Файл: Свойства и показатели качества (выбрать из ОКП ) товаров (ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Качество продукции на предприятии и пути его повышения
Методы определения качества продукции
1.2. Комплексный методы оценки качества
Глава 2. Анализ качества продукции АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
2.2. Управление качеством на АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
2.3. Организация -системы менеджмента качества на АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
Глава 3. Направления повышения качества продукции АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
Планируемые мероприятия обосновываются экономической эффективностью или указанием показателей качества, которые улучшаются при внедрении данного мероприятия.
Мероприятия, направленные на улучшение качества изготовление продукции, могут включать:
- совершенствование технологии изготовления;
- применение новых технологических процессов;
- совершенствование методов и средств контроля качества;
- применение статистических методов контроля и регулирование технологических процессов;
- модернизацию и замену оборудования, в том числе испытательного, и средств измерений;
- создание и обеспечение деятельности групп качества;
- повышение квалификации рабочих.
Результатом внедрения мероприятий является изменение отдельных показателей качества или получение экономического эффекта.
Факторами, влияющими на качество изготовления продукции, могут быть:
- Качество труда:
- социальные факторы;
- общеобразовательный уровень;
- техника безопасности;
- условия труда;
- температура;
- освещенность, шум, сменность;
- моральное и материальное стимулирование;
- уровень квалификации;
- дисциплина;
- психологический климат в коллективе.
- Качество средств труда:
- уровень технологических процессов;
- оборудование, его моральный и физический износ;
- степень автоматизации и механизации;
- степень эргономического обеспечения;
- техническое обслуживание;
- метрологическое обеспечение.
- Качество научно-технической документации:
- правильность оформления;
- соответствие современным требованиям;
- полнота технических требований;
- систематизация;
- доступность изложения.
- Качество процессов:
- структура производства;
- материальное и техническое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- культура производства, техническая эстетика.
- Качество технического контроля:
- средства контроля, их надежность и достоверность, степень механизации и автоматизации;
- организация работы отдела технического контроля (ОТК), оперативность и системность.
- Качество предметов труда:
- соответствие сырья и материалов требованиям научно-технической документации;
- условия хранения сырья и материалов;
- качество транспортировки.
Рабочая группа менеджеров формирует проект программы на основе мероприятий по качеству, согласовывает со всеми подразделениями, участвующими в реализации запланированных мероприятий, подписывается менеджерами по СК и утверждается на техническом совете.
Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, руководители подразделений представляют главному инженеру отчет о выполнении мероприятий по качеству. При невыполнении мероприятий в отчете подробно указывается причины невыполнения.
2.3. Организация -системы менеджмента качества на АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
Для определения, учета и анализа затрат на качество производимой ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ» продукции используется стандарт качества СК 4.21-01-03 «Затраты на качество», введенный в действие на предприятии 17 января 2003 года.
Данный стандарт устанавливает последовательность действий при учете и анализе затрат на качество.
Стандарт качества является руководящим документом для отделов, занимающихся учетом и анализом затрат на обеспечение качества.
Цель документа — выделить затраты на качество из общей суммы затрат, что в конечном итоге позволит управлять затратами на качество и планировать их.
Настоящий стандарт составлен на основе следующих документов:
- методическое пособие «Сертификация систем качества согласно требованиям МС ИСО 9000. Общий курс»;
- методическое пособие «Внутренние проверки качества на предприятии»;
- Материалы по обеспечения качества производимой продукции.
Под затратами на качество понимается совокупность всех затрат на организационные и технические работы по обеспечению качества с учетом экономичности. Они являются составной частью задач, связанных с обеспечением качества.
Снижение затрат на качество легче всего происходит тогда, когда большое внимание уделяется мероприятиям по предотвращению дефектов.
Для ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ» оценка затрат на обеспечение качества необходима, так как они занимаются большую долю в общих затратах. обеспечение необходимых условий для учета анализа затрат и их регламент позволят предприятию создавать предприятию наиболее конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям современного рынка.
Основным требованием классификации затрат на качество является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него.
Для более глубокого и детального анализа затраты на качество подразделяют на группы.
Для учета и анализа затрат на качество продукции на ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ» применяется следующая модель состава затрат на обеспечение качества (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Модель состава затрат на обеспечение качества на ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
Из модели видно, что затраты на качество по ОАО Филиал «БАЗ-СУАЛ» можно разделить на три группы затрат, к которым относятся:
1. Затраты на предупреждение дефектов.
2. Затраты на контроль и оценку уровня качества, к которым относятся:
а) контроль опытного образца;
б) входной контроль;
в) межоперационный контроль;
г) контроль готовой продукции.
3. Убытки от брака деятельности, к которым относятся:
- внутренние:
а) брак;
б) доработка;
в) дополнительные разработки технической документации;
г) повторный контроль;
д) исследование проблем;
е) уценка;
- внешние:
а) платежи (возмещение) вследствие материального или имущественного ущерба;
б) гарантии и бесплатный сервис.
В соответствии с концепцией МС ИСО серии 9000, эффективность деятельности в системе качества оценивается по ее способности предупреждать возможные несоответствия. Исходя из этого, затраты на обеспечение качества можно разделить на две группы: полезные (1,2) и бесполезные (в которую необходимо включить такую группу затрат, как бесполезно нужные). К полезным затратам будут относиться те, которые направлены на предупреждение несоответствий, к бесполезным — все остальные затраты.
Для наиболее удобного способа учета затраты необходимо распределить по центрам.
Цель учета по центрам состоит в накоплении данных о затратах по каждому центру ответственности таким образом, чтобы отклонение от сметы могло быть отнесено на ответственное лицо. Применение этого метода облегчает понимание причин возникновения затрат.
