Файл: Оценка готовности детей к школе (психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста (6-7 лет)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению
1.2 Личностная и социально-психологическая готовность к школьному обучению
1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Глава 2 Исследование психологической готовности к школьному обучению
2.1 Констатирующий эксперимент
Ключ:
Шкала оценивания уровня исходной мотивации учения у детей
Коэффициент готовности |
Уровень мотивационной готовности |
8-10 |
Полная психологическая готовность |
5-8 |
Не достаточная готовность |
менее 5 |
Не готов |
Методика №3. Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах, автор Р.С. Немов, (см. Приложение В).
Цель: психодиагностика словесно-логического мышления детей, поступающих в школу.
Инструкция: особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на серию вопросов. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.
Ключ:
Шкала оценивания степени развитости мышления у детей
Коэффициент готовности (V) |
Уровень развитости мышления |
10 |
очень высокий |
8-9 |
высокий |
4-7 |
средний |
2-3 |
низкий |
0-1 |
очень низкий |
Методика №4. Узнавание фигур, автор Н.А. Бернштейн, (см. Приложение Г).
Цель: оценка состояния памяти.
Инструкция: Взрослый говорит: «Рассмотри внимательно фигуры, которые я покажу, и постарайся их запомнить». Время демонстрации 10 сек. (рис. 56а). Сразу после показа предъявляют табл. 2 (рис 56б), где фигуры-эталоны расположены в случайном порядке среди других фигур. Ребенок должен опознать среди них те, которые он запоминал.
Ключ:
Шкала оценивания состояния памяти
Коэффициент готовности(кол-во узн.фигур. (V) |
Уровень памяти |
9 |
Очень высокий |
7-8 |
Норма |
6 |
Низкая норма |
меньше 6 |
Низкий результат |
Вывод: Констатирующий эксперимент состоит из четырех методик. Методика №1 Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний, автор Р.С. Немов. Методика №2 Отношение ребенка к обучению в школе, автор Р.С. Немов. Методика №3 Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах, автор Р.С. Немов. Методика №4 Узнавание фигур, автор Н.А. Бернштейн.
2.2 Анализ и интерпретация данных
В рамках изучения уровня психологического развития ребенка по методике «общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», были получены следующие первичные показатели, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты изучения психологического развития детей дошкольного возраста
Испытуемые |
Показатели |
Результат |
|||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
9 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
6 |
3 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
6,5 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
8,5 |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
5 |
7 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
5,5 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9,5 |
9 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0,5 |
0,5 |
5,5 |
10 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
6 |
Обобщенные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Общие показатели психологического развития детей
Уровень |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
30% |
70% |
0% |
Как показано в данной таблице к высокому уровню психологического развития относятся 30% , к среднему 70% и к низкому 0% детей.
Таким образом, у большинства детей наблюдается средний уровень психологического развития, для его улучшения родители должны как можно больше общаться с детьми на разносторонние темы, отвечать на вопросы интересующие ребенка, заинтересовывать раннее неизведанным.
Для более наглядного представления результатов была составлена диаграмма, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общие показатели психологического развития детей
В ходе исследования исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу по методике «отношение ребенка к обучению в школе», были получены следующие первичные показатели, представленные в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели исследования исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу
Испытуемые |
Показатели |
Результат |
|||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
6 |
2 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
4 |
3 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
3 |
4 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
3 |
5 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
6,5 |
6 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
3 |
7 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
4 |
8 |
1 |
0,5 |
1 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
6 |
9 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 |
10 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
3 |
Анализ полученных результатов позволил составить следующую обобщенную таблицу 4.
Таблица 4 - Сравнительные показатели исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу
Уровень |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
0% |
40% |
60% |
Как показано в данной таблице к высокому уровню исходной мотивации учения у детей, поступающих, в школу относятся 0% , к среднему 40% и к низкому 60% детей.
Таким образом, можно отметить, что у большинства детей поступающих в школу низкая мотивация. Крайне важно вовремя повысить мотивацию, пока это не привело к серьезным проблемам в учебе, для этого необходимо выяснить причину отсутствия желания идти в школу. Важным является поддержка родителей.
Для более наглядного представления результатов была составлена диаграмма, которая представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Сравнительные показатели исходной мотивации учения у детей, поступающих в школу
В рамках диагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу по методике «определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», были получены следующие первичные показатели, представленные в таблице 5.
Таблица 5 - Результаты диагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу
Показатели |
Испытуемые |
|||||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
2 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0 |
0,5 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0 |
0,25 |
3 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
4 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
5 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
8 |
0,5 |
0,25 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
11 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0,5 |
0,25 |
0 |
0 |
0,25 |
0,5 |
0 |
12 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
0 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0,25 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15 |
0,25 |
0 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0 |
0 |
0,25 |
0 |
16 |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
17 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0,25 |
0 |
0,25 |
18 |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
0,5 |
19 |
0,25 |
0 |
0,5 |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
0 |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
20 |
0 |
0,25 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
0,25 |
0 |
0 |
0 |
Результат |
5 |
2,75 |
3 |
4,25 |
5,5 |
3,5 |
3 |
5,5 |
3,75 |
3,75 |
Анализ полученных результатов позволил составить следующую обобщенную таблицу 6.
Таблица 6 - Сравнительные показатели словесно-логического мышления детей, поступающих в школу
Уровень словесно-логического мышления детей, поступающих в школу |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
0% |
70% |
30% |
Данная таблица показывает, что 70% детей имеют средний уровень словесно-логического мышления, 30% низкий, детей высокого уровня мышления не наблюдается.
Для того чтобы уровень мышления улучшился, необходимо ежедневно проводить с ребенком различного рода упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать, искать схожести и различия, использовать самые различные логические задачи.
Для более наглядного представления результатов была составлена диаграмма, которая представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Сравнительные показатели словесно-логического мышления детей, поступающих в школу
В ходе оценки состояния памяти у детей, поступающих в школу по методике «узнавание фигур», были получены следующие первичные показатели, представленные в таблице 7.
Таблица 7 - Результаты оценки состояния памяти детей, поступающих в школу.
Испытуемые |
Показатели |
Результат |
1 |
7 |
Норма |
2 |
6 |
Низкая норма |
3 |
5 |
Низкий результат |
4 |
8 |
Норма |
5 |
6 |
Низкая норма |
6 |
7 |
Норма |
7 |
6 |
Низкая норма |
8 |
7 |
Норма |
9 |
5 |
Низкий результат |
10 |
6 |
Низкая норма |
Анализ полученных результатов позволил составить следующую обобщенную таблицу 8.
Таблица 8 - Сравнительные показатели состояния памяти детей, поступающих в школу.
Уровень |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
40% |
40% |
20% |