ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 1271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76. 

47 

39 

32 

26 

21 

17 

77. 

174 

171 

57 

54 

18 

15  

78. 

54 

19 

18 

14 

79. 

301 

294 

49 

44 

11 

8  

80. 

23 

46 

48 

96 

98 

196 

Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количествен-

ный  и  качественный  анализ  ответов.  За  каждый  правильный  ответ  начисляется  один  балл. 
Качественный  анализ  результатов  выявляет  группы  учащихся  с  разной  степенью  усвоения 
школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики пер-
вые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы общественных наук, следующие пять строк 
(6–10) – вопросы гуманитарных наук, с 11-го по 15-й – вопросы естественных наук, с 16-го по 
20-й – физика и математика. Баллы (количество правильных ответов из 15 возможных) запи-
сываются в пустой клетке после названия цикла. 

Правильные ответы 

В 

21 

А 

41 

Г 

61 

24 

Б 

22 

Г 

42 

Б 

62 

Г 

23 

Г 

43 

Г 

63 

11 

Г 

24 

Б 

44 

В 

64 

В 

25 

Г 

45 

А 

65 

36 

А 

26 

А 

46 

В 

66 

24 

Г 

27 

А 

47 

Б 

67 

18 

В 

28 

В 

48 

Б 

68 

64 

Б 

29 

Б 

49 

Г 

69 

37 

10 

Г 

30 

Г 

50 

А 

70 

49 

11 

А 

31 

Б 

51 

Г 

71 

12 

Г 

32 

А 

52 

А 

72 

92 

13 

Б 

33 

В 

53 

Г 

73 

14 

В 

34 

В 

54 

В 

74 

15 

А 

35 

Г 

55 

Б 

75 

94 

16 

А 

36 

В 

56 

В 

76 

14 

17 

Г 

37 

Г 

57 

Г 

77 

18 

А 

38 

Б 

58 

А 

78 

19 

Б 

39 

Б 

59 

В 

79 

20 

В 

40 

А 

60 

Б 

80 

198 

 

Степень  сформированности  основных  мыслительных  операций  определяется 

подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям (1 – «Ана-
логии», 2 – «Классификация», 3 – «Обобщение», 4 – «Закономерности» – соответствен-
но буквы «А», «К», «О», «З» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 
20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией ря-
дом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем 
прямоугольнике. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп: 

  наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых; 
  близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых; 
  средние по успешности – 40% от общего числа; 
  малоуспешные – 20 % от общего числа; 
  наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых. 

 

 
 
 


background image

4.4. Опросник «Социальный интеллект» (методика Н. Холла в модификации 

Г.В. Резапкиной). 

Методика состоит из 30 утверждений и позволяет выявить слагаемые социально-

го  интеллекта,  который  является  важнейшим  условием  полноценного  профессиональ-
ного и личностного развития человека («Самосознание», «Саморегуляция», «Эмпатия», 
«Коммуникабельность», «Самомотивация»). Достоверность методики зависит от уров-
ня самооценки и самопонимания.  

Инструкция. Если высказывание отражает ваше отношение к себе, людям и со-

бытиям – поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает – минус.  

 

11 

16 

21 

26 

 

12 

17 

22 

27 

 

13 

18 

23 

28 

 

14 

19 

24 

29 

 

10 

15 

20 

25 

30 

 

1. Для меня дороги как отрицательные, так и положительные эмоции в моей жиз-

ни. 

2. Когда я испытываю давление со стороны, то обычно сопротивляюсь. 
3. Я обычно терпеливо выслушиваю других людей, иногда в ущерб своим инте-

ресам. 

4. В общественных местах или транспорте я с интересом рассматриваю незнако-

мых людей. 

5. Когда я занимаюсь любимым делом, все остальное отходит на второй план. 
6. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что мне нужно изменить в своей 

жизни. 

7. Я отслеживаю свои эмоциональные реакции. 
8. Мне легко понять переживания даже незнакомых людей. 
9. Мне нравится работа, связанная с интенсивным общением. 
10. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства. 
11. Мне интересно наблюдать изменение своего эмоционального состояния. 
12. Если меня что-то расстроило, я быстро прихожу в себя. 
13.  Я  хорошо  понимаю  эмоции  других  людей,  даже  если  они  их  стараются 

скрыть. 

14. Мне нетрудно попросить незнакомого человека о помощи.  
15. Когда я берусь за новое дело, я не сомневаюсь в его успехе. 
16. Когда есть время, я обращаюсь к своим переживаниям, чтобы понять их при-

чину. 

