Файл: Понятие и классификация функций государства (Функции государства: понятие, черты, виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждая функция государства обладает объектом, на который и распространяет свое воздействие и содержание. Объект — определенная область общественных отношений (экономика, политика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Аспектом разделения функций государства как раз таки и служат объекты. Сущность функций отражает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются соответствующие областям органы.

Функции государства разнообразны, процесс, в ходе которого они возникают и изменяются, зависит от возникающих проблем и задач, встающих на пути общества в ходе его эволюции, и преследуемых им целей. Задачи и проблемы являются препятствием, требующим разрешения, а функция – это вид деятельности, целью которого и есть разрешение данных препятствий. Иными словами, функции и задачи как понятия являются связанными, но не тождественными. Для государства, в различные его периоды развития, значение, имеющее приоритет, приобретают те или иные задачи, таким образом, различные функции становятся первостепенными. На определенных этапах развития центр тяжести переносится в сферу политики, тогда в деятельности государства ключевое место занимает реализация функций государственной власти, на других – в сферу экономики, когда повышенное внимание уделяется экономической функции.[5] Исполнение каких-либо задач приводит к исчезновению определенных функций, появление новых — к появлению других.

    1. Классификация (виды) функций государства.

С целью изучения функций государства и использования на практике научных знаний в данной области, активно применяется метод классификации, поскольку в отсутствие данного метода систематизировать и сопоставить многообразие государственно-правовых процессов и явлений почти не представляется возможным.

Классификационные критерии, т.е. сумма признаков, которые позволяют относить те или другие функции к определенной группе, классу, носят различный характер.

Для классификации функций государства существуют различные основания. В мировой юридической литературе выделяют нижеследующие критерии классификации:

- по сферам реализации;

- по продолжительности действия;

- по социальной значимости;


- по правовым формам существования (принципу разделения властей);

- на основании территориального масштаба.

Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции ориентированы на разрешение проблем и задач, меющихся внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Необходимо отметить, что единого мнения среди ученых относительно перечня внутренних и внешних функций нет.

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах существования и развития государства, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение). [6]

По социальной значимости принято выделять основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». [7] Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70- е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

Но следует иметь ввиду, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «главнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны, функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий – экологическая функция выходит на первый план.


Как отмечает М.Н. Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции».[8] Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции.

К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А. Комаров и А.Б. Венгеров.[9]

Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

      1. Внутренние и внешние функции.

Внутренние функции государства — это приоритетные направления деятельности государства в сфере управления и поддержания комфортной внутренней жизни общества. Внутренние функции классифицируются в зависимости от сфер деятельности государства. Любое государство решает несколько лежащих в основе социальных, экономических, охранных и контрольных задач, вне зависимости от государственного устройства или формы правления. Соответствуя вышеперечисленным сферам деятельности государства, внутренние функции делятся на экономическую, социальную, контроля финансов, охраны правопорядка и природоохранную (экологическую).

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах управления государства экономическими отношениями.


В правовом государстве, осуществляющем свою деятельность в условиях рыночной экономики, государственное регулировнаие экономических отношений происходит, в основном, методами экономическими, а не административными. Такому государству характерна свобода и независимость собственника, обеспечивающие действительное равенство и самостоятельность не только производителей, но и потребителей социальных благ.

Все экономические системы, существующие в настоящее время, объективно являются смешанными (как уже говорилось выше, в правовом государстве - с усиленным влиянием рынка, иначе - государства). На практике в этих системах рыночная система и государство разделяют между собой выполнение пяти следующих функций:

  • Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности
  • Поддержание конкуренции на рынках
  • Перераспределение доходов
  • Перераспределение ресурсов
  • Стабилизация экономики страны

Вышеперечисленные функции отражают непосредственные действия государства при выполнении своей обязанности. Они способствуют упрощению и укреплению системы рыночного типа.

2. Социальная функция государства призвана гарантировать социальную защищенность личности, стабильные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве экономических благ.

Государство выступает в роли защитника интересов личности. В настоящее время развитые страны все больше стремятся к проведению социальной политики в связи с повышением важности защиты прав и свобод всего населения земного шара.

Во-первых, социальная политика правового государства подразумевает тот факт, что общественные блага распределяются независимо от трудового вклада для справедливого обеспечения тех слоев населения, которые не способны по каким-либо причинам полноценно трудиться (инвалидам, больным, пожилым людям, детям, студентам).

Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.


3. Политическая функция – деятельность государства по обеспечению народа властью и формированию демократического общества. Государство несет ответственность перед обществом, выступая его официальным представителем.

Для формирования демократического государства необходимо наличие четко выстроенной системы по управлению обществом, сохраняющей легитимность и эффективность власти. Также должны соблюдаться конституционные права народа о возможностях и способах выражения его власти.

Государство не должно оставаться в стороне и при возникновении противоречий групповых и индивидуальных. Его задача состоит в разрешении национальных, религиозных и социальных конфликтов, поиске компромисса.

4. Функция финансового контроля заключается в выявлении и учете государством доходов производителей. Согласно закону, доля от этих доходов должна поступать в государственный бюджет с целью удовлетворения социальных и прочих нужд государства. Контроль над правильностью распределения налогов проводит государство. Это возможно только при эффективном финансовом контроле, который позволяет государству в дальнейшем использовать накопленные средства в интересах общества.

Являясь самостоятельной функцией, ее нельзя назвать одним из направлений деятельности экономической, так как она не поглощается ей, а выполняет свою роль, воздействуя на эфффективную работу экономической функции.

Функция финансового контроля является также контрольно-ревизионной. Это включает в себя не только выявление нарушений исполнения законов в сфере использования финансовых ресурсов собственников, но и анализ причин нарушений, предложения по устранению, а также предупреждающие действия по недопущению последующих неправомерных действий.

Если говорить о конкретных мерах финансового контроля, применяемых в мировой практике, то можно перечислить следующие:

  • контроль источников поступления средств в бюджет;
  • надзор за расходованием бюджетных ресурсов;
  • контроль над эффективностью использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее национализации, приватизации;
  • наблюдение за деятельностью государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • надзор за обращением бюджетных средств, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;
  • контроль необходимости предоставления и законности использования льгот по налогообложению и получения дотаций; пресечение финансовых злоупотреблений.