Файл: Свойства и показатели качества (выбрать из ОКП ) товаров (ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

Таблица 1.1

Применяемость некоторых показателей качества продукции по ее видам

Показатели качества продукции

Продукция, рекомендуемая при использовании

Продукция. Расходующая свой ресурс

Сырье и природное топливо

Материалы и продукты

Расходуемые изделия

Ремонтируемые изделия

Не ремонтируемые изделия

Функциональной пригодности

+

+

+

+

+

Надежности:

+

+

+

(+)

(+)

безотказности

-

-

(+)

+

+

долговечности

-

-

(+)

+

+

ремонтопригод-ности

-

-

(+)

-

+

сохраняемости

+

+

+

+

(+)

Эргономичности

-

-

+

(+)

(+)

Эстетичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Технологичности в производстве

+

+

+

+

+

при применении

(+)

(+)

+

(+)

+

Ресурсопотреб-ление

-

-

-

(+)

(+)

Безопасности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Экологичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Примечание: Знак «+» означает применяемость; знак «-» - неприменяемость; знак «(+)» - ограниченную применяемость некоторых групп данного вида продукции.

В таблице 1.1 приведен пример использования некоторых основных показателей для продукции, расходуемой при использовании и расходующей свой ресурс.

Глава 2. Анализ качества продукции АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»


2.1. Организационно-экономическая характеристика АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»

СМК и ЭМ направлена на достижение целей и задач, определенных политикой в области качества и экологии, и разработана таким образом, что:

  • определены и задокументированы цели в области качества и охраны окружающей среды завода;
  • определены и установлены последовательность и взаимодействие процессов, ведущие к постоянному улучшению деятельности;
  • задокументированы процессы и отражены в документированных процедурах;
  • определены критерии и методы обеспечения эффективной работы и управления этими процессами (обязательства руководства, ориентация на потребителя, политика в области качества и экологии, планирование, управление документацией, анализ со стороны руководства, внутренний аудит и др.);
  • обеспечено наличие ресурсов и информации, необходимой для поддержания работы и наблюдения за этими процессами (ресурсы и документированные процессы по процессам);
  • обеспечено наблюдение, оценка и анализ процессов (выпуск продукции в соответствии с «жизненным циклом», мониторинг и изменения, внутренние проверки СМК и ЭМ, анализ);
  • принимаются меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов (планирование). Анализ со стороны руководства, внутренний аудит, управление несоответствующей продукцией несоответствия в области охраны окружающей среды, применение корректирующих и предупреждающих действий;
  • установлена ответственность за исполнение процессов в должностных инструкциях, документированных процедурах.

2.2. Управление качеством на АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»

Документация системы менеджмента качества и экологического менеджмента включает:

  • политику в области качества и экологии;
  • руководство по качеству и экологии;
  • цели и задачи в области качества и экологии;
  • документированные процедуры СМК и ЭМ;
  • инструкции, положения;
  • внешнюю нормативную документацию;
  • техпроцессы;
  • положения о подразделениях;
  • должностные инструкции;
  • организационно-распорядительную документацию;
  • записи о качестве и охране окружающей среды.

Обеспечение качества всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходиться сталкиваться при производстве продукции. одним из наиболее эффективных путей решения этой задачи является применение международных стандартов ИСО серии 9000. Создание на предприятии высокоэффективных и результативных систем качества (СК), отвечающих положениям стандартов ИСО, является гарантией того, что требования потребителей будет действительно удовлетворены. Подтверждением стабильности качества выпускаемой продукции является сертификат на СК.

Службой качества ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ» накоплен богатейший опыт по обеспечению контроля качества выпускаемой продукции. В 1999 году служба качества была аккредитована по стандарту ИСО9002:1994. С выходом новой версии стандарта ИСО серии 9000 была поставлена задача — получить сертификат соответствия стандарту ИСО 9001:2000. Данный международный сертификат гарантирует потребителю получение ожидаемого уровня качества продукции.

Подготовка к сертификации заняла около полугода, специалисты службы качества за 2001-2002 гг. разработали необходимую документацию, сотрудники центральной заводской лаборатории и отдела технического контроля ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ» прошли обучение на специальных курсах.

Проведение сертификации службы качества ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ» управляющая компания «СУАЛ-Холдинг» доверила одному из мировых лидеров в области сертификации — National Quality Asssurance Великобритания.

Значительный объем экспортных поставок Группы СУАЛ свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукции. выпускаемой предприятиями компании. Сертификат соответствия международному стандарту ИСО 9001:2000 системы управления качеством ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ» позволить позиции Группы СУАЛ на целевых секторах мирового рынка, как среди производителей, так и у потребителей выпускаемой продукции.