17. Я не застреваю на отрицательных эмоциях. 
18. Я чувствую настроение человека по выражению его лица. 
19. Обычно я чувствую себя комфортно даже в компании незнакомых людей. 
20.  Профессиональная  успешность во многом  зависит  от  отношения  человека к 

своей работе. 

21.  Знание  своих  истинных  чувств  необходимо  мне  для  поддержания  хорошей 

формы. 

22. Я обычно быстро прихожу в себя после неожиданного огорчения. 
23. Я замечаю зависимость своего настроения от настроения окружающих меня 

людей.  

24. В долгой дороге мне интереснее общаться с попутчиками, чем читать книгу. 
25. Препятствия на пути к цели делают меня сильнее. 


background image

26. Люди, осознающие свои чувства, лучше управляют своей жизнью.  
27. Я могу влиять на свое настроение.  
28. Я обычно внимательно отношусь к просьбам незнакомых людей о помощи. 
29. У меня много друзей, которые всегда поддержат меня в сложной ситуации. 
30. Я хотел(а) бы работать не только из-за денег. 
Подсчитайте число плюсов в каждой строке и запишите полученные числа в по-

следних строчках. Первая  строка –  «Самосознание», вторая –  «Саморегуляция»,  третья  – 
«Эмпатия»,  четвертая  –  «Навыки  взаимодействия»,  пятая  –  «Самомотивация».  Обра-
ботка теста заключается в подсчете плюсов в каждой строке: 0–2 балла – низкий уро-
вень; 3–4 – средний уровень; 5–6 – высокий уровень выраженности качества.  

Самосознание – способность осознавать свои эмоции, мотивы и потребности.  
Высокий (5–6) уровень самосознания означает способность осознания своих эмоций, 

мотивов и потребностей, дающую возможность прогнозировать успешность в профессиях, 
связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. 

Средний  (3–4)  уровень  самосознания  означает  недостаточно  сформированную 

способность осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, затрудняющую профес-
сиональное и личностное развитие. 

Низкий  (0–2  балла)  уровень  самосознания  означает  несформированную  способ-

ность  осознания  своих  эмоций,  мотивов  и  потребностей,  осложняющую  работу,  свя-
занную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. 

Саморегуляция – способность управлять своими эмоциями.  
Высокий  (5–6)  уровень  самоконтроля  позволяет  людям  контролировать  свое 

эмоциональное состояние, что является профессионально важным качеством в профес-
сиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. 

Средний  (3–4)  уровень  самоконтроля  означает  недостаточную  способность 

управлять своими эмоциями, затрудняющую профессиональную и социальную адапта-
цию человека. 

Низкий (0–2 балла) уровень самоконтроля может проявляться в виде эмоциональной 

неустойчивости,  тревожности,  утомляемости,  осложняя  профессиональную  деятельность, 
связанную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. 

Эмпатия – умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе приня-

тия решений чувства и эмоции других людей.  

Высокий  (5–6)  уровень  эмпатии  является  профессионально  важным  качеством 

для  профессий,  связанных  с  управлением,  общением,  обслуживанием,  воспитанием, 
обучением. 

Средний  (3–4)  уровень  эмпатии  может  осложнять  профессиональную  деятель-

ность  в  сферах,  связанных  с  управлением,  общением,  обслуживанием,  воспитанием, 
обучением. 

Низкий (0–2) уровень эмпатии свидетельствует о слабой способности понимать чув-

ства, мотивы и потребности других людей и может препятствовать эффективному выполне-
нию работы, связанной с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. 

Навыки  взаимодействия  –  доброжелательный  интерес  к  людям,  готовность  к 

сотрудничеству. 

Высокий  (5–6)  уровень  способствует  эффективному  взаимодействию  с  другими 

людьми  и  является  профессионально  важным  качеством  для  профессий,  связанных  с 
управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. 

Средний  (3–4)  уровень  может  осложнять  деятельность,  связанную  с  управлени-

ем, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. 


background image

Низкий  (0–2)  уровень  затрудняет  работу,  связанную  с  управлением,  общением, 

обслуживанием, воспитанием, обучением. 

Самомотивация – способность ставить перед собой цели и достигать их. 
Высокий (5–6) уровень самомотивации способствует достижению поставленных 

целей и позволяет прогнозировать профессиональную успешность в различных сферах. 

Средний (3–4) уровень самомотивации может осложнять профессиональную дея-

тельность. 

Низкий  (0–2)  уровень  самомотивации  может  негативно  влиять  на  профессио-

нальную успешность в различных сферах. 