Для использования системы учета затрат на обеспечение качества на основе постоянных правил и тем самым обеспечение возможности сравнения данных по периодам разработана схема учета и анализа затрат, позволяющая производить учет расходов в отдельных областях производства соответственно критериям и счетным документам.
Глава 3. Направления повышения качества продукции АО Филиал «БАЗ-СУАЛ»
Цель планирования затрат на качество заключается в том, чтобы затраты на предотвращение ошибок и контроль не превысили того уровня, который позволил бы снизать затраты на устранение ошибок при уменьшенных общих расходах на обеспечение качества и одновременном сохранении прежнего уровня качества.
Для более полного планирования необходимо:
- Изменение затрат на обеспечение качества (ежемесячно);
- Отчет о затратах на обеспечение качества (ежемесячно);
- Предоставление затрат на регулирующие меры по обеспечению качества, а также меры по исправлению ошибок с целью постоянной оптимизации производства (ежемесячно);
- Выявление тех изделий или областей, которые причиняют убытки из-за невысокого уровня качества (ежемесячно);
- Предложение корректировочных мер и мер улучшения с целью снижения издержек производства либо повышения производительности (по мере необходимости).
Финансовые отчеты о деятельности по управлению качеством регулярно представляют руководству для проверки и увязки с другими экономическими показателями, с целью оценки соответствия и эффективности системы качества, выявление дополнительных областей, требующих внимания и совершенствования, установления целей улучшения качества и сокращения затрат на последующий период.
Отчеты составляются один раз в квартал и предоставляются ответственному за конечный результат, консультанту при принятии решения и ответственному за качество.
Общие затраты на обеспечение качества в 2016 г составили 168 047 тыс. р., увеличившись по сравнению с 2015 г на 13 789 тыс. р. или на 8,9%. Рост затрат объясняется:
- более точным и систематическим учетом, согласно системе качества;
- ростом заработной платы на предприятии, цен на материалы и услуги.
Таблица 2.2
Затраты на предупреждение дефектов за 2015-2016 гг.
Наименование затрат |
За 2015 г сумма, тыс. руб. |
За 2016 год |
|||||
сумма, тыс. руб. |
удельный вес в обороте, % |
удельный вес в общих затратах, % |
|||||
Управление службой обеспечения качества |
1856 |
2168 |
0,03 |
0,04 |
|||
Сертификация продукции |
2991 |
0 |
0 |
0 |
|||
Внешний аудит |
0 |
4337 |
0,07 |
0,08 |
|||
Отборная оценка и проверка поставщиков |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Контроль проекта |
8854 |
9215 |
0,14 |
0,17 |
|||
Уход за средствами |
4895 |
5421 |
0,08 |
0,1 |
|||
Обучение по обеспечению качества и контроля |
3067 |
7589 |
0,12 |
0,14 |
|||
Мотивация качественного труда |
0 |
2168 |
0,03 |
0,04 |
|||
Итого затрат на предупреждение дефектов |
21663 |
30898 |
0,48 |
0,57 |
|||
За 2014 год |
|||||||
Итого затрат на предупреждение дефектов |
21663 |
0,37 |
0,43 |
Полезные затраты складываются из затрат на предупреждение дефектов и затрат на контроль и оценку уровня качества. В 2016 г они составили 125 764 тыс. р. По сравнению с предыдущим годом рост составил 14,2%. Проведен внешний аудит качества изготовляемой продукции, увеличились затраты на обучение по обеспечению качества и контроля, контроль полуфабрикатов и готовой продукции.
Таблица 2.3.
Затраты на контроль и оценку уровня качества
Наименование затарт |
За 2015 г сумма, тыс. руб. |
За 2016 год |
||
сумма, тыс. руб. |
удельный вес в обороте, % |
удельный вес в общих затратах, % |
||
Контроль опытного образца и испытания |
7741 |
8673 |
0,14 |
0,16 |
Входной контроль полуфабрикатов |
12453 |
16263 |
0,25 |
0,3 |
Входной контроль материалов |
17512 |
21141 |
0,33 |
0,39 |
Внутрипроизводственный контроль |
25674 |
22226 |
0,35 |
0,41 |
Контроль готовой продукции |
18965 |
21683 |
0,34 |
0,4 |
Контроль средств контроля и их ремонт |
6146 |
4879 |
0,08 |
0,09 |
Итого затрат на контроль и оценку уровня качества |
88491 |
94865 |
1,48 |
1,75 |
За 2014 г |
||||
Итого затрат на контроль и оценку уровня качества |
88491 |
1,52 |
1,76 |
Сумма потерь от брака за рассматриваемый период (см. таб. 2.4) уменьшилась на 4,1%, а доля в общих затратах снизилась до 0,78% (по сравнению с 0,81% за 2014 г.).
Таблица 2.4
Убытки от брака
Наименование затарт |
За 2015 г сумма, тыс. руб. |
За 2016 год |
||
сумма, тыс. руб. |
сумма, тыс. руб. |
|||
Брак окончательный |
6647 |
5963 |
0,09 |
0,11 |
Повторное выполнение работ по изготовлению полуфабрикатов |
24925 |
22226 |
0,35 |
0,41 |
Повторный контроль после доработки |
3785 |
4337 |
0,07 |
0,08 |
Доработка исправляемого брака |
2258 |
3253 |
0,05 |
0,06 |
Дополнительная разработка технологических процессов и документации |
5456 |
4879 |
0,08 |
0,09 |
Исследование проблем |
1033 |
1626 |
0,03 |
0,03 |
Итого убытков |
44104 |
42283 |
0,66 |
0,78 |
За 2014 г |
||||
Итого убытков |
44104 |
0,69 |
0,81 |