Файл: Понятие и классификация функций государства (Функции государства: понятие, черты, виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение функций государства является важной и существенной проблемой во всех промежутках формирования общества, на каждом этапе развития человечества. В первую очередь, это связано с происхождением и историей формирования государства. Развитие государства - это объективно закономерный процесс, который обусловлен как развитием общества внутри него, так и прочими культурно-историческими, социально-экономическими, эколого-географическими, нравственно-религиозными, военно-политическими и другими обстоятельствами.

Известно, что в истории человечества существовало большое количество государств, приходящих на смену друг другу. В наше время период возникновения новых государств еще не закончился. Некоторые государства могут распадаться; другие же соединяются в более крупные.

Таким образом, вопрос появления государств стоит до сих пор. И в нынешнем времени зарождаются новые предпосылки и формы их возникновения.

Процессы возникновения, объединения и распада государств приводят к изменению их функций, а именно, определений того, как и что «совершает» государство.

Государство является сложной политической организацией с собственным социально-экономическим укладом, традициями и культурой, выступающей управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многоаспектна, она захватывает самые антагонистические стороны жизни общества. Изучение государства подразумевает не только исследование его статики, но и обзор процессов его динамики, того, как социальный институт функционирует, изменяется, действует, формируется, развивается, как осуществляет своё социальное предназначение.

Рассматривая вопрос о функциях государства представляется возможным посмотреть на государство с точки зрения его многогранной деятельности, установить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, степень его организованности и производительности.

Целью моей работы является раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности; выделение формальных признаков функций государства; характеристика различных классификаций функций государства; рассмотрение основных внешних и внутренних функций; краткое рассмотрение основных функций Российского государства, а также выделение форм и методов осуществления функций государства.


Глава 1.Функции государства: понятие, черты, виды

    1. Понятие функций государства

Теория государства и права с целью отображения, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства применяет понятие функции государства — непосредственной характеристики того, что и как государство «делает».

Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовым существом и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач.Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Определение функций отражает, что конкретно делает данное государство, чем именно занимаются его органы и какие проблемы они должны решать. Функции необходимы для отражения той деятельности государства, осуществляя которую оно может систематично решать поставленные перед ним вопросы и задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике, обозначая каждый этап изменения. Они устанавливаются в зависимости от типа государства, а так же связываются с объективными потребностями. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития. [1]

Понятие «функции государства» не применимо приравнивать к понятию «политика государства». Политика все же более связана с интересами групп людей, находящихся в данный момент у власти, а не с интересами всего государства в целом, поэтому с виду одна и та же функция может совершенно по-разному реализовывать конкретную политику. В функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.

В функциональную характеристику государства также входит рассмотрение средств и способов, обеспечивающих выполнение государством наложенных на него функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для исполнения функций государства. Каждая часть этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение обязанностей по управлению обществом. В этом и заключается важность разделения таких понятий как функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.


Итак, для обеспечения стабильности в выполнении своих функций в любом государстве формируется специальная структурированная организация, называемая государственным аппаратом. Аппарат государства - это иерархическая система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, обладающих в пределах своей компетенции правом общеобязательных решений с целью реализации функций государства. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата, обладающими властными полномочиями и участвующими в реализации определённых функций государства.[2] Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Как правило, система государственных органов устанавливается и регламентируется конституцией (основным законом государства). Функции органов государства определяются самим государством, а закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. Функции же государства определяются не только законодательными органами, а его природой, формируются самой жизнью общества. Все функции определенных государственных органов подчиняются функциям государства и не могут им противоречить. По этой причине деятельность государственных органов обязана проходить в русле основных функций государства, а построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, базируясь на строгой правовой основе.

Функции государства не являются постоянным набором направлений его деятельности. С развитием общества и государства, усложнением и усовершенствованием жизни, на различных этапах появляются новые, неизвестные ранее функции государства.

Вся деятельность государства по выполнению своих функций нацелена на выполнение главной задачи: создать условия, которые бы смогли обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, а также его физическое, нравственное и материальное благополучие, дать максимальную правовую и социальную защищенность и независимость личности; а главной целью будет являться формирование гражданского общества. Государство всегда должно выступать как высший хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. [3]


    1. Признаки (черты) функций государства

Во всей мировой литературе, включающей и отечественную и зарубежную, не существует единого мнения о понятии функции государства. Но общее представление о них все же имеется. Из ряда общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других как государственных, так и негосударственных явлений, нужно перечислить прежде всего следующие.

1. Функции государства носят комплексный характер. Являясь основными направлениями деятельности государства, их нельзя приравнивають к самой деятельности или отдельным сферам деятельности государства. Сущность каждой функции формируется из множества однородных аспектов деятельности государства. Предполагается осмысленная, направленная на определенную цель деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.

2. По своему содержанию, характеру и назначению функции государства никогда не бывают нейтральными для социума. Они всегда выражают и отображают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них постоянно должна проявляться реальная, социально обусловленная роль, которую осуществляет государство в ходе решения задач и проблем развития общества, экономики, и самого государства.

3. Основные черты функций обуславливаются не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и направленностью, но и особенностями, стоящими перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Важность и масштаб реализации первых в существенной мере обусловливается значимостью и размером последних. Функции, являясь средством достижения целей и решения главных государственных задач, во большинстве своем, находятся в зависимости и формируются характером этих целей и задач. Так, в условиях экономической блокады со стороны государств, имеющих разногласия, когда перед государством и обществом стоят задачи в сохранении собственного производства и поддержания экономической стабильности, на первый план выходит функция, способствующая избавлению от кризиса.

4. Функции государства не следует приравнивать к функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть или на отдельные его части. А функции государственных организаций, по сравнению с функциями всего государства, обладают более узким характером.


5. Функции государства различаются собственными способами и формами реализации. Формы осуществления функций определяют взаимосвязь государства с правом как одним из основных средств осуществления власти. Посредством права государство проводит в жизнь свои функции, задачи в сферах экономики, политики, формирования идеологии. Государство осуществляет свою деятельность, издавая юридические нормы, организуя их исполнение и обеспечивая, охраняя их. В зависимости от этих случаев, различают три основные формы осуществления функций:

  • Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, закрепляющих программы, способствующие осуществлению деятельности людей. Она заключается в издании нормативно-правовых актов, т.е. актов, устанавливающих новые нормы, изменяют или отменяют старые.
  • Правоисполнительная - государственная деятельность, отражающаяся в принятии мер по исполнению норм права. Состоит она, главным образом, в издании властных индивидуальных актов, т.е. таких актов, которые рассчитаны только на данный, конкретный случай (например, издание разового планового акта по строительству, присуждение какой-либо награды гражданину).
  • Правообеспечительная (правоохранительная) – деятельность государства, напрямую выражающаяся в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В ходе реализации данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

Государство, руководствуясь теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.[4]

Функции государства по своей сущности объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, поэтому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций способно спровоцировать отрицательную реакцию в жизни общества.

В это же время объективный характер функций государства не исключает субъективного фактора, роль которого очень велика. Недопустимо говорить о том, что эти функции реализуются помимо воли и сознания людей. Государство функционирует плодотворно только тогда, когда его функции в полном объеме соответствуют объективным потребностям общества, а, соответственно, и потребностям всех его членов. Следовательно, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. К тому же все это должно базироваться на сознательной деятельности людей.