 

4.5. Поведение в конфликте (модификация методики К. Томаса) 
Инструкция.
 Этот тест помогает увидеть некоторые особенности своего поведе-

ния в конфликтных ситуациях. Как часто вы ведете себя подобным образом? (1 – нико-
гда, 2 – редко, 3 – часто, 4 – постоянно.)  

 

1. В споре с коллегами я стремлюсь показать преимущества своей 
позиции  

2. Я веду переговоры с целью достичь компромисса 

3. Я стремлюсь оправдать ожидания коллег 

4. Я стараюсь исследовать проблему вместе с коллегами и найти 
приемлемое для всех решение 

5. Я настойчиво отстаиваю свою позицию 

6. Я пытаюсь избежать втягивания в неприятности, без нужды не 
обостряю отношения 

7. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы 

8. Я в чем-то уступаю, но в чем-то твердо настаиваю при решении 
проблемы 

9. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с коллегами 
в решении проблем 

 

10. Я избегаю открытых дискуссий по поводу разногласий 

11. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям коллег 

12. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, что-
бы мы вместе пришли к нужному решению 

 

13. Я предлагаю выбирать среднюю позицию для преодоления 
разногласий   

14. Обычно я соглашаюсь с предложениями коллег  

15. Я стараюсь держать несогласие с коллегами при себе, чтобы 
избежать сильного проявления эмоций   

 

Подсчитайте сумму баллов по каждой из пяти групп:  
1-я группа (сотрудничество) – строка 4, 9, 12; 
2-я группа (приспособление) – строка 3, 11, 14; 
3-я группа (соперничество) – строка 1, 5, 7; 
4-я группа (избегание) – 6, 10, 15; 
5-я группа (компромисс) – 2, 8, 13. 
10–12 баллов – ярко выраженная стратегия поведения в конфликтной ситуации. 
7–9 баллов – преобладающая стратегия поведения в конфликтной ситуации. 
3–6 баллов – нехарактерная стратегия поведения в конфликтной ситуации. 
Сотрудничество,  или  кооперация  –  поиск  решения,  устраивающего  обе  стороны. 

Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Эта стра-
тегия считается самой эффективной, т. к. укрепляет отношения и дает взаимные выгоды. 


background image

Приспособление – принесение в жертву своих интересов ради интересов другого. Эта 

стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выго-
дой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне.  

Конкуренция,  или  соперничество  –  стремление  добиться  преимуществ  за  счет 

другого.  Выигрывает  тот,  кто  сильнее.  Цена  победы  –  разрыв  отношений,  страдания 
проигравшего.  Чаще  всего  эту  стратегию  используют  люди,  уверенные  в  себе,  агрес-
сивные, амбициозные. 

Избегание – уклонение от принятия решений. Хотя при этом сохраняются отно-

шения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен. Чаще все-

го эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.  

Компромисс – поиск решения, которое частично устраивает обе стороны. 

При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и при-

способлении  одна  сторона  оказывается  в  выигрыше,  а  другая  проигрывает.  При  ком-

промиссе каждая сторона получает небольшую выгоду. И только при сотрудничестве в 

выигрыше оказываются обе стороны. 

4.6. Определение уровня тревожности 
Методика  направлена  на  выявление  уровня  тревожности,  связанной  с  учебной 

деятельностью и отношениями со сверстниками и взрослыми. Методика состоит из 20 
утверждений, выявляющих уровень тревожности.  

Инструкция. Прочитайте утверждения и ответьте «да» или «нет». 

 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

 

1.  У меня бывают головные боли после напряженной работы. 
2.  Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.  
3.  В школе я чувствую себя неуютно.  
4.  Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.  
5.  Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает. 
6.  Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене. 
7.  Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете. 
8.  Если у меня что-то не получается, я опускаю руки. 
9.  Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке. 
10.  Я болезненно реагирую на критические замечания. 
11.  Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство. 
12.  Мне часто трудно сосредоточиться на задании или предмете. 
13.  Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.  
14.  Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал. 
15.  Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски. 
16.  Меня тревожат возможные неудачи в учебе. 
17.  Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь. 
18.  Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом. 
19.  Психологический климат в классе влияет на мое состояние. 
20.  После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.  
Обработка результатов 
Подсчитайте количество положительных ответов:  
0–6 – низкий уровень тревожности. Вас не слишком беспокоят ваши отношения с 

людьми и ваши успехи или неуспехи в школе. Возможно, все в вашей жизни складыва-