Файл: Понятие и классификация функций государства (Функции государства: понятие, черты, виды).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.
Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.
Организационно-регламентирующая деятельность — это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.
Организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.
Организационно-идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работало обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).[16]
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
Методы осуществления функций государства – способы воздействия государства на субъектов гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач.
Государственная власть, как и другие формы социальной власти, осуществляется двумя основными методами: под воздействием авторитета государства – методом убеждения; под воздействием силы – методом принуждения.
В первом случае властные предписания признаются и добровольно выполняются субъектами общественной жизни, осознающими, что государство действует в их общих интересах. Во втором – решения проводятся вопреки воле управляемых, когда они добровольно не подчиняются предписаниям государственной власти.
Принуждение может реализоваться посредством подавления – ограничения возможностей для отдельных лиц или организаций противодействовать власти. Принуждение осуществляется и в форме насилия – прямого психического или физического воздействия на людей, не подчиняющихся требованиям органов власти.
В процессе исторического развития все больший удельный вес при реализации функций государства приобретает метод убеждения. Метод принуждения применяется в рамках, строго определенных правом, только по отношению к отдельным лицам. В цивилизованном обществе основой осуществления функций государства является не сила, а авторитет государственной власти.
Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в-третьих, - обеспечивает, охраняет их.
Заключение
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. Исчезают одни функции, возникают другие.
Функции государства — это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих.
Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние. Среди внутренних можно выделить экономическую, социальную, экологическую, функцию финансового контроля, обороны страны, охраны правопорядка, а среди внешних – функции международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику, поддержания мирового правопорядка, охраны окружающей среды и культурно-технического сотрудничества.
Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.
На современном этапе развития Российское государство старается в полной мере реализовать свои внутренние функции во благо населения страны и, являясь полноправным членом мирового сообщества, и базируясь на международном сотрудничестве, прикладывает все усилия для реализации внешних функций. В нём существуют законодательная, управленческая (исполнительная), судебная, контрольно-надзорная формы осуществления функций государства. Государственная власть, как и другие формы социальной власти, осуществляется двумя основными методами: под воздействием авторитета государства – методом убеждения; под воздействием силы – методом принуждения.
Библиография
I. Официальные нормативные акты и документы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ
II. Монографии и учебники
3. Катаев Н.А., Лазарев В.В..Теория государства и права. Уфа.1994г.
4. Коваленко А.И. Общая теория государства и права. Учебное пособие, Москва: ТЕИС. 1996г.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.. 2001г.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. Москва. Зерцало ТЕИС, 1996г.
7. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Москва. Юристъ, 2001г.
8. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. Москва. Российское право 1998г.
9. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Марченко М.Н. Москва 1998г.
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Москва. 2002г.
11. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. Москва. 1970г.
12. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. Москва. 2002г.
III. Научные статьи
13. Матузов Н.И. Малько А.В. Указание сочинений. - с.57.
14. Хропанюк В.Н. Указание сочинений - с.155.
-
Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Москва. Юристъ, 2001г - с.56 ↑
-
Матузов Н.И. Малько А.В. Указание сочинений. - с.57. ↑
-
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Москва. 2002г. - с.155. ↑
-
Хропанюк В.Н. Указание сочинений - с.155. ↑
-
Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. Москва. Российское право 1998г. - с.86. ↑
-
Матузов Н.И, Малько А.В. Указание сочинений - с.58. ↑
-
Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. Москва. 1970г. - с.134. ↑
-
Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Марченко М.Н. Москва 1998г. - с.94. ↑
-
Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.. 2001г. - с.74. ↑
-
Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. Москва. 2002г. - с.7. ↑
-
Хропанюк В.Н. Указание сочинений - с.163. ↑
-
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. ↑
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ ↑
-
Катаев Н.А., Лазарев В.В..Теория государства и права. Уфа.1994г. – с.88. ↑
-
Коваленко А.И. Общая теория государства и права. Учебное пособие, Москва: ТЕИС. 1996 г. – с.301. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. Москва. Зерцало ТЕИС, 1996г. – с.105. ↑