Генеральный директор своими действиями создает ориентированную на потребителя организацию посредством:

  • определения и поддержки процессов, ведущих к улучшению деятельности завода;
  • сбора и анализа на постоянной основе данных и информации о процессах функционирования завода;
  • обеспечение постоянного улучшения всей деятельности завода;
  • использования соответствующих методов для оценки улучшения процессов.

Координационный совет — орган при генеральном директоре для решения стратегических вопросов по системе качества. В его состав входят все главные специалисты завода.


ПДКК (постоянно действующая комиссия по качеству) — орган под председательством главного инженера для решения вопросов управления качеством продукции. В его состав входят руководители и специалисты, обученные на менеджеров СК.

Уполномоченный по СК завода — решает задачи по оперативному обеспечению функционирования СК. Эти обязанности возложены на заместителя главного инженера по качеству.

Уполномоченные по СК подразделений — решает задачи по оперативному обеспечению функционирования СК на уровне подразделений. Назначаются распоряжением руководства подразделений из ИРТ.

Подразделения, находящиеся в непосредственном подчинении у заместителя главного инженера по качеству, выполняют следующие функции:

  • ГОК (группа обеспечения качества) — функционирование и развитие СК, анализ результатов изготовления (статистика, дефектность) и эксплуатации (отзывы и рекламации);
  • ОТК (отдел технического контроля) — обеспечение входного, операционного и приемочного контроля, анализ брака;

Подразделения, находящиеся в функциональном (по вопросам качества) подчинении у заместителя главного инженера по качеству, выполняют следующие функции:

  • ГС (группа стандартизации) — управление всем комплексом работ, связанных с нормативной документацией на заводе, сертификацией;
  • ЦЗЛ (центральная заводская лаборатория) — обеспечение аналитических видов контроля и испытаний.

Для планирования качества производимой ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ» продукции и порядка разработки программ качества на предприятии используется введенный с 17 января 2003 года стандарт качества СК 4.2-02-03 «Планирование качества. Порядок разработки программ качества». Стандарт устанавливает единый порядок разработки программ качества.

Цель документа — своевременная и грамотная разработка и внедрение в подразделениях мероприятий, направленных на повышение качества продукции, для составления программ и планирования качества на заводе.

Под планированием качества понимается комплекс задач по установлению обоснованных заданий выпуска продукции с требуемыми значениями показателя качества на заданный момент времени или в течении заданного интервала времени.

Под программой качества понимается документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий структурных подразделений и должностных лиц завода, относящихся к мероприятиям по качеству конкретной продукции.


Положение данного стандарта подлежит применению подразделениями завода, разрабатывающими мероприятия по повышению качества продукции.

Руководители подразделений ежемесячно проводят анализ качества выпускаемой продукции. Анализ проводят по каждому виду продукции, а также по сырью и материалам, из которых изготовлялась продукция, с оценкой:

  • качества изготовления продукции, условий и факторов, влияющих на стабильность качества;
  • соответствия полуфабрикатов, сырья и материалов требованиям стабильности качества.

Анализ качества изготовления продукции проводится на основе сбора и обработки следующей информации:

  • данных о выполнении программы прошедшего месяца;
  • данных ЦЗЛ (центральной заводской лаборатории) и ОТК (отдела технического контроля) о браке по отдельным видам продукции и полуфабрикатам;
  • данных входного контроля сырья и материалов;
  • данных о претензиях и рекламациях потребителей;
  • данных анализа затрат на качество изготовления;
  • сведений, содержащих в актах или других документах по внутренней проверке системы качества;
  • отзывов потребителей о качестве изготовления продукции, получаемых на основе рассылки специальных личных опросных листов;
  • материалов специальных исследований по стабильности технологических процессов;
  • предложений ОЭУ, групп качества, рационализаторов и изобретателей.

Обобщенные данные анализа оформляются по определенной форме, представленной в данном стандарте, излагаются в пояснительной записке и представляются главному инженеру ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ». Результаты анализа раз в квартал руководитель подразделения докладывает на техническом совете генеральному директору. По результатам анализа подразделения разрабатывают и внедряют мероприятия по улучшению качества.

Целью разработки и внедрения мероприятий является обеспечение:

  • устойчивого уровня качества продукции в соответствии с требованиями действующих стандартов и технических условий;
  • достижения и повышения уровня качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
  • достаточного уровня качества продукции, отгружаемой из цеха;
  • своевременного перехода с устаревшей продукции на новую;
  • своевременного снятия с производства затратных видов продукции.

Мероприятия по качеству являются составной частью программ качества.

Разработку планов мероприятий по повышению качества продукции подразделения производят по одной из форм, представленной в приложении к стандарту, в установленные главным инженером сроки.