Самомотивация – способность ставить перед собой цели и достигать их.
Высокий (5–6) уровень самомотивации способствует достижению поставленных
целей и позволяет прогнозировать профессиональную успешность в различных сферах.
Средний (3–4) уровень самомотивации может осложнять профессиональную дея-
тельность.
Низкий (0–2) уровень самомотивации может негативно влиять на профессио-
нальную успешность в различных сферах.
4.5. Поведение в конфликте (модификация методики К. Томаса)
Инструкция. Этот тест помогает увидеть некоторые особенности своего поведе-
ния в конфликтных ситуациях. Как часто вы ведете себя подобным образом? (1 – нико-
гда, 2 – редко, 3 – часто, 4 – постоянно.)
1. В споре с коллегами я стремлюсь показать преимущества своей
позиции
1
2
3
4
2. Я веду переговоры с целью достичь компромисса
1
2
3
4
3. Я стремлюсь оправдать ожидания коллег
1
2
3
4
4. Я стараюсь исследовать проблему вместе с коллегами и найти
приемлемое для всех решение
1
2
3
4
5. Я настойчиво отстаиваю свою позицию
1
2
3
4
6. Я пытаюсь избежать втягивания в неприятности, без нужды не
обостряю отношения
1
2
3
4
7. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы
1
2
3
4
8. Я в чем-то уступаю, но в чем-то твердо настаиваю при решении
проблемы
1
2
3
4
9. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с коллегами
в решении проблем
1
2
3
4
10. Я избегаю открытых дискуссий по поводу разногласий
1
2
3
4
11. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям коллег
1
2
3
4
12. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, что-
бы мы вместе пришли к нужному решению
1
2
3
4
13. Я предлагаю выбирать среднюю позицию для преодоления
разногласий
1
2
3
4
14. Обычно я соглашаюсь с предложениями коллег
1
2
3
4
15. Я стараюсь держать несогласие с коллегами при себе, чтобы
избежать сильного проявления эмоций
1
2
3
4
Подсчитайте сумму баллов по каждой из пяти групп:
1-я группа (сотрудничество) – строка 4, 9, 12;
2-я группа (приспособление) – строка 3, 11, 14;
3-я группа (соперничество) – строка 1, 5, 7;
4-я группа (избегание) – 6, 10, 15;
5-я группа (компромисс) – 2, 8, 13.
10–12 баллов – ярко выраженная стратегия поведения в конфликтной ситуации.
7–9 баллов – преобладающая стратегия поведения в конфликтной ситуации.
3–6 баллов – нехарактерная стратегия поведения в конфликтной ситуации.
Сотрудничество, или кооперация – поиск решения, устраивающего обе стороны.
Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Эта стра-
тегия считается самой эффективной, т. к. укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.
Приспособление – принесение в жертву своих интересов ради интересов другого. Эта
стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выго-
дой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне.
Конкуренция, или соперничество – стремление добиться преимуществ за счет
другого. Выигрывает тот, кто сильнее. Цена победы – разрыв отношений, страдания
проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрес-
сивные, амбициозные.
Избегание – уклонение от принятия решений. Хотя при этом сохраняются отно-
шения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен. Чаще все-
го эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.
Компромисс – поиск решения, которое частично устраивает обе стороны.
При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и при-
способлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. При ком-
промиссе каждая сторона получает небольшую выгоду. И только при сотрудничестве в
выигрыше оказываются обе стороны.
4.6. Определение уровня тревожности
Методика направлена на выявление уровня тревожности, связанной с учебной
деятельностью и отношениями со сверстниками и взрослыми. Методика состоит из 20
утверждений, выявляющих уровень тревожности.
Инструкция. Прочитайте утверждения и ответьте «да» или «нет».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1. У меня бывают головные боли после напряженной работы.
2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.
3. В школе я чувствую себя неуютно.
4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.
5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.
10. Я болезненно реагирую на критические замечания.
11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
12. Мне часто трудно сосредоточиться на задании или предмете.
13. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.
16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.
18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
20. После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.
Обработка результатов
Подсчитайте количество положительных ответов:
0–6 – низкий уровень тревожности. Вас не слишком беспокоят ваши отношения с
людьми и ваши успехи или неуспехи в школе. Возможно, все в вашей жизни складыва-